аналитика
20 Декабря 2015, 22:04


“Киты” шоу-бизнеса жаждут монополии

1 735 14
“Киты” шоу-бизнеса жаждут монополии Фото: hellbentrocks.com

15 декабря Госдума приняла в первом чтении Законопроект № 942424-6 “Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации".

В пояснительной записке к документу много пафоса. Это и сожаление о том, что сфера шоу-бизнеса до сих пор не урегулирована, и печаль о “бедных организаторах” мероприятий, которые в случае их срыва не всегда могут выплатить компенсации разочарованным зрителям, что может привести прям-таки к “параличу отрасли”.

Осуждаются те, кто “идет в эту отрасль за легкими деньгами, не имея достаточных профессиональных навыков”. Как будто желание получить наивысшую прибыль при минимуме затрат не является фундаментальным принципом всех без исключения сфер бизнес-деятельности, а “киты” российского шоу-бизнеса, лоббировавшие этот закон — исключительно “бессребренники”.

Авторы также использовали такой “неубиваемый” козырь, как угроза терроризма: дескать, “плохие” промоутеры недостаточно проникаются этой опасностью и не заботятся о защите зрителей. Вспоминается и пожар в баре “Хромая Лошадь”, из-за нарушения правил противопожарной безопасностью. Ну а в заключение депутатам гарантируется наступление полного ажура — и это при “отсутствии дополнительных расходов со стороны государства и необходимости изменения законодательных актов”.

Что же станет настоящей “волшебной палочкой”, должной по мысли создателей нового закона, чудесным образом решить все накопившиеся проблемы? Ключевым пунктом документа является создание так называемых “саморегулируемых организаций” (СРО), объединяющих не менее 50 индивидуальных промоутеров или юридических лиц. Эти структуры и должны взять на себя выработку правил для “хорошего” шоу-бизнеса, организовать компенсационные фонды для потенциальных жертв разных “форс-мажоров” — и, главное, следить за “соответствием занимаемым должностям” своих членов.

Ну а главная “изюминка” в том, что отныне, за исключением совсем уж мелких концертов в залах и площадках до 400 квадратных метров площади, их организацией смогут заниматься только “члены профсоюза”, пардон, “гильдии”, как их условно назвал один из главных идеологов законопроекта, известный продюсер Иосиф Пригожин.

Он же озвучил и главную “хотелку” своих единомышленников: указанные “гильдии” должны заниматься регуляцией интересов организаторов гастрольно-концертной деятельности и зрителей, но … без участия государства! То есть, конечно, не считая необходимости принятия высшим законодательным органом этого государства юридически обязательного для всех документа, защищающего интересы его лоббистов-“частников”, но разве на такую “мелочь” стоит обращать внимание?

***

Вообще, требование государственной “обязаловки” для обеспечения “цеховых” интересов одной из влиятельных групп медиа-бизнеса — это чистой воды “оксюморон”, вроде “горячего льда, твердого воздуха, белого угля” и прочих нонсенсов из этого ряда. Дело даже в не суммах, называемых отдельными критиками рассматриваемого законопроекта (150 тысяч рублей вступительного взноса в “саморегулируемую организацию”, 500 тысяч штрафа на владельцев площадки, предоставивших ее “вольным промоутерам”). Как раз эти цифры в тексте документа обнаружить сложно.

Дело в том, что депутатов Думы пытаются откровенным образом “развести” под благовидным предлогом на санкционирование давно отвергнутого большинством развитых государств “цехового принципа” ведения бизнеса. В средневековых городах, именно “цеха”, объединения мастеров по отдельной отрасли (кузнецов, пекарей, сапожников и проч.) являлись основными формами организации производства.

Но, как любая форма “картельного сговора”, они приводили лишь к стагнации развития, ведь внутри цеха конкуренции практически не было. Зато было совместное установление общих для всех членов цеха цен, затруднение возможности увеличения количества мастеров за счет приема подмастерьев и учеников, “драконовские” меры против “партачей”, свободных мастеров, пришедших из других городов или изгнанных из цеха.

В Новое Время государства положили максимум усилий, чтобы покончить с такой системой. Мало-мальски значимые рудименты средневековых гильдий остались разве что в виде ассоциаций врачей да адвокатов. Нет, конечно, никто не мешает гражданам любой специальности объединяться в любые союзы. Просто уповать при этом они должны только на себя. Ситуация, когда, например, профсоюз работников автомобильной промышленности потребует о парламента своей страны обязать автозаводы принимать на работу лишь своих членов, немыслима даже во сне. Да, у профсоюзов есть свои “плюшки” вроде возможности защитить угрозой забастовки несправедливо уволенного рабочего. Но “подписывать” в пользу своих корпоративных интересов государство, должное стоять на защите всех своих граждан, и работников, и предпринимателей, и потребителей — это нонсенс.

Кроме того, развитые государства стараются бороться и с монополизацией в предпринимательской среде. “Антитрестовские” законы в США были приняты еще в начале 20 века, когда засилье монополий, вроде нефтяной “Стандарт Ойл” клана Рокфеллеров, “достало до печенок” и граждан, и политиков, и даже других представителей большого бизнеса.

***

А потому попытка протащить через российскую Думу явный средневековой рудимент может вызвать только удивление и сожаление. Ведь даже аргументы его инициаторов по большей части не стоят и выеденного яйца. “Низкий профессиональный уровень” существующих промоутеров, особенно мелких?

Оно-то, конечно, в современных вузах культуры специальность “менеджмент в шоу-бизнесе” действительно существует. Но, как раз среди признанных “мэтров” из числа российских продюсеров (за исключением разве что Иосифа Пригожина, таки окончившего заочно на рубеже “нулевых” ГИТИС по специальности “менеджер-театровед”), не многие могут похвастаться заветными “корочками” — и, соответственно, юридическими претензиями на профессионализм.

Игорь Крутой закончил дирижерско-хоровое отделение пединститута, Михаил Шуфутинский имеет специальности дирижера, хормейстера и преподавателя музыки и пения. А в активе у Валерия Меладзе, чей профессионализм без кавычек уж точно никто не поставит под сомнение, кроме музыкальной школы — лишь Николаевский кораблестроительный институт имени С. О. Макарова, оконченный по специальности “инженер-механик по судовым энергетическим установкам”.

Так что показателем профессионализма в шоу-бизнесе (как и в политике, кстати) может быть только одно: доверие людей, востребованность. Ну это же элементарно: кто будет ходить на концерты, устраиваемые бесталанным промоутером? И последний сразу же разорится. Заодно и вся отрасль очистится от “накипи” чисто рыночными механизмами.

***

Идеологов нового закона беспокоят компенсации за жизнь и здоровье зрителей, забота об их безопасности? Ну так что мешает прописать в отдельных документах,или даже просто ведомственных приказах по линии МЧС, ФСБ, Минздрава обязанность промоутеров покупать страховки на случай форс-мажоров, получать разрешение от профильных ведомств на предмет обеспечения надежности своих мероприятий?

Это может стоить для организаторов дополнительных денег? Ну так тем более, на плаву тогда останутся наиболее крупные и финансово устойчивые игроки. Но, опять же — в соответствии со строго рыночными механизмами.

А в попытке создания “промоутерских гильдий”, да еще со стремлением подключить для этого государство, увы, прослеживаются исключительно личные (или корпоративные) интересы “подмять рынок под себя”. В принципе, на это можно было бы махнуть рукой – если бы не еще один фундаментальный рыночный закон. Чем меньше участников на рынке, чем больше они объединены в “ассоциации”, “картели” и прочие взаимовыгодные структуры, тем дороже их продукция обходится конечному потребителю.

Ну зачем “китам” снижать цены на билеты “звезд”, когда рядом мелкий шоу-бизнесмен предлагает такой же концерт существенно дешевле, если гораздо проще не принять его в ряды “саморегулирующейся организации”, тем самым запретив конкуренту “демпинговать”? Ну или просто потребовать с “неофита” такие членские взносы, чтобы для их оплаты ему пришлось тоже повысить цены на билеты до необходимого уровня. Да по-любому, чтобы оплачивать деятельность такой “надстройки нахлебников”, как СРО, нужны будут немалые деньги.

Другое дело, что вслух о таких механизмах говориться не будет: мало ли формально благовидных предлогов добиться того же самого? Кто-то “по профессионализму” не пройдет, у кого-то “безопасность” будет признана неподходящей. А итогом всего этого станет еще большее облегчение кошельков простых россиян с целью пополнить оные уже у “звездных промоутеров”, зорко защищающих свои интересы в пролоббированных им структурах.

Если депутаты хотят навести порядок в сфере шоу-бизнеса, не надо соблазняться формулировочкой “это ничего не будет стоить для бюджета”. Бесплатный сыр бывает известно где… Хочется отрегулировать — пусть этим занимаются государственные структуры. На чиновников, занятых 2 тысячами промоутеров в масштабе всей России, деньги в бюджете уж как-нибудь найдутся.

Главное, чтобы под эту регулировку попали и те, кто требуют от депутатов наделить контрольными полномочиями исключительно себя любимых. Думается, после этого они первыми станут бороться за “свободу предпринимательства”. Без которой, действительно, никакой пользы в условиях рыночной экономики не может быть в принципе.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров