• Вход
  • Регистрация
аналитика
20 Июля 2015, 21:26


Может ли Россия стать продовольственной сверхдержавой?

2 891 44
Может ли Россия стать продовольственной сверхдержавой? Фото: Politrussia.com

Мы использовали в статье несколько видоизмененный заголовок из одного очень известного издания. В оригинале он выглядит так: «Россия может стать продовольственной сверхдержавой». Как ни странно, статью с подобным «шокирующе оптимистичным» названием мы нашли вовсе не в российской прессе, а в «The Wall Street Journal»

Статья наполнена разнообразными размышлениями, в том числе и такими:

Потенциал огромен. Российская империя была крупным экспортером зерна и яиц в Европу в конце XIX – начале XX века.
The Wall Street Journal15 июля 2015

Автор считает, что благодаря инвестициям наша страна может добиться состояния продовольственной сверхдержавы, ведь основа у России есть: обширные сельскохозяйственные земли и масштабные природные ресурсы. Самый интересный вопрос здесь: кто станет инвестором? Вариантов, впрочем, автор видит не так уж и много: либо Запад, либо Китай.

При всем оптимистическом взгляде на возможности России, в статье в «WSJ» сказано, что взаимные санкции негативно повлияли на российское сельское хозяйство.

Оценка потенциала.

Давайте попробуем понять, есть ли вообще у высказанного в «The Wall Street Journal» столь оптимистического взгляда какие-либо основания.

Наличие плодородной земли — один из важнейших ресурсов для развития сельского хозяйства. Этот ресурс у России есть: 55 % мировых черноземов находится именно у нас. Основатель отечественного почвоведения Василий Васильевич Докучаев называл российский чернозем «благодатной почвой, которая составляет коренное, ни с чем не сравнимое богатство России»

Константин Бабкин пишет в своей «дорожной карте»:

Посевная площадь может быть быстро увеличена, ведь сегодня 41 млн. га находятся в заброшенном состоянии с 90-х годов прошлого века. Для сравнения, это площадь всей пашни Канады или вдвое больше площади пахотных земель Франции.
Бабкин Константин Анатольевич

Итак, с землей все в порядке. Вдобавок, у нас есть возможность быстро нарастить производство сельскохозяйственной продукции за счет заброшенных после развала СССР полей. Кстати говоря, вряд ли такой потенциал есть у какой- либо другой страны мира. К сожалению, он достался нам очень тяжело: ведь 90-е годы не были медовыми для большей части населения России. Тем не менее, у нашей страны есть мощный и очень интересный инструмент, который, безусловно, является ее конкурентным преимуществом. Вопрос лишь в том, как грамотно его применить?

Второй важный ресурс — трудовой. На сегодняшний день в России есть 1, 6 миллиона человек с высшим аграрным образованием. .  Это в 2 раза больше, чем в Соединенных Штатах Америки. Численность занятых сегодня в отечественном сельском хозяйстве людей втрое больше, чем в США. При этом безработица на селе примерно в 2 раза выше, чем в городе, а уровень зарплат ниже. Все эти факторы, слитые воедино, говорят о том, что с помощью экономического и налогового стимулирования можно добиться заметных результатов по привлечению трудовых ресурсов для реализации масштабных проектов в сфере сельского хозяйства, при этом в сжатые сроки.

Наше сельское хозяйство, к сожалению, в целом не может похвастаться передовой технической оснащенностью. Эта ситуация вызывает ряд проблем, в том числе, и низкую урожайность. Однако здесь же заложен потенциал для впечатляющего роста. Инвестиции в сельское хозяйство США, Франции или Канады попросту неспособны дать такого эффекта, который возможен у нас.

У России существуют колоссальные возможности как на внутреннем рынке, так и на внешних площадках. Население Китая, Индии и ряда других стран нуждается в обеспечении продовольственной безопасности.

Есть еще одно очевидное преимущество нашей страны. У нас не применяются ГМО-семена, мы не зависим от мировых корпораций-монополистов, таких как Monsanto или Dupon.

Что принесли санкции?

«The Wall Street Journal» говорит нам, что санкции принесли взаимный вред, то есть в результате отечественное сельское хозяйство пострадало. Однако с автором статьи согласны далеко не все, особенно в среде аграриев. Вот что говорит по этому поводу Татьяна Рыбалова — ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного бизнеса (ИКАР):

«Не один год наши сельхозпроизводители боролись за повышение ввозных пошлин на продовольствие, доказывая правительству, президенту, законодателям, что не в состоянии конкурировать с мощным потоком импорта, цены на который зачастую оказывались ниже, чем себестоимость производства таких же товаров в России. А тут — эмбарго! Конечно, в отрасли это восприняли как шанс. Другое дело, как сумели этим шансом воспользоваться».

За период с января по апрель рост производства отечественной сельскохозяйственной продукции составил 3, 3 %

В 2014 году до 98, 9 % повысилась на зерновом рынке доля российского зерна (на 0,5 % больше, чем в 2013). 

На 5, 2 % выросло в январе-мае 2015 года производство скота и птицы (на убой) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Есть рост и в области сыра и сырной продукции. Интересно отметить, что производство росло и до санкций. В периодс января по август 2014 года производство выросло на 10,7% относительно аналогичного периода прошлого года, а за сентябрь – декабрь – на 23,5%. 

Как мы видим, у санкций есть позитивные итоги. Тем не менее, не стоит забывать о том, что рост производства в названных и некоторых других областях не связан исключительно с санкциями. Дело в том, что сельское хозяйство — это отрасль, обладающая определенной инертностью. Во многих сферах рост был заложен ранее благодаря фермерам, государству, проводимой политике и т.п. Можно сделать вывод, что продовольственное эмбарго на зарубежные продукты значительно «подогнало» темпы роста.

Что ж, по позитиву мы прошлись. Теперь пора переходить к негативу. Его стоит рассматривать в ключе возможностей для развития. Ведь любые негативные факторы в конечном итоге можно обратить во благо.

Нужно отметить, что отечественных сыров и сырных продуктов на прилавках стало действительно больше. Однако, к сожалению, много продуктов плохого качества. Слово Татьяне Рыбаловой:

"Это можно назвать имитационными продуктами, изготовленными с нарушением всех технологий, где животные жиры заменены дешевыми растительными. На рынке сыров доля таких фальсификатов занимает, по моим оценкам, до 70%. Самое прискорбное то, что их производством занимаются не кустари в гаражах и подвалах, а крупные специализированные компании. Воспользовавшись "вакуумом", образовавшимся в результате резкого сокращения импорта, они поспешили заполнить его, заботясь не о качестве продукции, а исключительно о марже, которую можно извлечь из полузабытого понятия "дефицит"". Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного бизнеса (ИКАР) Татьяна Рыбалова.
РИА Новости30 июня 2015

Производство сыров и сырной продукции подскочило за прошлый год примерно на 30 %. Надои молока при этом выросли в стране всего лишь на 3 %. По данным статистики в страну завозится при этом столько же сухих и сгущенных молока и сливок, сколько и раньше (до санкций), а вот импорт пальмового и других растительных масел вырос с 12 до 21 %

Итак, теперь видно, откуда «растут ноги» у плохого качества значительной части отечественной сырной продукции.

Сегодня отечественное молоко дороже, чем молоко из той же Белоруссии. Поэтому производители молочной продукции довольно неохотно увеличивают закупки. Причин дорогого молока хватает: высокие кредитные ставки (в том числе и из-за ситуации с санкциями), малые размеры дотаций (по сравнению с той же Европой, где молоко, опять же, дешевле) и т.д.

Один из главных итогов проблем в области той же сырной продукции — ее подорожание, которое, естественно, легло на плечи потребителей.

Еще один важный фактор: мы отказались от европейских и американских сельхозтоваров, но на наш рынок приходят импортеры из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Кроме того, с отечественными производителями конкурируют и компании из Евразийского Союза, в том числе из Белоруссии.

Сельское хозяйство — очень сложная сфера, она напрямую связана с природными циклами. Россия, например, попросту не может мгновенно увеличить производство молока: ведь для того, чтобы вырастить молочную корову, нужно 3-4 года.

Тем не менее, по словам Игоря Абакумова, главы медиа-группы «Крестьянские ведомости", члена Общественного совета при Минсельхозе России, при всех сложностях и проблемах, отечественные фермеры боятся отмены эмбарго

Итоги

Итак, мы видим, что Россия имеет все природные и людские ресурсы для того, чтобы стать продовольственной сверхдержавой. Вдобавок, продукция из РФ может получить значительные конкурентные преимущества из-за своей экологичности. За счет этого Россия к моменту отмены санкций могла бы стать абсолютно конкурентоспособной на всех мировых рынках.

Продовольственное эмбарго уже дало толчок для развития отечественного сельского хозяйства. С другой стороны, еще одна полезная сторона эмбарго —удалось увидеть весь комплекс отечественных проблем в агросекторе в ярком свете, а, значит, приблизиться к их решению. Нужно отметить, что эмбарго на европейские и американские товары — скорее, благо для отечественного сельского хозяйства. Россия просто не в состоянии сейчас полноценно конкурировать с товарами из этих стран. Взять хотя бы поддержку сельского хозяйства в Европе и Америке: наше государство пока попросту не может предложить такой же уровень дотаций. Так что конкуренция со странами «из своей песочницы», того же самого БРИКС и ЕАС — представляется наиболее оптимальной. Сейчас эта ситуация именно такая, и этим надо пользоваться.

Россия не сможет стать продовольственной сверхдержавой без масштабных инвестиций. Как известно, государство сейчас, в первую очередь, занято госпрограммой по перевооружению, рассчитанной до 2020 года. Кроме того, в настоящий момент мы сталкиваемся с проблемой уменьшившихся бюджетных доходов.  После 2020 года Россия, по всей вероятности, могла бы кратно увеличить государственные инвестиции в сельское хозяйство. Однако, как мы видим, агропромышленный сектор экономики может вырасти только через годы, если вкладываться уже сейчас. Так что сегодня нужны именно иностранные инвестиции. Естественно, первый кандидат на роль масштабного инвестора — Китай. Однако мы можем быть интересны многим другим странам, и с ними нужно активно работать.

Естественно, Россия может и должна многое сделать для своего сельскохозяйственного сектора. Причем многие возможности коренятся не только в увеличении финансовой поддержки, но в разумных мерах по преобразованию существующего рынка.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
ОБСУЖДЕНИЕ
Чтобы оставить комментарий, необходимо
зарегистрироваться или авторизоваться
или вы можете оставить анонимный
комментарий без регистрации.
Андрей Беслик
А вообще, коли не осиливаем дотации, нужно хотя бы освободить от налогов. Совсем.
0
Михаил Котов
ну что за вассальное мышление автора статьи?
"Так что сегодня нужны именно иностранные инвестиции. Естественно, первый кандидат на роль масштабного инвестора — Китай. Однако мы можем быть интересны многим другим странам, и с ними нужно активно работать."
Почему вы не хотите быть истинным хозяином в своей стране? почему нужно постоянно надеется на то, что кто-то придет и вложит в нас деньги, а потом, в случае разлада, как с западом, Китай введет санкции и выведет все свои деньги?
Мы опять от этого не будем суверенной страной, так как будем постоянно зависеть от чьих-то денег!
нам с вами, прежде всего тем кому не куда ехать, необходимо требовать от государства налаживать национальные инвестиции, а это дешевый кредит! На последнем прямом эфире с В.В. Путиным все фермеры говорили, о нехватке дешевого кредита! И как говорил Силуанов, на одном из вечеров с Соловьевым, что все из бюджета не профинансируешь!!!
России нужно национализировать ЦБ РФ! Без этого мы никуда не уедем!!!
1
Александр Герасимов
Ну, хорошо, у меня вассальное мышление. Все же не понимаю при этом: чем же плохи иностранные ресурсы, если они служат на благо России?
0
Михаил Котов
чужой дядя никогда не придет и не сделает для вас хорошо! иностранные инвестиции, это не плохо, но они не должны быть основой! а СССР стала могучей не на внешние ресурсы, а на собственные инвестиции, короче, печатный станок был наш, а не Ротшильда!
у нас экономика долларовая, Россия, продавая газ и нефть за доллары, может напечатать только рублей на долларовую массу, не более, доллары же из экономики и пользования изымаются!!!! Мы не можем напечатать рублей, чтобы дать их в долг фермеру!!!
2
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Михаил , полностью с Вами согласен, что надо опираться только на свои силы , а не на деньги ,,заботливого,, Ротшильда и орды иноземцев, которых пора не завозить , а гнать с нашей земли , пока не поздно.
1
Михаил Котов
рад, что я хоть не один это понимаю...))) народ, вообще, у нас дремучий....
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Тут нет ни чего удивительного - ТВ, это прекрасный инструмент для направления масс в нужное русло. И наши кукловоды прекрасно с этим справляются.
1
Александр Герасимов
Не думаю, что надо кого-то "гнать", надо создавать такую систему, которой невозможно "навредить", но с которой крайне хочется сотрудничать к взаимной выгоде.
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Гнать и срочно , пока не получилось второго Косово.
0
Аноним
Аноним
Молдавия
СССР при этом импортировал зерно в отличии от России
0
Михаил Котов
и сейчас импортирует....
что у вас там в Молдавии интересного? как житуха-то? как, обратно в состав России не планируете?
0
Policy off Truth
Интересно, а автор данной статьи хоть читал оригинал статьи в WSJ?
Создается впечатление что не читал.
-2
Александр Герасимов
Оригинал не читал, к сожалению, не знаю английского. Читал перевод. В чем я ошибся? Автор не говорил этих слов?
3
dmartuna dmartuna
Комментарий удален
-3
Максим Федоров
Ребят, подруга недавно посоветовала одно средство, с помощью которого полностью изменил свою жизнь, теперь имею девушек больше чем только мог мечтать, и секс по 2-3 часа в любом возрасте. Эта штука и на женщин не слабо влияет, хочу посоветовать каждому. Я узнал из этого блога, так и заказываю - http://vurl.com/xko1n
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Если Россия будет инвестором у себя св с.х. следовательно она и сможет стать и предпосылки все есть.Накормить покрайней мере страны БРИКС.с половиной мирового населиния.А вот Китаю я бы оставил их отверточный бизнес.Запад как партнер не интересен.
3
Александр Герасимов
Почему не интересен? — Главное, чтобы к нашей пользе.
3
Аноним
Аноним
Россия, Ставрополь
Я думаю проблема в зарплате и инфраструктуре со всеми ништяками которые есть городе. Платите нормально и я поеду на северный полюс кукурузу выращивать и охранять.
1
Александр Герасимов
Какая зарплата в этом случае вас бы устроила?
1
Константин
Кукурузу в заполярье выращивать? Тысяч 250-350 в месяц. Если в промышленных масштабах, то это серьезных технологический вызов. )))
0
Mond Cinic
Mond CinicС нами навсегда!500 комментариев
Думаю, что зарплата московского офисного хомячка устроит большинство фермеров.
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Такая зарплата будет приемлема в с.х. , а хомячков в офисах надо % 70 разогнать , остальных посадить тыс. на 15-20. С их работой пенсионеры прекрасно справятся , а молодую энергию нужно направить в литейные , сборочные и пр. цеха , так-же и в с.х. их крутизна пригодится.
1
Mond Cinic
Mond CinicС нами навсегда!500 комментариев
Согласен!!!
0
Александр Герасимов
Такие методы "разогнать" - "направить", применялись в двадцатом веке, сейчас действуют другие механизмы, либо тогда нужно менять строй. + Помните, что если вы имеете право принимать в отношении других радикальные решения по своему усмотрению, то почему другой человек не может принять столь же радикальное решение в отношении вас? Такой радикализм напоминает не только Советский Союз в первые десятилетия, но и 90-е годы, когда либералы буквально огнем и мечом жестоко внедряли рынок.
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
А чем плохи первые десятилетия Советов. Благодаря этим годам да и последующим , наша страна ещё жива. В те годы у народа была идея , а не нажива, в те годы люди работали и на себя, и на следующие поколения , в те годы люди верили своим руководителям, видя , что те и сами работали и дети их служили в армии , и воевали. Так- что не надо сравнивать героические годы становления СССР с предательскими 90. Интересно , а какие ныне существуют механизмы ? А строй надо менять и обязательно . Что сегодня происходит в стране и строем то не назовёшь. Даже не знаю , как можно назвать государство, где прозябает своё с.х., но зато в магазинах навалом овощей из Израиля , свинину и ту нам поставляет КНДР. Таких фактов можно приводить и приводить. Я уж не буду писать про все чудовищные факты творящиеся в РФ начиная с того, что матеря выкидывают своих детей на помойки, а из школы выкидывают черчение и астрономию, а вводят религиоведение. Да методы надо применять жёсткие если хотим сохранить страну .
0
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Эх... на банки.ру среди [censored] кредитов стало мелькать предложение для владельцев ЛПХ (личное подсобное хозяйство). Про закредитованность наших сельхозпроизводителей не написал только ленивый. От того и продают потихоньку раскрученный бизнес иностранным монстрам (международным корпорациям), что тем доступно финансирование под ничтожные проценты, что нашим уже и не сниться.
Это к тому, что нет никаких предпосылок к изменению финансовой политики для наших сельхозпроизводителей, а значит если чего и создадут дельное, то в дальнейшем будет выгодней продать иностранцам, чем эксплуатировать - развивать самим.
Такой вот ... бизнес.
3
Александр Герасимов
Думаю, эта проблема решаема.
1
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Как? Реально интересно, что возможно представить, кроме еще одной октябрьской революции.
-1
Александр Герасимов
Светлое будущее — опьяняющая концепция, но возможно только осветлить настоящее.
0
Аноним
Аноним
Россия, Великий Новгород
Ответ-нет,не сможет.Проблема-кадры,которые всё решают.Нет желающих пахать землю и расчищать заросшие поля.
Сужу по своему региону.Надеюсь,что в других не так печально
0
Сергей Варакин
Проблема не кадры, а цепочка от производителя до [censored] Закупочные цены низкие, продажные высокие, а в промежутке фирмы, фирмочки и т.д.
1
Аноним
Аноним
Россия, Великий Новгород
Нет ни закупочных цен,ни фирмочек.Немногие фермеры(возраст 40+) и пара с/х предприятий торгуют в своих ларьках/магазинах и на рынках В деревнях-одни дачники и пенсионеры.Себя,да,прокормим.А вот с державой-не получится.
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
В своё время председатель ком. Думы по делам нац. Таджимет Сафаралив(от Единой России) предложил завести в нашу страну ещё 50-70 мил. мигрантов. Вот они то нам всё и освоят и расчистят.
0
Александр Герасимов
Это интересная идея, на самом деле.
0
Mond Cinic
Mond CinicС нами навсегда!500 комментариев
Интересная, но ненужная. Мы должны сами справиться, а для этого сделать многое, о чём, надеюсь, будет сказано в следующих статьях: решить проблему дармоедов между производителем и конечным покупателем; вернуть учителя на село; обеспечить село нормальной медициной; начать разукрупнение...
0
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Интересная мысль в том, что предлагают завезти ещё мигрантов?
0
Mond Cinic
Mond CinicС нами навсегда!500 комментариев
Посмотрите комментарий, на который я ответил...
0
Александр Герасимов
Во-первых, с кадрами все не так уж и плохо. Во-вторых, проблемные вопросы с трудовыми ресурсами можно решить.
0
Аноним
Аноним
Россия, Великий Новгород
В наших краях(СЗ РФ)-очень плохо.Решить-каким образом?
0
Александр Герасимов
Думаю, повышением зарплат в с-х сфере и созданием хороших условий жизни на селе.
0
Абубекир РФ
Я так скажу наша страна обречена стать страной кормилицей. Да сейчас - это наверное смешно звучит, но не для меня ведь все меняется и очень быстрыми темпами и Россию ждет величайшее будущее.
4
Александр Герасимов
Самый главный момент — сейчас. Сейчас надо работать, работать, работать и не ждать никакого великого будущего, и все будет ок.
3
Аноним
Аноним
Россия
незаконченная статья, не упомянуты такие факторы, как: широкая полоса рискованного земледелия, невозможность по погодным условиям выращивать некоторые наименования овощей и фруктов, недоступность по ценам с/х техники для мелкого и среднего производителя, отсутствие непосредственного доступа с/х производителя к покупателю, засилие перекупщиков-вымогателей, неразвитое страхование, устаревшее законодательство в сфере регулирования сельского хозяйства и т.д. и т.п.
2
Александр Герасимов
Эта статья станет началом.
0
Константин
Обратите внимание на: "...отсутствие непосредственного доступа с/х производителя к покупателю, засилие перекупщиков-вымогателей...". Корневая проблема, на которую жалуются многие сельхозпроизводители.
Овощи и фрукты сейчас весьма неплохо выращивают в теплицах, вопрос с с/х техникой тоже решают (вплоть до бизнес-модели с совместным использованием/владением). А вот то, что производителя всеми силами не пускают к [censored] - реальная беда.
1
Александр Герасимов
Да, спасибо.
0
наши услуги
Видео
Реклама
Новости партнеров