аналитика
2 Апреля 2015, 15:02


Национальная система платежных карт заступила на финансовое дежурство на горе оппозиционерам

9 820 18

С 1 апреля в России заработала в полном объеме Национальная система платежных карт. Теперь все операции по таким картам будут проводиться на российской территории российским же процессинговым центром.

Событие это принципиально важное, резко добавившее “запас прочности” нашей стране против возможных новых западных санкций. Их “генеральная репетиция” была проведена с подачи США еще год назад – когда сразу же после “крымских событий” международные платежные системы Visa и MasterCard отключили обслуживание пластиковых карт, выпущенных несколькими крупными российскими банками.

После этого их клиенты могли пользоваться своими прежде доступными в любой точки России и мира средствами разве что по старинке – получая их в кассе своего финучреждения, наличными. Хотя, конечно, более “продвинутые” пользователи частично компенсировали неудобства посредством интернет-банкинга, не так жестко привязанного к международным системам.

Можно заметить, что практически сразу же намерение российского руководства создать собственную платежную систему начало подвергаться критике. Одним из ее ярких примеров можно считать, скажем, депутатский запрос главе Центробанка - от небезызвестного оппозиционера Ильи Пономарева относительно НСПК, широко распиаренный “Известиями”.  В этом запросе важное начинание обвинялось и в “отсутствии рыночных перспектив” и в “напрасной трате денег налогоплательщиков”.

К этому газета добавила мнения еще и неких “анонимных банкиров” – также высказавших свое “фэ”. Дескать, российская платежная система не имеет никаких преимуществ перед международными – а потому отечественные банки если и будут ею пользоваться, то только “из-под палки”, угрозы наказания от Центрального банка страны.

***

Итак, Пономарев и некие “влиятельные, но анонимные” банкиры начинают раскручивать идею, что Национальная Платежная Система - это слишком дорого и вообще экономически нецелесообразно. Вопрос: а если подсчитать, какой ущерб может нанести отключение Мастеркард и Виза экономике России и российским потребителям банковских услуг?

Тут ведь дело не только в чистой прибыли от проведения транзакций по банковским карточкам – хотя и она только у Visa в прошлом году составила почти полмиллиарда долларов. К “карточным” расчетам россияне настолько привыкли – что невозможность их осуществления очень серьезно осложнит их жизнь. По отрицательному эффекту это можно сравнить разве что с возможностью отключения SWIFT-платежей в межбанковских расчетах – чем Вашингтон постоянно пугает Россию.

Так насколько уместно винить ЦБ в “напрасной трате 500 миллионов рублей” – если только чистая прибыль от деятельности платежных систем исчисляется сотнями миллионов – но только долларов? А “аварийная остановка” этого механизма приведет к таким неудобствам – которые весьма трудно оценить в денежном эквиваленте.

***

Еще более неуместен аргумент “рыночной неконкурентоспособности” российской платежной системы. Как будто речь идет о преимуществах какого-нибудь “Мерседеса” над “Ладой”. Ведь есть вещи, которые должны быть своими – у каждой независимой страны. Если, конечно, она хочет и дальше оставаться независимой. Это законы, армия, полиция, валюта, многие другие институты. Они требуют немалых затрат, очень редко приносят прямую прибыль, могут в чем-то уступать по эффективности американским или европейским аналогам – но без них государства просто не будет. В духе мудрой ироничной пословицы: “Народ, который не хочет кормить свою армию – будет вынужден кормить чужую”

Так и с платежными системами. Может, для прозападных либералов это будет откровением – но первое место по популярности ныне занимает не любимые ими Visa и MasterCard со штаб-квартирами, соответственно, в Сан-Франциско и Нью-Йорке – а китайская China UnionPay, с 29% мирового оборота. Причем, столь внушительных результатов китайцы добились всего за 13 лет – организовав свою систему лишь в 2002 году, на 30-35 лет позже американских конкурентов.

А японская JCB  появилась на свет даже раньше “американцев” - в 1961 году. Свои платежные системы есть и у Беларуси (что вполне объяснимо в плане постоянно накладываемых на Минск западных санкций) и даже у Украины – несмотря на ее постоянное заигрывание с “благословенной Европой” весь период “незалежности”. Подобные разработки есть и у Индии, и в ФРГ, и в некоторых других странах.

Для объяснения всего этого есть только два варианта: или власти Японии, Китая и Германии - все сплошь идиоты, которые не умеют считать деньги; или все-таки депутат Пономарев и поддерживающие его банкиры на самом деле не правы – а японцы, китайцы и немцы правильно делают. Потому что все они, как минимум, не хотят зависеть от милости заокеанских финансовых воротил, особенно с учетом их политической зависимости от официального Вашингтона.

Так что защита российской платежной системы - как раз тот случай, когда независимо от отношения к политике ЦБ его нужно поддержать и не дать в обиду. Это вопрос национальной безопасности.

А Пономарев и ему подобные протестуют против создания национальной платежной системы, которая должна обеспечить независимое функционирование карточных платежей даже в том случае, если Виза и Мастеркард решат отключить Россию.

***

Возникает вопрос: на кого работает Пономарев? Чьи интересы защищает он и зачем нужно наезжать на самый успешный проект по поддержке российского финансового суверенитета? Может, нам еще и аналог SWIFT не разрабатывать потому что слишком дорого? Или в этом и есть суть действий Пономарева и банкиров - оставить Россию в уязвимом положении перед Западом?

Собственно, ответ на эти вопросы очевиден – Илья Владимирович работает на тех, кто ему работу дает. Ведь даже свое мнений для Известий он озвучивал, находясь в бегах от российского правосудия, в “благословенной американщине”. И плачась о том, что у него нет денег выплатить востребованные по суду астрономические гонорары за так и не прочитанные лекции, проживал в Нью-Йорке в весьма недешевых апартаментах. Время от времени выступая перед Конгрессом и прочими подобными компашками с радикально антироссийскими заявлениями.

Собственно, сам факт подачи Пономаревым депутатского запроса, на мой взгляд, говорит о чудовищной недоработке регламента российской Госдумы. Мало того, что она доселе неспособна не только лишить мандата своего члена, уже почти год не появляющегося на ее заседаниях (но исправно получающего нехилую зарплату в 360 тысяч рублей в месяц), исключенного за вопиющее нарушение партийной дисциплины из своей фракции “Справедливая Россия”. Но она еще и разрешает таким “заочникам”, ударно трудящимся на Белый Дом, писать официальные запросы российским официальным органам, находясь в чужой стране за тысячи километров.

Право, на таком фоне даже как-то неловко пенять самим “Известиям” относительно подачи ими информации о “доносе” главы так называемого “Левого Фронта”. Ведь статья озаглавлена “В Госдуме засомневались в необходимости НСПК”. Чем-то она напоминает заголовки украинских изданий весны 2014 года, типа “В Госдуме выступили против аннексии Россией Крыма”. Тогда тоже в качестве так называемой “Думы” засветился со своим “особым мнением” все тот же ренегат-отщепенец Илья Пономарев.

Видно, “американский сиделец” до сих пор и отказывается сдавать мандат – чтобы “акулы пера” известной направленности и дальше могли тиражировать его русофобские взгляды в качестве “мнения российских депутатов”. Что это – как не открытая пропаганда против экономических и политических интересов нашего государства с помощью умелого манипулирования фактами – и замалчивания фактов для этой позиции неудобных?

А общий вывод здесь один - тех, кто выступает против укрепления финансового суверенитета России нужно запомнить и не доверять им голоса. Такие люди просто опасны для страны.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров