аналитика
28 Января 2015, 10:48


Пенсию получат только 80% россиян

13 550 82

На днях глава Миндтруда России Максим Топилин дал пространное интервью “Российской газете”.  Среди основных тезисов прозвучала и серьезная обеспокоенность участия значительной части российских граждан в работе системы пенсионного обеспечения.

На вопрос “Сколько людей, по вашему мнению, работают нелегально?”, министр ответил:

“Около 20 процентов населения в трудоспособном возрасте мы не видим по базам данных Пенсионного фонда. Предполагаем, что большая часть из них работает, но за них не платятся страховые взносы. Это означает, что в будущем у них не будет страховой пенсии. Кроме того, если бы работодатели платили за всех работников - у нынешних пенсионеров была бы выше пенсия.”

Далее министр посетовал на низкую “культуру налогоплательщика” в российском обществе.

“Попробуйте в Германии, например, поработать "вчерную" - соседи сразу сообщат в соответствующие органы. Они просто считают, что если вы не платите налоги, значит, не имеете права на какие-то блага. Возьмем пример из нашей страны. Существуют очереди в детсад. Родители одного ребенка официально работают и платят налоги, второго - нет. Вопрос: у них должны быть равные права на устройство в детсад?”

В качестве возможных мер решения данной проблемы Топилин назвал как “проверки без очной явки контролирующих органов” на предприятия, на предмет “серых зарплат” - так и фискальные меры вне рамок “работник-работодатель”. Например, ужесточение условий для получения кредита – ведь доселе его, без особых проблем, могут получить (в том числе и по поддельной справке 2НДФЛ) даже якобы “безработные” граждане. Число которых даже среди официальных безработных (это 12% населения, стоящих на учете в Цетрах занятости) глава Минтруда оценил “в половину” указанного количества.

Кроме того, еще ранее Минфином выдвигались предложения сделать частично платным полис ОМС для таких “профессиональных безработных”, шла речь о разрешении фискальным органам “мониторировать” доходы и расходы тех, кто якобы “не работает”. И если человек за что-то живет, при этом официально не получая ни копейки (соответственно, не платя ни копейки налогов) – ему, возможно, в скором времени придется отвечать на неприятный вопрос “откуда дровишки?”, пардон – деньжата?

Это, кстати, в случае принятия, и станет окончательной победой свободы и демократии в России. Ведь “неуплата налогов” во всех без исключения странах Запада (и не только) считается одним из тягчайших преступлений.

Об этом свидетельствует, например, история знаменитого американского гангстера Аль-Капоне – которому американские правоохранители смогли доказать лишь махинации с налогами – а не прочие кровавые преступления. Но и этого хватило, чтобы отправить “крестного отца” мафии в тюрьму на 20 лет.

***

В России, к сожалению, подход к налоговой дисциплине весьма далек от так называемого “цивилизованного мира”. Что особенно заметно, кстати сказать, не только среди не избалованных богатством жителей глубинки – но и среди самых, что ни на есть, высокооплачиваемых столичных “креаклов”, едва ли не молящихся на этот самый “цивилизованный мир”.

Пиетет перед “либеральным свободами” (которые на Западе неотделимы от связанных с ними обязательство гражданина перед обществом) ничуть не мешает этой тусовке получать в своих фирмах по бухгалтерии жалкую “минималку”. А львиную долю заработанного - в пресловутом “конверте”. Откуда, естественно, не идут взносы ни на общие налоги – ни в страховые Фонды, включая Пенсионный.

Вообще, отношение к пенсии многих россиян действительно удивляет. Ладно бы традиционные “кухонные базары” на тему: “Да зачем мне платить налоги, если медицина хреновая, полицейские – взяточники” и т.д. Пусть даже, когда такого “критика” по настоящему “припрет” – он, как миленький, побежит за помощью и в государственную, а не частную клинику; да и к “частным детективам” вряд ли обратиться вместо райотдела полиции.

Но ведь от старости то все равно никому и никуда не деться! А в преклонном возрасте и силы уже не те, чтобы нормально на жизнь зарабатывать – да и принимают на работу не то, что пенсионеров – но даже тех, кому “за 40”, уже с очень большим скрипом.

***

В прежние времена проблема содержания стариков решалась довольно просто – их содержали дети и внуки. Но ныне “патриархальные семьи”, где живут вместе целых три поколения – большая редкость. Да и количество детей в семье с 4-6 еще в 40-е годы 20 столетия снизилось до хорошо если одного-двух, которым просто финансово сложно содержать постаревших родителей. Это если не считать возможных проблем “отцов и детей”.

Поэтому, ввиду сложности “патриархального варианта”, начиная с 19 века в цивилизованных обществах и начали создаваться государственные пенсионные системы. Самая известная из них, “солидарная”, создана в Германии “железным канцлером” Бисмарком. Суть ее в простом правиле: “Работающие платят за пенсионеров”. А когда первые плавно переходят во вторую категорию – их начинают содержать за счет своих отчислений уже более молодое поколение.

Фактически, эта система работала и в СССР все его годы. Другое дело, что подавляющее большинство не заморачивалось конкретными механизмами финансирования пенсионных выплат – их “платило государство” и все.

Но после распада Союза в России начался тяжелейший демографический кризис. Число появляющийся детей достигло минимума (1,2 млн человек) на рубеже тысячелетий, да и численность уже трудоспособных россиян тоже снизилось за счет “демографических ям”, идущих еще в результате снижения рождаемости в годы Великой Отечественной войны, когда во взрослую жизнь стали вступать внуки “детей войны”.

***

А потому самым знаковым содержанием пенсионной политики России, начиная с 2002 года стали “пенсионные реформы”. Ну или же “этапы пенсионной реформы”. Их можно насчитать уже три – 2002  , 2008 и 2013  годов.

Смысл, который задумывался авторами указанных изменений – постепенный отход от прежнего чисто “солидарного” (по принципу “общего котла”) подхода к формированию бюджета Пенсионного фонда – и переход к большей его персонификации, с учетом внесенных в этом фонд взносов.

Максимально упрощенно это выглядит так – около половины страховых взносов идут на финансирование выплат пенсий нынешним пенсионерам, половина – накапливается на индивидуальных пенсионных счетах. Деньги на которых не просто “лежат” – но “работают”, вкладываются менеджментом государственных и негосударственных Накопительных пенсионных фондов в ценные бумаги, для получения прибыли.

Сами же взносы в ПФ платит не работник – а его работодатель, ныне они составляют 32% от фонда зарплаты.

Подобная схема ныне принята практически во всех развитых странах. Во всяком случае, с ведущим демографическим трендом этих самых развитых стран – который можно без обиняков назвать постоянным старением населения и его постепенным вымиранием, из-за низкой рождаемости.

***

Увы, в полной мере применить ее в России не получилось – да и вряд-ли получится. Впрочем, “буксует” она и на Западе тоже. Основная причина этого – невозможность в условиях рыночной экономики гарантировать доходы накопительной части пенсии с опережением инфляции. А в годы кризисов деньги НПФ могут запросто вообще “сгореть” – как погорело немало денежек пенсионеров США, вложенных в “мыльные пузыри” ипотечных бумаг.

В условиях же растущей экономики России полностью “страховая-индивидуализированная” пенсия – скорее, мечта, чем реальность. Тем более, что реальному старику то, собственно, все равно – из каких источников будут поступать деньги на его карточку. Важно, чтобы размер их был достаточным для более-менее сносной жизни.

Можно заметить, что доселе с этой задачей руководство страны справлялось. На апрель 2014 года средний размер пенсий в РФ составил 11 600 рублей – около 40% от средней зарплаты. 

По тогдашнему курсу – около 330 долларов, что, конечно, меньше, чем в Германии или США, но отнюдь не в 50 раз, как это было в середине 90-х. Но это без учета “паритета покупательной способности”, стоимости товаров и услуг, несравнимо ниже у нас, чем на Западе.

Недаром свежее исследование “индекса Биг-Мака”, изобретенного, кстати, американцами, показало, что реальный курс российской валюты должен составлять 18,5 рубля за доллар.

Всего же размер выплат Пенсионного Фонда России на 2015 год должен составить 7,6 триллионов рублей. А вот по доходам в него планируется получить около 6,9 триллионов.

Но самое интересное и важное – даже из этих 6,9 триллионов за счет страховых взносов поступит всего 3,9 трлн рублей! То есть, если называть вещи своими именами, добрую половину российских пенсий государство дотирует из внешних источников.

Потому что обеспечение пенсионеров – это не только строка в бюджете. Это, как это не высокопарно звучит, и забота детей о состарившихся родителях. Ну и, конечно, и самых дисциплинированных избирателях – которые не простят политикам пренебрежение их интересами.

***

Так что, пенсионная система России как была в годы СССР, так во многом и ныне остается “солидарной”. Фактическим признанием этого стал даже и тот факт, что в ходе последнего этапа реформы россиянам предоставлена возможность “по умолчанию” вообще отказаться от отчислений в Накопительные пенсионные фонды. Что своим нежеланием писать заявления на этот счет и продемонстрировали уже десятки миллионов наших сограждан.

Тем не менее, страна в первую очередь заботится о своих гражданах. Имеющих все права – и принимающих на себя и определенные гражданские обязанности. Среди которых – и платежи в Пенсионный фонд. Которые, как указывалось выше, фактически “умножаются” государством минимум в два раза – за счет иных, не-страховых доходов. Но и это, как показывают печальные цифры, приведенные Максимом Топилиным, отнюдь не способствует пятой части россиян отчислять в ПФ хотя бы копейку.

Что ж, для “граждан, которые на самом деле не совсем граждане”, желающих иметь права без обязанностей, тоже предусмотрена пенсия – социальная. По сути и размеру – фактическая “милостыня”, чуть больше 3 тысяч рублей. Но, наверное, это не те деньги, на которые можно чувствовать себя минимально обеспеченным – с учетом того, что даже официальный прожиточный минимум в России для пенсионеров установлен на конец прошлого года в 6650 рублей.

Но тут уж, как гласит давняя отечественная поговорка: “Что посеешь – то и пожнешь”. Не хочешь в период цветущей юности и зрелости заботиться о пожилых людях, среди которых и твои собственные родители? Значит, и о тебе, когда придется время печальной старости государство будет заботиться “по минимуму”, а то и меньше.

Так, может, все-таки, лучше не уподобляться “попрыгунье-Стрекозе” из известной басни, которая “лето красное пропела – оглянуться не успела – как зима катит в глаза”? И вовремя подумать о пенсионном обеспечении еще тогда, когда старость придет еще очень нескоро?


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров