аналитика
17 Мая 2015, 14:20


Газовый детектив: ЕС ищет украинский газ, которого нет

3 900 4
Газовый детектив: ЕС ищет украинский газ, которого нет Фото: reuters.com / Gleb Garanich

Политика "цветных революций" стала для США настолько привычной, что скоро цветов на всех не хватит и будут революции вида "оранжевая-N".

Например, с зимы прошлого года пытаются раскочегарить "цветную революцию" в Македонии: помимо ручного оппозиционера Зорана Заева у Вашингтона есть албанские экстремисты. Интересно избирательное видение ситуации у разных сторон.

Министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич резонно вопрошает: "Почему идея о всеалбанском объединении на Балканах, которая уже много раз подтверждалась албанским премьером, не находит существенного осуждения в Брюсселе, Вашингтоне и других странах Запада?". И в самом деле: идея построения "Великой Албании" террористическими методами должна волновать не только всю Европу, которая недалеко, но и США, которые не раз заявляли о своей принципиальной позиции против терроризма.

Не только Сербия, но и Россия указывает на важность проблемы. "Нас очень тревожат последние события в Македонии, да и ситуация в Косово не внушает никакого оптимизма. Тревожат заявления руководителей Албании о создании албанского государства на основе концепции “великой Албании”. Это противоречит всем основополагающим принципам ОБСЕ и договоренностям, которые достигались по урегулированию кризиса на Балканах в прошлые годы", — говорит глава МИД РФ Сергей Лавров. — "ЕС, в том числе через свои присутствия на Балканах, не должен занимать страусиную позицию и пытаться представить дело таким образом, что все это лишь единичный случай, никакого организационного начала за этим не просматривается". Абсолютно верное замечание, но Лавров не прав в том, что в Брюсселе "стесняются об этом сказать"; впрочем, он-то дипломат — а мы понимаем, что ЕС попросту игнорирует проблему.

Возникает вопрос "почему?" — впрочем, ответ на него очевиден: все это происходит в связи с отказом Македонии присоединиться к антирусской политике и противодействию строительства газопровода "Турецкий поток".

"Так что мы тоже не можем избавиться от ощущения, что здесь есть какая-то связь", — дипломатически намекнул Лавров. Ивица Дачич более прямолинеен: "Политика великоалбанского национализма должна быть осуждена. Ведь речь идет о терроризме".

Сербия открыто не желает действовать против России, хотя и не отказывается от стремления вступления в Евросоюз (с 2012 года Сербия — официальный кандидат). Так, в марте 2014 года официальный Белград не поддержал резолюцию о нелегитимности присоединения Крыма к России на Генассамблее ООН, затем Сербия отказалась участвовать в антироссийских санкциях.

Глава МИД Сербии высказывался на тему возможных проблем с "Турецким потоком" таким образом: "Мы неоднократно говорили с Евросоюзом, но там, очевидно, были какие-то проблемы, возможно и политического характера, желание, чтобы российское практическое присутствие в энергетике уменьшилось. (…) Нужно обеспечить южные страны газом, надеюсь, что Брюссель не будет мешать". Ага, "возможно" — ох уж эти дипломаты…

Идет противостояние: Сербия неоднократно заявляла, что не будет действовать против России, между тем как еврокомиссар по политике соседства и переговорам по расширению ЕС Й. Хан открыто обнаглел, требуя от Сербии введения санкций против России для вступления в Евросоюз.

В этой политической игре важно то, что после срыва строительства "Южного потока" Россия пожала плечами и договорилась о строительстве "Турецкого потока". Нам даже проще, честное слово. И вот это для Вашингтона — прямо как серпом и молотом по чувствительным органам: очень уж хочется перехватить рынок сбыта, а также сохранить кормежку Киеву за счет транзита российского газа. Не из-за альтруизма по отношению к самостийникам — просто, когда это по понятным причинам, окажется недееспособным, то Европа взвоет, но будет вынуждена покупать сжиженный газ танкерами у США.

В странах, через которые проходит "Турецкий поток", сейчас идет атака на Македонию как на самую уязвимую "балканскую сестру". И Евросоюз напрочь не замечает агрессии в действиях США, как бы они ни подкармливали "цветных революционеров" и террористов. Более того, Еврокомиссия устраивает цирк, возмущаясь тем, что "Турецкий поток" якобы нарушает газовые соглашения с европейскими странами, является "экономически несостоятельным", и даже что "поток" наносит ущерб имиджу "Газпрома". Как интересно-то! "Турецкий поток" короче и в наземной, и в подводной части — следовательно, обойдется России дешевле, как именно и какие нарушения в договоренностях — непонятно, а имидж лишь укрепляется: всем видно, что Россия в состоянии вести свою политику.

А ведь в 2019 году заканчивается действие транзитного договора по газу между Россией и Украиной. И если даже без политики — уже сейчас "Нафтогаз" является фактически банкротом, а на ремонт "трубы" требуется несколько миллиардов долларов. С учетом этого понятно, что стремление США заявить Украину как поставщика газа в Европу — чистый пиар (а потом — газ танкерами, и куда вы денетесь).

И такие красивые сказки рассказывают!

Так, посол США на Украине Джеффри Пайетт поделился мечтами, что Украина может стать экспортером газа: "До 1950 года Украина фактически экспортировала газ в Москву и Минск. До 1970-х годов этот экспорт составлял около 70 миллиардов кубических метров, и это было до того времени, пока не появились сибирские запасы [газа]. И нет причины, почему Украина не могла бы снова получить тот же статус", а запасы газа Украины составляют около 1 триллиона кубометров, не говоря уж о "прогнозных запасах" в 11-20 триллионов кубометров. Прямо-таки Клондайк в газовой форме! Хотя мимоходом и признается, что потребуются небольшие инвестиции — эдак на 10 млрд долларов в год.

Это, впрочем, не новость. Еще в 2012 году премьер-министр Украины Николай Азаров писал: "У нас есть размеренные запасы газа примерно объемом 2 трлн. кубометров газа на шельфе. Есть также запасы газа в сланцевых месторождениях. … Важно только обеспечить их эксплуатацию. А для этого необходимы большие затраты. Мировая практика говорит о том, чтобы увеличить на 1 млрд. куб. добычу газа, нужно затратить примерно $1 млрд". Он же заявлял, что "потребность в газе и нефти Украина намерена покрыть за счет собственной добычи к 2027 г.".

Но укры — они фантазеры и мечтатели. Вот комментарий на тему: "Что касается 11–20 трлн кубометров газа, то это оценочные предварительные показатели. Сюда входят оценочно где-то 6–7 трлн кубометров традиционного газа и 10–13 трлн кубометров нетрадиционного газа, в том числе сланцевый газ, газ плотных песчаников и так называемый шахтный метан, который очень сложно извлекать". Нетрадиционный газ — "це ж по-Еуропейски"!

Но вот самое смешное: "Основные регионы, которые заслуживают изучения, — это Днепровско-Донецкая впадина и Черноморский шельф", при этом Днепровско-Донецкая нефтегазоносная область "содержит 85% запасов природного газа и 61% добытых запасов нефти Украины", а черноморский шельф в значительной части — вокруг Крыма.

И реальная ситуация, в отличие от мечтаний, такая: "Потребность Украины в поставках российского газа с 1 мая возросла в два раза", а сумма исковых требований "Газпрома" к "Нафтогазу Украины" в Стокгольмском арбитраже составляет 23,8 миллиарда долларов.

Какова мораль всей этой истории, спросите вы? А никакой. Нам-то что: мы делаем свое дело и наблюдаем за развитием событий. А вот тем странам, которые поверят США — я не завидую.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров