аналитика
21 Января 2016, 23:30


Что на самом деле волнует малый бизнес и как решить эти проблемы?

2 594 16
Что на самом деле волнует малый бизнес и как решить эти проблемы? Фото: Politrussia.com

Роль малого и среднего бизнеса в российской экономике трудно переоценить. Причем речь не о том вкладе, который он вносит в нее сейчас, а о перспективах, которые открывает развитие данного сектора. Это пополнение бюджета, занятость населения, собственное производство, снижение зависимости от экспорта энергоресурсов.

Власть определенно понимает степень важности этого сегмента предпринимательства, равно как и его уязвимость в нынешнее экономически непростое время. Потому постоянно появляются новые формы поддержки бизнеса, особенно на этапе старта.

Например, под эгидой Корпорации развития малого и среднего предпринимательства объединены инструменты финансовой, юридической, информационной и маркетинговой помощи, которую могут получить коммерсанты. Работают инвестиционные и венчурные фонды, бизнес-школы и множество общественных организаций, где начинающим предпринимателям окажут поддержку. Субсидии на старт собственного дела выдает Федеральная служба занятости. С января объявлен трехлетний мораторий на плановые проверки малых предприятий. Регионы получили право вводить «налоговые каникулы» для начинающих коммерсантов, и им воспользовался уже 81 субъект РФ. 39 регионов не упустили возможность снизить налоговую ставку для предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения.

Впрочем, пока в одном месте прибыло, в другом — убывает. Помимо того, что некоторые из нововведений имеют ограничения — к примеру, исключения есть в моратории на плановые проверки — по отдельным направлениям нагрузка на бизнес увеличилась. Иные СМИ ставят под сомнение заявления государства о поддержке бизнеса, приводя конкретные примеры.

Часть из них, правда, довольно сомнительна. Так, увеличение штрафов, к примеру, за несанкционированную продажу алкоголя, вряд ли можно считать увеличением нагрузки, ибо законопослушных коммерсантов оно не касается. Однако появление новых сборов вроде тех, которыми обложили дальнобойщиков или дополнительные отчисления в фонд ОМС действительно имеют место. Да и финансовая помощь, о которой говорилось выше, в силу экономических причин, «похудела».

Так, министерство экономического развития сообщает, что госпрограмма поддержки малого и среднего бизнеса в текущем году сокращается аж на 40%.

И тут важно затронуть пару не слишком популярных тезисов. Суть предпринимательской деятельности заключается в организации работоспособного механизма, приносящего прибыль, собственными силами, отталкиваясь от существующих условий. В частности, это и умение видеть в сегодняшнем экономическом положении России не только объективные сложности, но и находить новые возможности. Например, освободившиеся ввиду санкций рынки, курсовая разница для экспортеров и тому подобное.

При этом главная задача государства заключается не в том, чтобы обеспечить финансовое благополучие предпринимателей при помощи подачек, а максимально упростить их работу, снижая ненужные барьеры. Всевозможные субсидии и налоговые льготы безусловно способствуют развитию бизнес-сегмента и отказываться от них без острой необходимости нельзя. Однако они лишь способствуют повышению скорости развития предпринимательства. Само же это развитие находится исключительно в руках самих коммерсантов.

И инициатива, заключающаяся в поиске новых решений, огласке существующих проблем и предложений по их решению, должна исходить в первую очередь от них. И, надо отдать должное, предприниматели выходят на диалог с властью все чаще. Одним из примеров является проходивший 19-20 января форум «Малый бизнес — национальная идея?».

В рамках мероприятия, которое посетило свыше полутора тысяч человек более чем из 70 регионов страны, прошло двенадцать круглых столов, на которых участники обсуждали насущные проблемы отечественного бизнеса и его перспективы. Выжимку из этих обсуждений организаторы озвучили на пленарном заседании, и выяснилось, что вышеизложенные негативные изменения волнуют российских предпринимателей далеко не в первую очередь.

Стоит отметить, что бизнес-сообщество показало свою способность гибко реагировать на экономические перемены и не только выживать в усложнившихся условиях, но и демонстрировать рост. Согласно статистике, которой поделился посетивший форум Владимир Путин, за прошлый год число зарегистрированных коммерческих организаций малого бизнеса выросло на 2,9 процента, а индивидуальных предпринимателей — и вовсе на 3,7. При этом малые предприятия в сфере производства увеличили выручку на восемь процентов по сравнению с 2014 годом, а компании, занимающиеся оптовой торговлей — на 4,5.

Президент проводившей форум общественной организации «Опора России» Александр Калинин также подметил, что число малых предприятий выросло даже в самых уязвимых областях: торговле, общепите и сфере услуг.

И для того, чтобы эта тенденция сохранилась, а лучше — ускорилась, бизнесу нужны вовсе не новые субсидии, а помощь иного характера. К примеру, в организации новых рынков сбыта. Удачным примером, по мнению Александра Калинина, является упомянутая Корпорация малого и среднего предпринимательства, благодаря которой появился рынок закупок для малого бизнеса объемом в три триллиона рублей ежегодно.

Примечательно, что сами коммерсанты не сидят на месте, ожидая, пока власть принесет эти рынки на блюдечке. Так, накануне пленарного заседания в рамках форума было подписано соглашение с РЖД о доступе малого и среднего бизнеса к их закупкам «без бюрократии и проволочек».

Предприниматели ожидают, что власть поможет им и с выходом на экспортные рынки. К примеру, известный на рынке кондитерских изделий коммерсант Андрей Коркунов уверен, что начинающему бизнесмену тяжело участвовать в международных ярмарках и выставках. В результате он упускает возможности экспорта, несмотря на наличие конкурентоспособной продукции. В качестве решения он призвал объединить региональные структуры под крылом Российского экспортного центра и привлечь для помощи наши торговые представительства за рубежом.

Впрочем, как отметил Владимир Путин, подобное поручение им уже было дано, и если оно не исполняется, то это повод пересмотреть систему оценок их деятельности.

В финансовом плане ключевым вопросом на данный момент является возможность получения кредитов. Проблем две: высокие ставки и нежелание банков связываться с малыми предприятиями, оборот которых не демонстрирует стремительного роста. Инициатива ЦБ, вступившая в силу с первого января, снижает нормы резервирования по кредитам, выданным малому и среднему бизнесу на 25%, однако коммерсанты не уверены, что высвободившиеся деньги поспособствуют изменению ситуации.

Если говорить о налоговой нагрузке, то здесь участники форума заострили внимание на двух моментах. Первый — налог на имущество по кадастровой стоимости. Бизнес предлагает ввести систему вычетов для площадей меньше 500 квадратных метров. В настоящее время регионы имеют право вводить соответствующие льготы. Так, некоторые субъекты ограничивают льготную площадь в пределах 100-300 квадратных метров. Бизнес-сообщество же предлагает ввести некую усредненную цифру на федеральном уровне.

Вторая проблема связана с ограничениями для применения упрощенной системы налогообложения. Прошлым летом к микропредприятиям стали относить компании с выручкой до 120 миллионов рублей в год, а к малым — до 800 миллионов против прежних 60 и 600 соответственно. Однако под «упрощенку» попадают лишь те предприятия, выручка которых не превышает 68,8 миллионов рублей ежегодно. Это несоответствие необходимо устранить, повысив границы УСН, считают коммерсанты.

Предприниматели также попросили уделить дополнительное внимание работе надзорных ведомств. Претензий здесь тоже две. Несмотря на введенный мораторий на плановые проверки, контролеры частенько являются на внеплановые, реагируя на анонимные жалобы. Бизнес-сообщество убеждено, что зачастую с помощью этих жалоб банально сводят счеты недобросовестные конкуренты. Потому предлагается обязательная идентификация тех, кто подает жалобу.

С сохранением полной конфиденциальности, разумеется. Кроме того, зачастую нарушения допускаются по ошибке, ибо в многочисленных требованиях сам черт ногу сломит, и не принимают серьезных форм. Надзорные ведомства в таких случаях могут вынести предупреждение или выписать штраф, но, опасаясь обвинений в коррупции, они чаще предпочитают второй вариант, в то время как суммы штрафов стремительно растут. Предприниматели предлагают сделать обязательным предписание «на первый раз» и штрафовать лишь если нарушение не будет устранено. К слову, именно такой подход уже применяет Роструд.

И последняя проблема, пугающая многих коммерсантов — опасность лишиться бизнеса из-за уголовного преследования. Так, в 2014 году против предпринимателей было возбуждено 200 тысяч уголовных дел, из которых лишь треть закончилась обвинительным вердиктом. При этом 80% фигурантов лишились бизнеса из-за шумихи, поднятой в СМИ. Поэтому бизнес просит активизировать перевод статей уголовного кодекса в административный в части незначительных экономических правонарушений, совершенных впервые. А также запретить контрольным и правоохранительным органам давать комментарии в прессе до окончания следствия. Кроме того, коммерсанты предлагают скорректировать существующие границы, согласно которым ущерб в 250 тысяч рублей уже относится к крупным уголовным преступлениям.

Это основные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня российские предприниматели. Однако некоторым приходится преодолевать дополнительные сложности, если их региональная власть не слишком заинтересована в развитии местного бизнеса. Для решения этой проблемы Владимир Путин предложил создать в регионах проектные офисы по распространению лучших практик ведения бизнеса. «Опора России», в свою очередь, изъявила готовность активно поучаствовать в передаче опыта.

Разница в региональных подходах к поддержке предпринимательства проливает свет на важную проблему: реализация даже очень здравых идей в конечном итоге всегда упирается в человеческий фактор. Если на местах не будет желания, то никакие написанные на бумаге возможности не заработают. Это же касается и наших зарубежных торговых представительств, и банковского сектора.

Для того, чтобы добавить им инициативы, организаторы форума предложили привязать к развитию предпринимательства их собственные доходы путем введения коэффициентов премирования. Развиваешь бизнес в регионе — получай хорошую премию, сидишь сложа руки — вычтем. Такой механизм был запущен в Сингапуре и неплохо себя зарекомендовал.

Владимир Путин выслушал идею с неподдельным интересом, отметив, что она вполне жизнеспособна. Похоже, скоро действительно будет мало просто не воровать, и Кремль начнет требовать с подчиненных эффективности.

Если подытожить озвученное на форуме, можно отметить несколько важных тенденций. Во-первых, диалог между властью и бизнес-сообществом определенно установился. И прошедший форум — лишь один из множества примеров.

Во-вторых, бизнес начал общаться с абсолютно здравой позиции. Он не жалуется, как тяжело, требуя абстрактной помощи, а озвучивает конкретные проблемы, предлагая конкретные, а главное, реализуемые решения.

В-третьих, власть к этим пожеланиям прислушивается. Из всех предложений, прозвучавших на пленарном заседании, Владимир Путин безоговорочно поддержал большинство идей. Лишь некоторые, по его мнению, требуют дополнительных размышлений и поиска подходящего механизма решения.

Остается надеяться, что следующим шагом станет реализация этих планов, и подобные мероприятия будут давать реальный эффект, а не превратятся в регулярные встречи, дабы помечтать о прекрасном и забыть о нем, выйдя за дверь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров