аналитика
13 Октября 2015, 15:00


Закрытие "газовой лавочки" в Европе поможет России выйти из кризиса

4 780 10
Закрытие "газовой лавочки" в Европе поможет России выйти из кризиса Фото: Reuters.com

По последним данным, Правительство подготовило распоряжение о внесении в Госдуму проекта поправок в Налоговый кодекс, согласно которым ставки НДПИ для «Газпрома» повышаются на 36,7%. Таким образом, планируется получить дополнительный денежный доход в федеральный бюджет в размере около 100 млрд рублей. Однако подготовленная Минфином инициатива далеко не является панацеей от накопившихся проблем.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – это прямой федеральный налог, регулируемый главой 26 Налогового кодекса РФ, взимаемый непосредственно с недропользователей.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются государственной собственностью, и для добычи их необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).

В зависимости от вида добываемых полезных ископаемых глава 26 НК РФ предусматривает различную ставку налога. Например, 4,0% — для торфа, угля каменного и бурого, антрацита и горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4,8% — руд черных металлов; 8,0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16,5% — углеводородного сырья.

Стоит сказать, что введенный в 2001 году НДПИ работал более эффективно, чем установленные ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами, а также акцизы на нефть. Однако налог вот уже не раз становился предметом трений между государством и недропользователями.

Еще в сентябре 2015 года правительство выдвинуло предложение повысить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль. Однако в тот момент представители власти не пошли до конца, а нефтекомпаниям удалось отбиться от обременяющей инициативы.

Но бюджетные проблемы, о которых свидетельствует проект федерального бюджета на 2016 год, находящийся сейчас на рассмотрении антикоррупционной экспертизы, а именно: увеличение общего объема расходов при небольшом росте прогнозируемого объема доходов в бюджет и рост верхнего предела госдолга - вынуждают Минфин искать новые пути получения дополнительных доходов. На сей раз их источником по предложению правительства станет «Газпром». Причем рост газового НДПИ коснется только монополии, но не независимых производителей (НОВАТЭКа, "Роснефти", ЛУКОЙЛа), чем в компании, естественно, возмущены.

С другой стороны, понятно, почему внимание с нефтяной отрасли было смещено на газовую – в процентном отношении первая затрагивает большую часть населения, чем вторая, а потому увеличение налоговой нагрузки в целом в обществе было бы более заметно.

Не сулит данная мера ничего хорошего и для потребителей газа. На данный момент в Минфине обсуждается увеличение тарифов на газ в 2016 году в размере 2%. Хотя изначально эта цифра была выше – в районе 5–7,5%. Данная ситуация также не устраивает «Газпром». В компании существуют опасения, что выпадение доходов от увеличения тарифов сыграет отрицательную роль в отчетности компании.

В случае же увеличения НДПИ «Газпрому» придется нести двойную налоговую нагрузку. Поэтому министр экономики Алексей Улюкаев сообщил, что, если будет повышен НДПИ на газ для "Газпрома", правительство, возможно, смягчит позицию по темпам индексации тарифов на газ.

Однако, даже если тариф вырастет на 5%, это даст монополии лишь около 26 млрд руб. дополнительной выручки, тогда как потенциальные налоговые изъятия могут составить порядка 100 млрд руб. Поэтому не исключено и максимальное увеличение тарифов на 7,5%. Это не может радовать простого потребителя газа.

Логичным было бы искать дополнительные источники доходов не в карманах граждан. В той же газовой отрасли есть огромные возможности для этого. Россия – главный поставщик газа в Европу. Стоимость импорта российского газа в страны Европейского союза оценивается в десятки миллиардов евро. Однако сумма доходов многих стран союза от перепродажи российского газа европейский потребителям местами в разы больше этой стоимости.

Так, на перепродаже российского газа потребителям, по данным 2013 года, правительство Италии получает доход в 18,841 млрд. евро, Германии – 17,856 млрд. евро, Великобритании - 6,769 млрд. евро. С полным списком можно ознакомиться в инфографике «РИА»:

Фото: ria.ru

Более того, в Европе очень распространено явление реверса, когда одни страны покупают наш газ по низкой цене и перепродают его по цене большей в другие страны. Почему бы в таком случае не ввести торговые пошлины на перепродажу российского газа?

Существовала же в рамках Таможенного союза практика, по которой Белоруссия отчисляла в российский бюджет вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, произведенные из российской нефти и экспортируемые за пределы Таможенного союза. В 2011 году Белоруссия перечислила в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты в размере 3,1 млрд, долл., в 2012 году – 3,9 млрд, долл., в 2013 году – 3,3 млрд, долл.

И если мы не постеснялись в свое время обложить подобными пошлинами Белоруссию, то почему страны Европейского союза должны получать соответствующие преференции?

Да, на это могут быть возражения о том, что и нефть в Белоруссию продавали с большой скидкой, поэтому дополнительные пошлины – это то, что уравновешивало весы справедливости, а Европа же платит за газ как надо. Однако и внутри Европейского союза цены на газ сильно различаются.

Фото:

Причем, самые бедные или близкие к России страны (Сербия, Македония), платят за газ больше, чем главные критики – Германия и Великобритания.

В цене на газ, безусловно, переплетаются экономические и политические мотивы. Может, тогда логично, что критики, платящие за газ меньше, будут иметь пошлины большие? Это было бы более справедливо, чем собирать деньги со своего населения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров