аналитика
21 Января 2015, 17:20


Почему российские компании вводят санкции против России?

18 112 96

Говоря о логике политико-экономического противостояния между США и Западом с одной стороны и Россией с другой часто рассуждают в контексте крупных, глобальных тектонических геополитических сдвигов. Упоминают военные группировки, санкционные режимы и дипломатические баталии. Однако в эпоху экономической глобализации и разрастания капиталистической системы до размеров всего земного шара противостояние может идти уже по линии отдельных предприятий и граждан, затрагивая непосредственно рядовых людей и вынуждая их делать предельно конкретный и осознанный выбор – между работой и предательством, между деньгами и национальной гордостью. Одним из наиболее ярких примеров подобной проблемы стал инцидент с работниками заводов фармацевтической компании «Верофарм».

Суть дела в том, что «Верофарм» еще в сентябре 2014 года, после одобрения комиссией Правительства России по контролю за иностранными инвестициями, была продана американскому фармацевтическому гиганту Abbott. Уже тогда у многих это решение вызывало серьезные вопросы. Во-первых, совершенно непонятно было почему в разгар уже идущей санкционной войны правительственные чиновники и глава ФАС господин Артемьев, являющийся председателем профильной комиссии, одобрили продажу американской корпорации стратегического фармацевтического предприятия страны. И не нужно говорить о том, что «бизнес вне политики» - именно западные корпорации вполне себе в политике, они моментально взяли под козырек и моментально ввели коммерческие ограничения против указанных администрацией США банков и компаний (а в Крыму так и вовсе чуть не отрубили Интернет, запретили использование продукции Microsoft и создали существенные проблемы с процессингом банковских карт). Причем в случае с "Майкрософтом" исполнять санкции судя по всему заставят именно российский офис компании - как заявил источник в российском представительстве компании: "Понятно, что если у жителя Крыма на компьютере стоит Windows, никто не придет к нему с автоматом и не заставит удалить ПО. Но платные версии программного обеспечения на территории полуострова теперь продаваться не будут".

Из-за введенных американскими властями незаконных "санкций" (напомню, что в международной дипломатической практике санкции может вводить только Совет Безопасности ООН) компания Apple разрывает с разработчиками из Крыма соглашение Registered Apple Developer Agreement (RAD). Меры вступают в силу немедленно, и разработчикам требуется прекратить использование ПО Apple и уничтожить все связанные с этим материалы. Также компания заблокировала доступ из Крыма к порталу для разработчиков developer.apple.com.

Во-вторых, где гарантия, что американская корпорация, та же Abbott не будет вынуждена, под давлением Белого дома заниматься откровенным экономическим вредительством – вариантов тьма. Можно предположить и экономический саботаж, и преднамеренное банкротство потенциальных конкурирующих производств и срыв программ создания фармацевтических кластеров.

И вот на фоне этих вопросов приходит новость о том, что при перезаключении трудовых договоров с сотрудниками «Верофарм», американский менеджмент заставил работников подписывать обязательство соблюдать режим санкций против российских же госкомпаний и банков. В частности, сотрудников заставляли подписывать некое «Руководство по соблюдению санкций против России и Украины», в котором запрещается сотрудничать с такими российскими госкомпаниями и банками как Банк Москвы, Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Газпромбанк, «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Ростех» и другие. Причем сама компания свои действия в итоге подтвердила и, судя по риторике о некой «корпоративной этике», отказываться от рабовладельческих порядков в своих структурах не собирается.

Проблема с проданным американцам какими-то вредителями «Верофармом», весьма показательна, так как демонстрирует потенциальную уязвимость России от таких с позволения сказать «внутренних санкций». Это касается, к примеру, все того же многострадального Крыма, куда компания Siemens отказывается поставлять турбины для электростанций, что вынудило ответственный за создание собственной генерации в Крыму «Ростех» срочно искать «бесхозные» турбины на складах российских регионов (в итоге турбину на 230 мегаватт решили позаимствовать у «Генерирующей компании» из Татарстана). Стоит отметить в этой связи, что речь шла именно о российском предприятии "Сименса", а если конкретнее - то о совместном предприятии с российским "Силовыми машинами".

Такого рода ситуации недопустимы – даже если иностранцы работают в России и осуществляют здесь инвестиции у них никакого права переносить иностранное законодательство на территорию страны где они ведут бизнес. Тут стоит подумать над тем, чтобы ввести в Уголовный кодекс соответствующие статьи, ограничивающие возможность переноса враждебных законодательных и политических практик на нашу почву. Следует также предусмотреть существенные штрафы для компаний, уличенных в таких действиях, а также прописать процедуру ликвидации такого рода фирм. Также следует скорректировать и отечественное трудовое законодательство, с тем, чтобы дела на подобные компании могли заводиться не только по письменному заявлению работника, но и по ходатайству прокуратуры.

Опасность подобного рода практик для нашей экономики можно проиллюстрировать на примере американских санкций против ЮАР во второй половине 1980-х годов. Тогда на фоне крушения социалистического лагеря надобность в «белом форпосте» в лице англо-бурского меньшинства в Южной Африке отпала и Запад, и США в частности, взяли курс на смену режима. Оставляя в стороне сущность апартеида, давайте проследим что предпринимала американская администрация в плане экономического давления на ЮАР. Был принят так называемый «Комплексный Акт против Апартеида», в рамках которого запрещалось кредитование ключевых секторов экономики – сельского хозяйства, металлургии и урановой отрасли, крайне важной для ЮАР. Также запрещалась торговля с государственными компаниями страны. И самое важное – стала проводиться политика «де-инвестирования», то есть сознательный вывод капиталов из экономики. Также в рамках поправок в Бюджетный кодекс США компании ведущие бизнес с ЮАР подвергались двойному налогообложению. Все это имело драматические последствия для южноафриканской экономики, и именно потому, что страна была плотно привязана к западным кредитам и значительная собственность принадлежала американским корпорациям.

Россия не та страна, особенно в рамках логики противостояния с Западом, которая может себе позволить отдать контроль за стратегическими отраслями во враждебные руки и тем более позволять иностранным субъектам экономической деятельности распространять свои внутренние законы на наших граждан. И рыночная свобода тут не при чем – в США в аналогичной ситуации владельцы и менеджеры уже давно сидели бы на допросе в ФБР. Тут не должно быть двойственной позиции – или мы подчиним инвесторов общегосударственным интересам, либо нас сомнут экономически. Третьего не дано.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров