• Вход
  • Регистрация
аналитика
29 Декабря 2015, 18:00


Экономика – в наших руках

1 803 50
Экономика – в наших руках Фото: finmagazine.ru

В прошедшем 2015 году наиболее часто обсуждаемыми темами были нефть и российский рубль. Можно сказать, практически весь экономический интернет-дискурс ужался до обсуждения вопроса: «Какой будет курс рубля, если нефть будет 40, 35, 30?».

Временами наши «бывшие братья», по их собственному выражению, мечтали о 10 долларах за баррель и пугали нас неизбежным экономическим коллапсом, отмечая каждый процент движения котировок вниз. Продолжали высчитывать стоимость барреля нефти в рублях экономисты и спекулянты, делая далеко идущие выводы из простого соотношения двух изменяющихся параметров. Ситуация доходила до абсурда, когда корреляция движения курса рубля и котировок нефти превышала 90%.

Рынок любит простые закономерности, в конечном счете именно они позволяют зарабатывать единицам, в отличие от уверовавшего в простое решение большинства.

Тем временем на наших глазах происходит трансформация экономики страны. И этот процесс по «непонятной» причине пытаются не замечать, а любое освещение позитивных изменений тонет в общем, слаженном хоре «всепропальщиков» и оракулов приближающегося армагеддона.

С другой стороны, всем все говорили и точно не один раз. Если кто-то отказывается слушать или не умеет читать, скорее всего, это его личная проблема.

Прошел год с момента резкого повышения ключевой ставки и решения отпустить курс национальной валюты в свободное плавание. Как только в момент принятия решения не ругали Центральный банк РФ. Вчерашних либералов полностью снесло, и они обвиняли ЦБ и правительство в убийстве российской экономики, в пылу совершенно позабыв о том, что решение о переходе к плавающему курсу было принято еще в 2009 году.

Фактически произошел переход от ориентации участников рынка на курс, к ориентации на уровень ключевой ставки и инфляции. Ориентация на курс в условиях быстро меняющихся внешних факторов устарела и подлежала замене на более совершенный механизм. Попытки удержать курсовой коридор привели бы только к бесполезному уменьшению золотовалютных резервов.

Если вспомнить новейшую историю страны, подобные опыты мы уже проводили, и все прекрасно помнят, чем они заканчивались. По какой причине консенсус состоял в повторении прошлых ошибок, остается для меня загадкой.

Естественно, быстрые и резкие изменения курса оказались непривычны и бизнесу и населению, что вызвало критику действий Центрального банка РФ. Однако достаточно быстро амплитуда курсовых изменений стала уменьшаться, и по мере адаптации экономики этот процесс будет продолжен.

Участники рынка так привыкли к определенности на валютном рынке, что моментально пришли к формуле соотношения цены на нефть и курса рубля. Не все попытки играть на столь вольной интерпретации денежно-кредитной политики Центрального банка оказались удачными и еще меньше окажутся доходными в будущем.

Диверсификация экономики и, как следствие, более диверсифицированный экспорт приведет к устойчивому курсу национальной валюты, при этом адаптационный механизм образования курса позволит экономике быстро реагировать на внешние изменения.

Поскольку курс формируется под воздействием рыночных факторов, нет смысла, к примеру, придерживать валютную выручку, ждать движения курса в одну сторону, что уже привело к стабильным продажам экспортерами валютной выручки на рынке, без всяких обязательных процедур.

Безусловно, рубль еще сильно зависит от нефтяных цен, но ждать их коррелированного движения больше не следует. Следует обратить внимание на инфляцию и уровень ставок.

Рецепты роста нашей экономики простые, о них много раз говорили. Кроме диверсификации экспорта, это развитие внутреннего рынка и столь любимая интернет-тема – импортозамещение.

Любая точка роста потянет за собой всю цепочку и рост экономики. Период низких цен на нефть стране необходимо использовать для создания новых производств и ухода от зависимости по линии сырьевого экспорта.

Новая курсовая политика, низкие издержки, возможность относительно дешево выйти на внутренний рынок – это уникальный момент, который необходимо использовать. Наличие возможностей – это прекрасно, но необходимо еще суметь ими эффективно распорядиться. Иначе говоря, не так важно, каким будет курс – 50 рублей за доллар или 75, неважно, сколько будет стоить нефть – 25 или 50, важно, что будем делать мы и как реагировать. Даже дальнейшее ослабление рубля не поставит под угрозу финансовое положение России.

Среднесрочный взгляд на нашу экономику пора менять на оптимистичный. Дело в том, что наши критики всегда рассматривают нас статично. Они промахнулись с курсовой политикой, считая, что ЦБ будет тратить резервы в заведомо проигрышной ситуации, они оказываются не правы и сейчас, делая вывод о слабости российской экономики из-за падения цен на нефть.

Кстати, даже Bloomberg предрекает укрепление нефтяных валют в 2016 году, к которым пока относят и рубль. По их мнению, рынок нефти ожидает стабилизация и даже рост, а валюты перепроданы.

На мой взгляд, наша цель должна состоять в том, чтобы в очередном цикле, когда из-за экономических неурядиц в мире цены на сырьевые товары снова начнут снижаться, российская экономика продолжала свой рост.

У нас есть все условия для решения подобной задачи.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
ОБСУЖДЕНИЕ
Чтобы оставить комментарий, необходимо
зарегистрироваться или авторизоваться
или вы можете оставить анонимный
комментарий без регистрации.
Валериан Каплин
У нас есть все условия, чтобы заработать на [censored] курса рубля. Всё остальное - не в нашей компетенции.
0
р.Б. Виктор
Cтатья хороша, что и говорить.
Теперь прикинем:
А станет ли правительство агентов внешнего влияния работать на Святую Русь?
А не принято ли решение 2009 года на реакцию отказа чинайцев сливать доллар?
А не договорились ли те же чинайцы слить доллар в 2013-м?
А не объявили ли из частной лавочки ЦБРФ о закупке дополнительно 500 лярдов гнилой зелени? А не верстать ли военный бюджет для ТВД Донбасс - Крым - Турция - Сирия?
0
Аноним
Аноним
Россия, Томск
р.Б.виктор,так охота вам дать по морде заКры(с).
0
р.Б. Виктор
Простите великодушно за описку.
Больно уж вы агрессивны.
0
Andrey Muysky
"Жёлтый дьявол" капитализма позеленел. Валютные спекуляции в стиле "Корпорации Экорамбус" из незабвенного начала 90-х приняли всемирный размах. Ещё раз повторим - самое важное: НАМ НУЖНЫ СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ, без свободной конвертации с долларом и другими валютами. А пока - наши деньги сделаны ИМИ.
И они, безусловно, имеют право продавать свои деньги за любую, им угодную сумму - как Малевич имел право выставлять "Черный Квадрат" за миллион долларов.
Вопрос не в них, продающих своё изделие за свою цену - а в нас, дураках, покупающих по навязанным ценам чужие деньги, и, по сути, ОТДАЮЩИХ ПРОЦЕССЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БЛАГ НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ В РУКИ ВРАГУ
1
Михаил Котов
все верно! Только вот когда Кеннеди напечатал государственные доллары, почему-то его быстренько убил снайпер....
0
Andrey Muysky
Абсолютно то же самое происходит и с долларом. При этом в мире мощный экономический спад, и настоящиеДЕНЬГИ реагируют на это. Подешевели драгоценные металлы: унция золота (31 гр.) потеряла порядка 110 долларов (минус 9%), опустившись до уровня 1070 долларов. На те же 9% подешевело и серебро (14,2 доллара за унцию).
Если золото и серебро дешевеют, да ещё так здорово, а бумажка, ничем не обеспеченная, выпускаемая в огромных количествах ни подо что - дорожает, значит, мы на пике "пирамидального" ажиотажного безумия...
Пшеница подешевела за год в долларах на 18%, молоко – на 8%, кофе – на 21%. Мир меньше работает и меньше ест. Мир завороженно играет в "МММ" долларовой пирамиды, рассчитывая заменить американской бумагой и нефть, и металл, и продовольствие, и даже настоящие деньги, в виде драгоценных металлов.
0
Andrey Muysky
Суть дела вот в чем: повышенная прибыльность в каком-нибудь деле заставляет людей бросать все остальные дела и устремляться за максимальным доходом туда, где больше дают. Все остальные отрасли оказываются убыточными и неконкурентоспособными. При этом растёт курс национальной валюты, делая жизнь и труд всё более и более дорогими...
Долларовый шабаш Американской Империи - одновременно стал и "сырьевым месторождением" и дорожающей валютой США. То есть причина и следствие голландской болезни сложились в нечто единое.
Рост доллара - совершенно аномален с экономической точки зрения. США ничего, кроме этого несчастного доллара, по сути, не производят, и дорожать ему не с чего. Впрочем, есть эффект билетов МММ, которые "постоянно дорожали" - и потому в них все вкладывались, алча получить наивысшую доходность с инвестиций.
0
Andrey Muysky
перепост
Обстановка на планете напоминает худшие времена торжества МММ, Властелины и Хопёр-инвеста.
Американская Империя окончательно подавила и растоптала экономическую логику, выжав до упора свой рычаг влияния.
В итоге большой планетарный Мавроди убил все мировые отрасли, заставив (и соблазнив) всех вкладываться только в свою бумажную фикцию...
Такого масштаба "голландской болезни" мировая экономика ещё не знала. И кончится всё это безумие экономической катастрофой небывалых масштабов...
Справочно: «Голландская болезнь» (Эффект Гронингена) — негативный эффект, оказываемый на экономическое развитие в результате бума в отдельном секторе экономики. Теоретически причина бума не имеет значения, но на практике эффект, как правило, был связан с открытием месторождений полезных ископаемых или ростом цен на экспорт добывающих отраслей.
0
Аноним
Аноним
Россия, Санкт-Петербург
Хвалебная статья в адрес политики ЦБ. Но даже не приведено ни одной цифры, балтология сплошная. Где хотя бы мало-мальский анализ, цифры, выводы, сплошное бла-бла-бла. Я таких статей по 10 штук могу ваять....
-1
Олег Максимов
Комментарий заблокирован
0
Алёна Бажова
Идеальным сейчас представляется уровень цен на нефть в районе 50-60 долларов, рост экономики возможен и при 35. Если запустить внутренний рынок можно обеспечить уровень жизни выше чем в 2013. Вот если ничего не делать, а только ждать когда цены на нефть снова начнут рост, в таком варианте с Вами полностью соглашусь.
1
Олег Максимов
Комментарий заблокирован
0
Владислав Сотников
Возможно, что великого плана нет. И многоходовочек тоже нет. Просто мы принимает взвешенные и аккуратные решения, вот и всё. Но большинству даже такие простые решения кажутся верхом гениальности.
1
Аноним
Аноним
Россия, Тюмень
"Валить экономику России" это уже пытаются 2 года если вы не заметили. Запад исчерпал ВСЕ свои рычаги - даже американцы отменили запрет на экспорт нефти. Только РФ до сих пор живет, экономика работает. Единственное что реально смогло бы обрушить РФ - это санкции в виде эмбарго российских нефти/газа. о это практически нереально ибо РФ сотрудничает с Китаем который санкции не поддержит и будет продолжать покупать российскую нефть.
0
Аноним
Аноним
Эстония
Комментарий заблокирован
-1
Олег Максимов
Комментарий заблокирован
0
Аноним
Аноним
Эстония
Комментарий удален
0
Алёна Бажова
Наш далекий-близкий друг, Вы наверное лучше нас знаете что и как надо делать. Расскажите, готовы слушать Вас с удовольствием.
1
Аноним
Аноним
Эстония
Комментарий заблокирован
-2
39регион Рябец Илья
Сексолог-трудяга?, не наверное, высокоморальная личность.
2
Сергей Поляков
Ребят, хочу дать совет как легко бросить курить! Народное средство, с помощью которого я излечился за неделю, также на жену и друзей подействовало, теперь всем рекомендую - http://nnosov-d.blogspot.com
0
Ваня Смит
Для стороннего наблюдателя хорошо заметны изменения в российской экономике. Строят дороги и новые цеха, склады и прочее. Это очень сильно контрастирует с мнением, что из-за обвала рубля всё пропало и катастрофа-катастрофа. Да, пришлось умерить аппетиты, но это не катастрофа, а стимул к развитию.
3
Ваня Смит
Спасибо за статью, очень вовремя с оптимизмом!
1
Алёна Бажова
Вам спасибо! Как и раньше буду стараться. Мой оптимизм он предлагает действовать, а не ныть. К сожалению многие выбирают второй путь. Буду убеждать выбрать первый.
3
циничный БЕНДЕРовец
Комментарий заблокирован
-1
Алёна Бажова
С чего Вы взяли про трейдера? Вы кажется, еще в комментариях к прошлому тексту выражали свое не согласие. Право Ваше, но перед тем как делать выводы - надо хотя бы текст читать внимательно.
1
циничный БЕНДЕРовец
Комментарий заблокирован
-1
Алёна Бажова
Разве покупка акций делает меня трейдером? По поводу утопических текстов - вот и пытаюсь Вам объяснить, что не будет "зоны повышенной турбулентности" при нефти 35
1
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Зачем писать банальности (неужели здесь за статьи платят..).?
Никаких фактов не приведено.
Факты заключаются в том, что в следующем году многие компании планируют увольнения (см. интервью президента ГУ-ВШЭ по г. С-Петербург), и с учетом инфляции спрос (т.е. в итоге производство) упадет еще сильнее, а экспорт не может развиваться в условиях отсутствия кредитных денег (дают только крупным типа "Газпром", остальных - отправляют на фиг).
Операция в Сирии стоит 2.5 млн долл. в день. Это тоже плюс к инфляции с лагом в 3-6 месяцев - инфляцию разгоняют не собственно производство военной техники, а такие составляющие военного бюджета как обслуживание и боеприпасы (т.е. "деньги - в топку").
Рынок Украины (45 млн. чел.) для нас почти ушел и в целом падает, куда будем продавать "ВАЗы" и прочие чудеса техники...? В Сирию..?
Так что следующий год - новый виток падения, не слушайте Набиуллиных- Медведевых.Наш вот банк (иностранный) уже свернулся, пойду устраиваться в пожарку, работать на пенсию.
-1
Алёна Бажова
Вы не привели факты, "спрос с учетом инфляции" не упадет, если Вы будете способны со своей продукцией выйти на экспортные рынки - кредит Вам дадут, операция в Сирии стоит дешевле, но даже если принять Ваши цифры плюс к инфляции дать не может. Рынок Украины для нас не критичен. В новом году начнется экономический рост, насколько устойчивый - посмотрим.
1
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Будем оптимистами, это правильно-)
По Сирии - это минимум по исследованиям РБК. Рынок Украины с 1 января еще больше закроется.
По экспорту посмотрите сами что мы производим (нефть, газ и оружие). Наши [censored] на остальное это СНГ, а наши конкуренты по этим товарам (напр, машины) - это Китай, а не Европа.
Спрос уже упал это видно по рознице (см Госкомстат). Зайдите в любой торг центр арендаторов стало больше..? Продукты стали дороже, на остальные товары денег остается меньше. У меня тоже магазин был оборот упал почти в 2 раза я его закрыл.
Но в целом Ваш оптимизм поддерживаю:-) и отрасли на перспективу тоже есть если интересно и есть деньги могу посоветовать
0
Алёна Бажова
Первые, еще до рбк цифры начали приводить американцы, можете сами найти. При этом они признают, эффективность операции в Сирии при незначительных затратах. Примерная оценка общая по итогам будет не выше 1 млрд. долларов, а возможно и значительно меньше. Инфляцию подобные суммы вызвать не могут.
1
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Так это только начало)
И оценка была в октябре. С тех пор и группировка выросла и в целом это всего лишь один из факторов. Мой комментарий был о том, что в пользу роста экономики есть только надежда и "заклинания" чиновников, а в пользу падения целый ряд факторов (включая состав чинуш - вы будьте покупать акции компании с не адекватным менеджмент от..?) на проблемы лучше смотреть реально а не щапкозакидательски как наши чинуши. Оптимизм это внутреннее состояние - его развивать у других не нужно. А экономическая теория потому и называется теорией что может быть научно оспорена и не является догматом (к сожалению наши чинуши именно теоретики так как в реальной экономике почти никто из них не работал). Вот и вся проблема.
0
Алёна Бажова
Дело не в "надежде в пользу роста", а в условиях. Адаптационный механизм курсообразования и низкие издержки создают условия для перехода к росту. Что касается стоимости операций ВКС РФ в Сирии, приведенные выше цифры избыточны.
1
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Кто вам даст эти цифры..? они засекречены.
Журналистам РБК доверять можно.
0
Роман Гаврилов
Откуда у Вас такая уверенность, что кредит дадут? Под какое обеспечение? Я пытался получить кредит. Банк предложил дать кредит под МОЮ СОБСТВЕННУЮ квартиру. Техника, видите ли, не ликвидное обеспечение кредита в условиях нестабильного рынка. А мне в условиях нестабильного рынка подвергать риску свое жилье под ставку 21% смысл есть? Так и работаем на оборотных средствах. О каком развитии тут речь может идти...
0
Анастасия Бутербродова
Уже в этом году в последнем квартале шел рост ВВП, это в целом за год получился спад, из-за предыдущих кварталов. Про то, что деньги идут крупным игрокам - их проще отследить, тем более на их госзакупках и держится малый и средний бизнес. Контрольный пакет газпрома - у государства, а квоты малому бизнесу для тендеров от госкомпаний существуют и их планируют по моему повышать.
Да, не совершенна система, особенно в том, что деньги выдаются через банки, а не на прямую предприятиям. Но за банками сейчас следят жестко достаточно и уже много лет их список уменьшается, останутся самые надежные, готовые играть честно. Банки - зло, но другого варианта работающего нет.
Про Сирию - говорили же много раз, что деньги выделяются из расходов на оборонку и они уже были выделены. Новых каких то расходов не предусмотрено.
1
Алёна Бажова
Есть группа товарищей, которым очень хочется видеть рост инфляции из-за операции в Сирии. Вы совершенно правы, не повезет им и в этот раз.
2
Аноним
Аноним
Россия, Тюмень
ВАЗы и так там никто не купит теперь, ибо у украинцев сейчас обвал гривны и покупательская способность упала еще больше чем у нас. Плюс у них свободный рынок с ЕС их завалят европейским автохламом б/у. А про операцию в Сирии вы зря беспокоитесь. Ибо на неё правительство РФ дополнительных денег не выделяло, а расходует ранее запланированные деньги для МО РФ. А то что в сором будущем грядет большая безработица это да. Но отмена операции в Сирии никак не повлияет на возросшую безработицу, а наоборот её ухудшит. Ибо ВПК создает огромное количество рабочих мест
0
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Алёна, нет нормальной экономической зависимости, т.е. какого-то общего правила в рыночной экономике, по которому бы доллар по отношению к рублю в длительной перспективе исключительно рос, однако, это то, что происходит. Т.е. экономика не развивается по рыночным законам, как следствие, любые прогнозы в рамках общих закономерностей не корректны.
1
Алёна Бажова
Есть определенные условия, главное как раз и состоит в том, что эти условия можно изменить.
1
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Где почитать конкретный перечень условий?
1
Алёна Бажова
А кто говорит о конкретном списке? Есть условия в которых сегодня находится экономика. На каждое условие действует набор факторов, влияние и вес изменяется.
1
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Вы подразумеваете под условиями обстоятельства, как текущее состояние среды (экономики других стран)?
1
Алёна Бажова
Например берем простое, нас интересует такое условие как цена на нефть не меньше 25 долларов за баррель в среднем по 2016 году, Цена будет выше если будет действовать ряд факторов...
1
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Ваши фразы не конкретны, т.е. не про экономику.
1
Алёна Бажова
О какой конкретике мы говорим? В статье речь идет о ДКП ЦБ РФ. А Вы о чем?
1
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Не признала без указания цели по снижению инфляции до 4% в 2017 году. ))
1
Алёна Бажова
Еще в прошлом тексте было про целевые показатели по инфляции, снижение инфляции даст возможность понижать ставку, что в свою очередь приведет к понижению стоимости рублевых кредитов и дальше по списку..
1
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Извините, Алёна, больше не потревожу.
1
Алёна Бажова
Слава, я не против общения с Вами. Возвращаясь к экономике - развивается в рамках общих закономерностей, можно конечно считать что все вокруг нас не поддается анализу, но это путь тупиковый.
1
наши услуги
Видео
Реклама
Новости партнеров