аналитика
14 Октября 2015, 23:50


Политика антагонизма: Центробанк vs. Столыпинский клуб. Часть 1

2 149 23
Политика антагонизма: Центробанк vs. Столыпинский клуб. Часть 1 Фото: Politrussia.com

Промышленность России не может позволить себе стоять на одном месте. Мало того, что модернизация полезна в условиях санкций - должны же мы оправдать цель импортозамещения по максимуму - так еще и налоги, в условиях кризиса, легче платить, когда на твоем, пусть и маленьком, производстве все процессы работают, как исправный часовой механизм. Это понимают финансовые аналитики и главные акторы экономической жизни России, хоть и вызывают их прогнозы и утешения насчет финансового и инвестиционного здоровья страны не совсем однозначные отклики у населения. Оспаривать любые точки зрения - все же менее полезное занятие, нежели анализ состояния дел в реальных секторах экономики. Посмотрим, что предлагают нам сами предприниматели и организации, их объединяющие.

Российская промышленность стагнирует достаточно продолжительное время. С этой оценкой экспертов можно сколь угодно долго не соглашаться, однако сами игроки рынка - в первую очередь, бизнес-сообщество - прекрасно знают, что оборудование изношено и его необходимо обновлять. Но вопрос, каким образом? За счет дорогих кредитов, но это невозможно. Центральный банк в проекте своего Доклада об основных направлениях денежно-кредитной политики (далее – Доклад) на следующий год опять ставит своей целью снизить резко инфляцию, а это значит, что дешевых кредитов не видать. Однако бизнес устал от этого, и на Сочинском форуме Столыпинским клубом была высказана идея: перейти от цели сдерживания инфляции к развитию экономики через целевые каналы дешевых кредитов для промышленных предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства. Антагонизм же заключается в смене целевых ориентиров в экономической политике: от искоренения инфляции любой ценой - к дешевым кредитам, низким налогам и щадящим тарифам для промышленников, для среднего и малого бизнеса. В кризисные времена политика, предложенная Столыпинским клубом, – наиболее приемлемый вариант развития промышленности, с точки зрения бизнес-сообщества, хоть у этого мнения и есть свои оппоненты, включая главу ВТБ Андрея Костина.

Столыпинский клуб - общественно-политическая и экспертная дискуссионная площадка, созданная для содействия развитию гражданской активности и социальной ответственности российского делового сообщества. Председателем клуба является бизнес-омбудсмен России Б.Ю. Титов. Среди экспертов клуба А.Н. Клепач – зампред Внешэкономбанка, С.Ю. Глазьев – советник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции (подвергший критике деятельность Центробанка в эфире одного из федеральных каналов), представители промышленного бизнеса и другие видные экономисты-практики.

"На фоне нашего очень маленького финансового сегмента российской экономики нам противостоят здесь спекулянты, которые создают нам сложности практически одним щелчком пальцев", - Сергей Глазьев


В кризисной ситуации все локомотивы роста российской экономики оказались в аутсайдерах. Так, последний выпуск квартального Барометра «Деловой России» отмечает, что Индекс предпринимательской уверенности составил (-7%), и данный уровень поддерживается в течение 7 месяцев подряд, что, собственно, и свидетельствует о затяжной стагнации в российской экономике. Если же рассмотреть данную ситуацию по секторам промышленности, то Индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающем производстве в сентябре 2015 г. – (-8%); в добывающем производстве – (-5%).

Среди отраслей, в которых наблюдался наибольший спад в сентябре: производство прочих неметаллических минеральных продуктов (-17%) и производство транспортных средств (-15%). Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается на основании опроса предпринимателей из крупного, среднего и малого бизнеса. Все показатели Индекса предпринимательской уверенности сравнялись с уровнем кризисного 2009 года.

По данным Барометра союза предпринимателей "Деловая Россия", в 3-ем квартале 2015 г. основными факторами, ограничивающими развитие промышленных предприятий, являются: «высокий процент коммерческого развития», «высокий уровень налогообложения», «неопределенность экономической ситуации».

Ситуация кризисная - налоговая нагрузка на бизнес у нас на 7,4% выше среднемировой, и составляет 50,5%, по данным исследования PWC. Непомерные взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд медицинского страхования. Налоговая нагрузка на бизнес, в части страховых взносов с 2009 по 2015 гг. с фонда оплаты труда со среднемесячной заработной платы по стране выросла до 143,1%, а с фонда оплаты труда со среднемесячной заработной платой 150 000 рублей для высококвалифицированных сотрудников – 292,4%, в то время, как цены производителей промышленных товаров увеличились лишь в 1,5 раза. (Налоговая нагрузка на бизнес с 2009 по 2015 гг., в части страховых взносов, рассчитана автором на основании российского законодательства о страховых взносах).  Все это лишь говорит о не посильности налогового бремени для промышленных предприятий в России. Производители промышленной продукции налоговое бремя не могут перенести в стоимость произведенной продукции, это видно из отстающего индекса цен промышленной продукции от уровня налоговой нагрузки, в части страховых взносов. Таким образом, стагнация в промышленности только усиливается и налоговая политика не стимулирует развитие производства.

Фото: PWC

Кроме этого, доходы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда медицинского страхования неизбежно увеличиваются из года в год. Доходы фондов растут, а проблемы социальные, которые решают фонды не разрешаются. Задолженность бизнеса по уплате страховых взносов увеличивалась за аналогичный период. По данным Счетной палаты Российской Федерации, количество должников по уплате страховых взносов выросло в 1,2 раза с 409 174 в 2010 г. - до 480 846 в 2013 г.  Наибольшее количество должников приходится на долю предприятий малого бизнеса, почти 91% от общей доли задолженности. Совсем задушили малый бизнес.

Фото: Автор

График построен на основе данных из федеральных законов об исполнении бюджета соответствующего фонда.

Кредиты для промышленных предприятий не дешевеют, и предпосылок для этого нет. Россия отрезана от внешних рынков капитала, поэтому приходится искать источники лишь внутри страны. Однако, Центральный банк Российской Федерации в своем Докладе делает упор на снижение инфляции до 4% в 2017 г., как основного врага экономики. Но разве эта цель выполнима? Когда инфляция сейчас уже составляет  15,7%, к концу года ситуация еще ухудшится. Что сможет так сказочно ее снизить к 2017 г.? Перестану совсем кредитовать бизнес? Хотя сам Центральный банк в своем Докладе отмечает, что «при этом банки существенно ужесточили требования к заемщикам относительно предыдущего года и отдавали предпочтения менее рискованным направлениям вложения средств, снижая в большей степени объемы… кредитования малого и среднего бизнеса». Кроме этого, Центральный банк выделил основные факторы, сдерживающие экономическое развитие, и один из них – высокий уровень износа основных фондов и низкий коэффициент их обновления, что говорит о необходимости обновления оборудования и технологий предприятий. Но вопрос в том, как предприятия смогу провести обновление оборудования без дешевых кредитов? Центральный банк не дает ответов. Вернее дает, вот снизится инфляция до 4% в 2017 г., тогда и ключевую ставку снизим, а потом и банки кредиты сделают дешевыми. Плохо в это верится.

Исследователь Л.Н. Овчарова период 2000-2012 гг. называет «временем упущенных возможностей для модернизации экономики», так как предпринимательская активность резко сократилась, зато увеличились социальные трансферты из бюджетов, что приводит к экономике, основанной на бездельничестве.

Альтернативную экономическую программу подготовил «Столыпинский клуб» во главе с бизнес-омбудсменом Б.Ю. Титовым, который представил основные положения ее на Сочинском форуме. Основной посыл новой экономической политики – предоставление дешевых кредитов, снижение налоговой нагрузки и тарифов государственных монополий, уменьшение административного давления со стороны контрольно-надзорных органов для промышленных предприятий и субъектов малого и среднего бизнеса. 

А какие конкретные меры и механизмы реализации данной политики буду представлены, об этом мы поговорим в следующей части  статьи.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров