Государство вторгается в кино
Несомненно, создание национально-ориентированной политики в сфере развития искусства является, как показал отечественный и зарубежный опыт, важнейшим фактором сохранения суверенного культурного пространства страны. Одним из самых влиятельных видов искусства является кино, именно поэтому крайне важно дать профессиональному сообществу правильный идеологический посыл и замотивировать на создание качественных произведений. Новая Стратегия государственной культурной политики до 2030 года как раз и служит этой цели.
Следует отметить, что в новой Стратегии предлагается реформировать и повысить эффективность системы финансирования как культуры в целом, так и кинематографа в частности. Так, к примеру, предлагается совместить элементы бюджетного финансирования и определенные налоговые преференции для учреждений культуры и участников государственно-частного партнерства. Также предлагается создать так называемый институт бюджетных назначений и ввести специализированные маркированные налоги, направляемые на развитие некоторых сфер культуры. Предполагается, что этому будут способствовать и фонды целевого капитала по видам культурной деятельности. В Стратегии особо подчеркивается тот факт, что расходы на культуру в России в целом растут, это во многом обусловлено иной расстановкой приоритетов в данной сфере. В немалой степени этому способствовали «майские указы» Владимира Путина. Так, в 2014 году расходы на культуру и кинематографию в консолидированном бюджете Российской Федерации составили 410 миллиардов рублей, что на 33,1 миллиарда рублей выше уровня предыдущего года.
И что бы там ни говорили огульные критики власти и представители разного рода несистемных политических партий, в результате реализации указов президента заработная плата работников учреждений культуры по сравнению со средней зарплатой по Российской Федерации выросла с 55% в 2012 году до 74% в 2015 году (за 9 месяцев), составив 24514 рублей. При этом в 2000 - 2014 годах оплата труда в сфере культуры и искусства в номинальном выражении увеличилась почти в 19 раз (в реальном выражении - в 3 раза за 15 лет). Таким образом, мы видим, что несмотря на существенные трудности и определенное сокращение ведомственного фонда структур организаций, занимающихся культурной деятельностью (что связано, в первую очередь, с закрытием культурно-досуговых центров в сельской местности), развитие отрасли все же шло, и государство хоть и медленно, но наращивало ассигнования.
Что касается сферы кинематографии, то в Стратегии предлагается три сценария развития: инерционный, инновационный и базовый, причем именно последний является наиболее реалистичным. Согласному ему планируется увеличение доли российских фильмов в отечественном прокате к 2018 году до 25%, а к 2030 — до 30%. Существенный прогресс предполагается и в области расширения зоны покрытия кинотеатров: до 5000 запланировано довести количество залов в кинотеатрах к 2030 году. Также правительство предполагает сохранение тренда на рост популярности и посещаемости киносеансов: к 2020 году среднее число посещений киносеансов одним жителем в год должно составить 0,8 по сравнению с 0,35 в 2012.
Однако
зачем же нужен какой-то особый патерналистский подход государства, в частности,
к кинематографу? Дело в том, что существуют вполне обоснованные риски подрыва традиционных нравственных ценностей,
причем массовая культура и кино играют в этом процессе ключевую роль. В Стратегии
прямо
Как уже подчеркивалось выше, государство планирует повысить посещаемость киносетей к 2030 году почти в 2,5 раза — и в качестве целей Стратегии указывается необходимость стимулировать их развитие в крупных и малых городах при одновременном содействии увеличению доли российских фильмов в отечественном прокате. Если же говорить о приоритетах, то одним из основных заявлен вклад в развитие отечественной анимации, в сфере которой Россия всегда занимала лидирующие позиции в мире. Это будет осуществлено посредством формирования из крупных анимационных студий индустриального ядра анимационной отрасли, а также с помощью поддержки авторских проектов российских аниматоров. В Стратегии подчеркивается, что государство будет заниматься расширением и защитой каналов сбыта анимационной продукции, способствовать укреплению сотрудничества со смежными отраслями, такими как образование, культура, спорт, а также развитием соответствующей технологической базы.
Помимо анимации, предусматривается дальнейшее развитие существующих механизмов поддержки отечественного кинематографа. Тут и поддержка российских продюсеров, и дотирование кинопроката, укрепление структуры производства массового кино и меры, направленные на стимулирование качества российского кино, с чем сейчас, безусловно, есть проблемы.
Между
тем, поддержка государства осуществляется уже сейчас. Фонд кино
распределит между крупнейшими кинокомпаниями 1,8 миллиарда рублей. По итогам
отбора деньги в этом году
И тут мы подходим к самому важному: несмотря на то, что государство готово выделять и выделяет во все более увеличивающихся объемах средства на отечественный кинематограф, идейное содержание кинокартин зачастую существенно разнится с приоритетами государственной культурной политики. Проблема не в технической стороне дела: делать качественную картинку у нас уже давно научились, да и режиссеры мирового уровня тоже есть, взять того же Михалкова или Бекмамбетова. Проблема в том, что и продюсеры и режиссеры и сценаристы продолжают жить объедками с чужого голливудского стола, заимствуя оттуда сюжеты, героев и ценностную парадигму. Они не могут, как младенцы, оторваться от пуповины современной западной масс-культуры, которая во многом и сформировала их за последние 20-30 лет.
И вот с этим нужно бороться уже не государству, которое такими вещами занимается, как показывает опыт, не очень эффективно, превращая порой все в унылую цензурированную казарму. Бороться за культурную идентичность в кинематографе должно здоровое российское гражданское общество, которое при должной степени консолидации способно дать отпор и наказать рублем любого зарвавшегося продюсера и кинопрокатчика. История с провалом скандальной комедии «8 лучших свиданий» с актером Зеленским в главной роли — лучшее тому подтверждение. Если у нас рынок, и решает потребитель – вот и давайте покажем, что мы на самом деле думаем. Ну а государство, со своей стороны, поддержит те проекты, которые будут пользоваться доверием и уважением общества, ведь именно ему оно, в конечном итоге, и служит.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter