аналитика
22 Сентября 2015, 23:01


«Ростех» упрочивает позиции в фарминдустрии через «Нацимбио»

1 434 8
«Ростех» упрочивает позиции в фарминдустрии через «Нацимбио» Фото: Politrussia.com

К 1 февраля будущего года вернется централизованная закупка лекарств для больных туберкулезом, гепатитом и ВИЧ-инфицированных. Оператором закупок станет Министерство здравоохранения, именно такое поручение Правительству дал Владимир Путин. Впрочем, в этом нет ничего нового. До 2013 года главное отраслевое ведомство именно этим и занималось. В период с 2013 по 2015 год функции были переданы регионам. Кстати сказать, у пациентских организаций накопилось к субъектам федерации довольно много претензий. Впрочем, главной новостью стало вовсе не это, а то, что президент РФ поручил Дмитрию Медведеву до середины ноября определить единого поставщика препаратов от туберкулеза, гепатита и ВИЧ-инфекции. Скорее всего, им станет «Нацимбио» — организация, входящая в состав государственной корпорации «Ростех».

Казалось бы, Дмитрий Медведев может чего-нибудь и другое выбрать, но, скорее всего, не выберет, потому что «Нацимбио» его вполне устраивает. Дело в том, что в июле Сергей Чемезов написал на имя Владимира Путина письмо, в котором просил сделать данную организацию единственным поставщиком вышеуказанных лекарств до 2020 года, а еще препаратов крови до 2025 года. В этом самом письме глава «Ростеха» указал, что Дмитрий Медведев данные инициативы уже одобрил. Так что можно с уверенностью в 95 % утверждать, что вопрос уже решен.

Что же такое «Нацимбио»? Это открытое акционерное общество, которое было создано в 2013 году. Цель «Ростеха» — создать в итоге холдинговую компанию, в состав которой входят (или в будущем должны войти) все государственные производители лекарств. До 2020 года планируется инвестировать в структуру порядка 25 миллиардов рублей. Через 5 лет «Нацимбио» ставит цель выйти на объем выручки в 40 миллиардов рублей. К 2020 году ОАО собирается покрывать за счет собственного производства до 100% потребности в вакцинах в рамках национального календаря прививок и плазматических факторов крови в натуральном выражении, до 100% противотуберкулезных препаратов и более 20% препаратов против ВИЧ и гепатитов В и С.

Зачем все это нужно?

В первую очередь, стоит сказать, что Россия довольно сильно зависит от поставок данных лекарств из-за рубежа. Большая часть препаратов крови, лекарств для лечения гепатитов B, C, ВИЧ-инфекции закупается за рубежом. На рынке есть так называемые «отечественные» лекарства, которые являются таковыми лишь формально. Ряд предпринимателей занимаются фасовкой и упаковкой зарубежных лекарств, но при этом позиционируют свою продукцию как «российскую». Такая практика получила довольно широкое распространение.

Вряд ли кто-то будет отрицать то, что страна должна уметь производить качественные жизненно важные лекарства самостоятельно, чтобы не зависеть в таком вопросе ни от колебаний курсов валют, ни от мировой конъюнктуры. Вопрос в том, как этого добиться.

Чтобы справится с такой задачей, необходимо произвести глубокую модернизацию на предприятиях, занимающихся выпуском жизненно важных лекарств, это предполагает очень серьезные инвестиции в НИОКР и в техническое перевооружение. Государство выбрало путь влияния на ситуацию через «Ростех». Итак, по всей видимости, «Нацимбио», объединив группу предприятий с госучастием, получит на срок от 5 до 10 лет монополию на поставки для государственных нужд определенных лекарственных препаратов. Таким образом, государство в итоге собирается добиться положения, при котором жизненно важные лекарства производятся внутри страны.

Здесь нельзя не сказать пару слов про «Ростех». Данная государственная корпорация смогла вытянуть «с того света» целый ряд отечественных предприятий. Достаточно упомянуть то, что если в 2009 году Корпорация получила убыток в 61 миллиард (когда ей фактически начали передавать предприятия с госучастием), то в 2012 году чистая прибыль холдинга составила 38, 5 миллиардов рублей. Об успехах «Ростеха» может почитать любой желающий, в том числе и в довольно критично настроенной «Википедии»: про рост инвестиций в НИОКР и модернизацию, увеличение средней зарплаты работников холдинга и т.д.

Учитывая положительный опыт «Ростеха», рассчитывать на создание в России своей собственной отрасли, которая будет способна производить важнейшие лекарственные препараты, что называется от «А» до «Я», вполне реально.

Однако

Вполне естественно, что на «Нацимбио» после объявления планов по передаче монопольных прав на поставку конкретных лекарственных препаратов для государственных нужд, посыпались обвинения в монополизации рынка.

Довольно резко отреагировал журнал «Эксперт», вышел критический материал в «Российской газете». Здесь стоит привести цитату из последней:

«По просочившимся в прессу данным, ФАС еще в конце 2014 года указывала, что участие Нацимбио в закупках лекарств для ФСИН привело к существенному росту стоимости препаратов для государства. Судя по публикациям в СМИ, поставленные на безальтернативной основе лекарства оказались в два и более раза дороже, чем аналогичные препараты, поставленные при обычной процедуре закупок.»

Есть и еще один момент. По мнению руководителя «Петровакс Фарм», Аркадия Некрасова «наличие монопольного заказчика приведет к резкому снижению инвестиционной привлекательности фармрынка, ослаблению конкуренции, сворачиванию научных разработок..»

Естественно, к словам руководителя коммерческой организации, работающей на том же самом рынке, где собирается крепко обосноваться «Нацимбио», следует относиться критично. Его сложно назвать незаинтересованным лицом. Тем не менее, его фразы о таящихся в монополизации угрозах небеспочвенны.

«Нацимбио» действительно получает привилегированное положение. В самом деле, сосредоточив в своих руках производство определенных препаратов и имея монопольное право на поставку их государству, корпорация довольно сильно осложняет (или осложнит) жизнь независимым от нее компаниям, которые продают те же самые лекарства. Вопрос здесь вот в чем. Много ли компаний, из тех, что предлагают рынку тот или иной препарат, действительно производят его полностью на территории России (имеются ввиду жизненно важные лекарства)? Согласно докладу «Нацимбио»» в стране практически отсутствует производство фармацевтических субстанций — сырья, необходимого для создания готовых лекарственных препаратов.» Опровержения этому утверждению найти не удалось, то есть производителей жизненно важных лекарств, что называется, от «А» до «Я» в России крайне мало. В этих условиях решение, предложенное государством, выглядит вполне обоснованным, хотя, конечно же, и не идеальным. Очевидно, что страна должна обеспечивать важнейшими лекарствами сама себя и развивать свою собственную фармацевтику.

Риски тоже вполне понятны: монополизация, неэффективность, повышение цен — все это может произойти если ФАС, другие государственные органы и пациентские организации будут взирать на процесс со стороны. Скорее всего, при достижении некой контрольной точки, когда технологии придут в Россию и будут находиться в процессе развития, от монополии нужно будет отказаться и отпустить отрасль в «свободное плавание», но это, конечно, вопрос из другого времени.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров