аналитика
14 Марта 2016, 13:26


Налоговый рай для софта заканчивается

1 754 12
Налоговый рай для софта заканчивается Фото: Reuters.com

Не секрет, что сейчас в стране на фоне продолжающегося военно-политического противостояния с Западом разворачивается кампания по импортозамещению иностранных продуктов и услуг в различных сферах. Не является исключением и сфера разработки программного обеспечения, которая до недавнего времени вообще была полем довольно вольной трактовки отечественных и международных законов, в первую очередь налоговых. Группа депутатов Государственной Думы, предложив взымать с электронных услуг налог на добавленную стоимость, тем самым решила уравнять в налоговом плане статус крупных международных IT-гигантов типа Google или Apple и отечественных налоговых резидентов. Это даст как существенный финансовый эффект, так и возможность поставить в равные условия всех производителей софта.

Необходимо отметить, что сам законопроект о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс был предложен членом фракции ЛДПР Андреем Луговым и депутатом от «Справедливой России» Владимиром Парахиным еще в декабре 2015 года. С тех пор он прошел практически все стадии досессионного рассмотрения, включая и получение заключения правительства России, которое, что характерно, было отрицательным.

По замыслу авторов законопроекта, налогом должны облагаться и покупки в AppStore и Play Market, и загрузка онлайн-игр, разного рода иностранных плагинов и программ для браузеров. Законодатели довольно резонно отмечают тот факт, что в настоящее время на российском рынке складывается ситуация, при которой российским потребителям выгоднее приобретать контент у иностранных компаний, поскольку его стоимость в этом случае не включает в себя налог на добавленную стоимость. По этой же причине данные услуги российских организаций становятся менее привлекательными.

И это на самом деле справедливо, поскольку если, к примеру, Apple или Google НДС за скачивание контента со своих онлайн-магазинов на территории России не платят, это, с одной стороны, ставит отечественных разработчиков софта в неравное положение, а во-вторых – заставляет российские IT-компании выносить свои офисы за рубеж и регистрироваться в иностранных юрисдикциях. Это, в свою очередь, также снижает доходы российского бюджета, хотя потребители этого софта и продолжают оставаться на территории нашей страны. По оценкам Федеральной налоговой службы, российский бюджет смог бы получить до 50 миллиардов рублей дополнительных налоговых поступлений при распространении практики взимания НДС с иностранных IT-компаний.

Кстати, тут следует отметить тот факт, что отрицательное правительственное заключение на законопроект Лугового и Парахина опиралось на невозможность сформировать действенный механизм мониторинга доходов от экспорта отечественными IT-компаниями софта в иностранные юрисдикции, а также сложность с взиманием налогов с того же Google или Apple.

Безусловно, определенные сложности будут. Однако при должном желании, а также при угрозе потери крупными вендорами российского рынка, платить налоги будут все.

Опыт иностранных государств тому порукой. Аналогичный процесс с множеством судебных исков, скандалов и апелляций уже проходил в Европейском Союзе, в Южной Корее и в Японии. И везде софтверные корпорации в конечном итоге соглашались платить.

Вот, к примеру, только последний случай того, как Google в конечном итоге согласился с требованиями национального законодательства: в Великобритании на корпорацию было заведено соответствующие дело об уклонении от уплаты налогов. В итоге IT-гигант был вынужден заплатить более 130 миллионов фунтов доначисленных налогов, то есть почти 13 миллиардов в пересчете на рубли. Причем, как подчеркивает британская The Guardian, чиновники Европейской комиссии настаивают на том, чтобы сумма дополнительного налога на Google была увеличена.

Аналогичные расследования идут и по налоговым делам Google в Ирландии, фискальную систему которой корпорация долгое время использовала для уклонения от выплаты налогов как в ЕС, так и в Соединенных Штатах. А в Бельгии, к примеру, Еврокомиссия поручила взыскать с 35 компаний дополнительно почти 700 миллионов евро в виде доначисленных налогов.

Аналогично европейские власти поступают и с другими крупными IT-корпорациями. Так, в октябре 2014 году было начато расследование в отношении налоговой сделки компании Amazon с Люксембургом, а чуть позже уже британские власти пригрозили Facebook пересмотреть налоговый режим, что вынудило корпорацию согласиться заплатить дополнительно миллионы фунтов в казну Туманного Альбиона.

То есть, как видно из приведенных примеров, налогообложение IT-компаний осуществляется вполне эффективно, никто в «онлайн» не бежит и не скрывается: пример Китая, запретившего тот же «Фейсбук», весьма показателен. Туда уже и Цукерберг лично приезжает, даже китайский язык выучил и на все уже согласен, но нет - рынок с почти полуторамиллиардным населением для соцсети закрыт.

Между тем в среде отечественных предпринимателей в сфере хайтека по мере обсуждения законопроекта Лугового и Парахина поднялась немалая волна возмущения. Профессиональное сообщество испугалось того факта, что законодатели предлагают исключить из Налогового кодекса подпункт 26 пункта 2 статьи 149-й, в котором сказано, что от налогообложения освобождаются «исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также права на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора».

Понятное дело, что дополнительно никто не хочет платить 18% налога на добавленную стоимость. И тут есть несколько, безусловно, спорных моментов. Во-первых, отечественных производителей поддержать, конечно, надо. Однако делать это путем применения дискриминационного пункта в действующем законодательстве было бы неправильно. Разговоры о том, что российские софтверные компании платят чуть ли больше всех в мире похожи на ритуальный «плач Ярославны»: достаточно почитать впечатления наших программистов, решивших открыть свой бизнес в Кремниевой долине, чтобы понять, насколько это на самом деле проблематично и какие расходы нужно понести уже на первом этапе, еще до старта продукта и какого бы то ни было коммерческого применения. Во-вторых, исключение данного подпункта, вкупе с прописанной процедурой проведения камеральных проверок в экспортирующих софт российских компаниях, позволит вывести из налоговой тени значительный сегмент рынка.

Для того, чтобы на самом деле стимулировать российский IT-сектор, необходимо параллельно с обложением иностранных софтверных корпораций ввести целевые субсидии перспективным российским компаниям – именно это и является наиболее перспективным способом создать конкурентную среду и при этом дать стимул для переноса разработки из-за рубежа в Россию. В любом случае терпеть ситуацию, при которой иностранные компании продолжают получать прибыль на территории России и не платить налоги, более неприемлема. И тут России имеет смысл следовать путем столь любимого нашим креативным классом Запада, где и Google, и Apple, и Microsoft платят огромные суммы за право и дальше работать на рынке тех или иных стран. Опыт этот вполне целесообразно перенести и в нашу страну.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров