-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rusant

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.11.2014
Записей: 37
Комментариев: 777
Написано: 1369


Получится ли у РПЦ вернуть лидерство в духовной и общественной жизни России?

Вторник, 18 Ноября 2014 г. 13:32 + в цитатник

Получится ли у РПЦ вернуть лидерство в духовной и общественной жизни России?

 

Несколько дней назад высшие церковные иерархи выступили с заявлениями, которые можно считать концепций будущего жизнеустройства российского общества, предлагаемой РПЦ.

11 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на пленарном заседании XVIII Всемирного русского народного собора заявил о важности сохранения русской национальной идентичности и о необходимости синтеза духовных идеалов разных периодов русской истории. Предложенная патриархом формула – «вера – справедливость –солидарность – достоинство – державность».

За день до этого 10 ноября на открытом собрании клуба «Русский предприниматель» председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выдвинул идею о создании «православной системы банкинга без ростовщичества», обосновав ее необходимость тем, что российская экономика «играет по чужим правилам» и ей необходимо «самой себя оценивать».

Слова патриарха выражают чаяния народа (во многом неосознанные) о своем будущем. Оба заявления говорят о глубоком понимании руководством РПЦ текущей ситуации в России и в мире. Очевидно, что подобные высказывания направлены на то, чтобы возглавить набирающий силу процесс духовного, социального и экономического восстановления России и вернуть церкви идеологическое и политическое лидерство в обществе. И здесь необходимо понять, а что конкретно предлагают деятели церкви и насколько их концепция соответствует интересам народа.

 

О Русской цивилизации

 

Разберем основные тезисы в выступлении патриарха.

«В любые времена, несмотря на все реформы, революции, контрреволюции, Россия сохраняла свою цивилизационную основу. Менялись модели государственного устройства, титулатура правителей, привычки правящих классов, но русское общество, русские люди сохраняли свою национальную идентичность». Действительно, цивилизационной основой России всегда оставался русский народ, но это не означает, что все исторические периоды были равноценными с точки зрения возможностей его развития (как и развития и других народов России). Объективно периодом, в который русский народ в наибольшей степени реализовал себя, был период СССР – попытка построения справедливого общества (к чему далее призывает Кирилл) без эксплуатации человека человеком – христианское «Царство Божие на Земле». Стремительный взлет СССР (и экономический, и научный, и культурный) является свидетельством и произошел благодаря тому, что русские люди почувствовали в нем (в его строе) как раз выражение идей своей «цивилизационной основы», своей «национальной идентичности». Да и победы в тяжелейшей Великой Отечественной Войне не было бы, если бы люди не были уверены, что сражаются не только за свою землю, но и за свой идеал справедливости.

Патриарх и сам говорит «Навсегда должна остаться в прошлом имущественная пропасть между «барином» и «мужиком». Тогда следует признать заслуги СССР и в этом плане. Но вопрос нужно ставить не об устранении «имущественной» пропасти между «барином» и «мужиком», а об устранении самого разделения на «бар» и «мужиков». Вопрос, в который рано или поздно упираются все рассуждения о справедливости.

А стремление патриарха «уравнять» ценность всех периодов (притом, что все они являются неотъемлемой частью русской истории) – это по факту занижение значения именно советского периода и исключение из понятия справедливости ее социальной составляющей. Ясно, что причины этого в гонениях на РПЦ со стороны советской власти, особенно в первые ее годы. Но при этом церковь все-таки должна признать, что в СССР целенаправленно воспитывали людей именно в соответствии с учением Христа – справедливых, честных, достойных (хотя формально все и считались атеистами). СССР стал высшим проявлением Русской цивилизации.

Далее Кирилл говорит о том, что «нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России». Нужен не синтез, т.к. синтез подразумевает наличие разных идеалов в разные исторические периоды, а идеалы были всегда одними и теми же (о чем Кирилл и сам говорит). Необходимо же их восстановление в народном сознании и реализация в жизни общества. И для начала требуется их четко сформулировать, что и делает патриарх.

 

«Вера – справедливость –солидарность – достоинство – державность»

 

Да, верно, каждый услышавший или прочитавший эту формулу согласится, что именно эти установки являются основой Русской цивилизации. Но патриарху следует не только обозначить их, но и определить, что скрывается за каждой. Иначе разными людьми, как и разными социальными группами и национальностями, они будут пониматься по-разному, что дает возможности для манипуляций общественным сознанием, прикрываясь этими идеалами.

Также нужно добавить, что формула эта нереализуема, если народ не будет обладать Знанием об устройстве мира, человека и общества, т.к. вера без знаний – это та же возможность манипулировать, что видно в частности на примере Украины. Вера в исторический миф об Украине (не-русской и даже анти-русской) породила у украинцев извращенные понятия о справедливости, солидарности, достоинстве и державности. Да и в России действует множество различных сект и течений, причина популярности которых именно в незнании людьми основ мироустройства и неспособности церкви объяснить их.

Так что церковь должна более четко прояснить свою позицию по поводу предлагаемой ею концепции жизнеустройства России и шире – Русской цивилизации.

 

А нужен ли «православный банкинг»?

 

В этой ситуации предложение Всеволода Чаплина о «православной системе банкинга без ростовщичества» выглядит как стремление, не решив прямые задачи церкви о формировании духовной идеологии общества, взять под свой контроль решение «мирских» вопросов экономики. Что будет, если священнослужители начнут заботиться не о душах, а о деньгах, и к чему это приведет саму церковь, вопрос риторический.

 

Заключение

 

РПЦ, обозначив приоритеты Русской цивилизации, следующим логическим шагом должна наполнить их конкретным содержанием, одинаково понятным любому человеку. А потом можно поговорить и о православном банкинге. Или он уже будет неактуален?

 

***

 

http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html - Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIIIВсемирного русского народного собора (на официальном сайте Московского Патриархата)

http://www.patriarchia.ru/db/text/3838867.html - новость о выступлении протоиерея Всеволода Чаплина (на официальном сайте Московского Патриархата)

 

Серия сообщений "Общество":
Дискуссия об устройстве российского общества
Часть 1 - Соблазны для России на пути ее возрождения
Часть 2 - Получится ли у РПЦ вернуть лидерство в духовной и общественной жизни России?
Часть 3 - «Большая книга» против «Букера». Кто кого?
Часть 4 - Послание В.Путина – часть концепции Русского проекта
Часть 5 - СССР и прочие «измы». Ревизия ко дню рождения И.В.Сталина
Часть 6 - «Основы государственной культурной политики». Изложение «русским языком»

Метки:  

Prometheus   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2014 г. 14:21 (ссылка)
Советский период истории был официально анафематствован. Для того чтобы вернуть лидерство РПЦ надо не стелиться под него. Не выпускать в издательстве Патриархии календарики со Сталиным.
А решительно советский период осудить. И громче потребовать захоронения Ульянова и списания с площадей в музейные запасники памятников Ульянову и другим большевистким палачам.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Ноября 2014 г. 15:32ссылка
Я бы сказал, что РПЦ должна не осуждать весь советский период целиком, а четко разделить, что она осуждает, а что принимает. То же самое сделать и с царским периодом. Тогда и будет прояснена концептуальная позиция церкви.
Prometheus   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2014 г. 15:36 (ссылка)
Весь советский период целиком был безбожным и богоборческим.
Концептуальная позиция такова что на сто лет русский народ был отдан под власть безбожникам пока не покается.
А он, вместо этого, СССР 2.0 строить вознамерился.
Ну-ну...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Ноября 2014 г. 17:03ссылка
Русский народ по-моему не собирается строить СССР 2.0. Хотя его настойчиво туда и пытаются увести.
Ну а насчет "безбожников" - после развала Союза его руководители почти в полном составле оказались самыми что ни на есть христианами.
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Ноября 2014 г. 19:59ссылка
Интересно, сколько Вам лет, чтобы судить обо всём советском периоде? И сколько из них Вы прожили в советском периоде в зрелом возрасте, когда человек уже более или менее объективно оценивает события?
Вы горячитесь, а значит Вы не правы.
Во-первых, я бы предложил Вам уходить от однозначности суждений, ибо однозначности нет ни в чём и ни в одном обществе.
Во-вторых, чтобы судить о каких-либо явлениях, нужно очень много чего об этом знать. Познание, а не суждение - вот основное занятие человека. А наш историю, как советского, так и дореволюционного периода, очень мало кто знает. В том числе не по своей вине, т.к. она частично умышленно от нас сокрыта, а частично умышленно искажена.
Вот Вы поставили правильный вопрос: "Какие ж это христиане?" А каким должен быть человек, чтобы он мог называться христианином? Уверен, что единого понимания в нас не окажется. И понимания не окажется, и желания жить по-христиански. Вроде и причину устранили, безбожие советского периода закончилось ещё четверть века назад, целое поколение за это время сформировалось. Да и Ленин в формалине никак ни на кого не влияет, не в нём дело. Тогда в чём?
Prometheus   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2014 г. 17:06 (ссылка)
Быть фарисеем не значит быть христианином. Это беспринципные люди. При всей декларации "духовности". Разведенные, лживые.
Какие ж это христиане?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Ноября 2014 г. 17:10ссылка
Таких большинство. Церковь опирается во многом именно на таких людей.
Prometheus   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2014 г. 17:55 (ссылка)
Так чего ж тогда от них хотите то?) На самом деле Церковь вообще не опирается на людей. А только на Бога. Но об этом сейчас редко говорят.
Ответить С цитатой В цитатник
_Моби_Дик_   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2014 г. 20:09 (ссылка)
По поводу православного банкинга. Если я правильно понял, речь идёт об удалении ростовщичества. Ростовщичество, маржа, прибыль, навар - как угодно, осуждается и в мусульманстве. Но ни сейчас, ни в царской России от этого не ушли. Процентов не было только в столь ненавистной безбожной анафеме преданной советской власти. Без лишних рассуждений и без лишних слов.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Ноября 2014 г. 20:59ссылка
Я не сторонник ссудного процента и считаю отказ от него важнейшим условием восстановления независимости России. Его отсутствие в СССР было ключевым фактором быстрого развития советской экономики.
Здесь по поводу "православного банкинга" я ставлю вопрос:
1) кто будет управлять данной системой? - раз Чаплин умолчал об этом, значит планирует сами
2) нужно ли церкви как религиозной организации заниматься такими вопросами, тем самым "обмирщаясь"?
Prometheus   обратиться по имени Вторник, 18 Ноября 2014 г. 22:06 (ссылка)
И без прибыли до развивалась советская экономика до пустых магазинов и до зависимости от закупок хлеба.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 19 Ноября 2014 г. 07:14ссылка
Это результат целенаправленной деятельности предателей во власти; завершающим шагом в этом стала перестройка. А, например, в последние годы сталинского правления было проведено несколько снижений цен на потребительские товары; и несколько - на промышленные.
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Ноября 2014 г. 11:43ссылка
Ну, советская экономика не развивалась без прибыли - прибыль закладывалась в нормативные калькуляции любого предприятия. А зависимость от закупок хлеба - как раз следствие низкой его цены - люди в деревнях не имели возможности нормально заработать и как только получили возможность из деревни уезжать - лимитчиками - этой возможностью пользовались..
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Ноября 2014 г. 11:52ссылка
я думаю, что описанные вами проблемы относятся к тому периоду советской экономики, который связан с приходом к власти Хрущева и его прямо-таки "вредительской" экономической (и не только) политикой. При Сталине же экономика развивалась такими темпами, которые были недостижимы даже США (при том, что на территории США не велась война и они даже на ней укрепили свою экономику).
Ставился первичным не вопрос прибыли, а задача оптимальной организации производства и распределения материальных благ для всего общества.
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Ноября 2014 г. 12:00ссылка
Да, я когда начала читать про мотивацию труда, про планы по образованию (сократить рабочий день до 5-и часов чтобы люди имели возможность учиться, в идеале - каждый рабочий должен получить высшее образование), и про мелкий частный бизнес - артели, поняла что очень многого про ту эпоху не знала. Но было и то что перечеркивает многие достижения, и именно это позволило Хрущеву разрушить страну - поощрение доносительства, отсутствие свободы слова, выжимание соков из деревни, раскулачивание не только врагов, но и просто крепких хозяев..
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Ноября 2014 г. 12:27ссылка
потому и можно предположить, что Хрущев - агент Запада (реальных хозяев, а не марионеточных правительств)
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Ноября 2014 г. 12:28ссылка
Может агент, а может и просто наивный дурак.. Кто сейчас поймет... Его "Кузькина мать" мало похожа на холуйство
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Ноября 2014 г. 12:32ссылка
выглядел "дурачком", но все-таки это маска, чтобы никто не заподозрил в намеренном вредительстве. дурачки так долго у власти (с 30-х годов) не находятся.
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Ноября 2014 г. 12:39ссылка
Ну, мы с Вами об этом не узнаем, так что полагаю рассуждать не о чем. А что касается основной темы поста - так лидерство РПЦ возможно только в одном случае - если мы, называющие себя православными начнем жить так, что людям захочется быть на нас похожими. я за свою жизнь всего нескольких настоящих православных видела, вот на них захочется быть похожим...
Prometheus   обратиться по имени Среда, 19 Ноября 2014 г. 14:10 (ссылка)
Была такая политика, да. Только вот потом цены лишь повышали . А снижение цен на iphone, например, происходит каждый месяц без всякого Сталина. И никто не обращает внимания.
Ответить С цитатой В цитатник
МИРЫ_РАЗУМА   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2014 г. 11:59 (ссылка)
России действует множество различных сект и течений, причина популярности которых именно в незнании людьми основ мироустройства и неспособности церкви объяснить их.
Церковь то объясняет,но люди и без церкви могли бы стремиться к познанию мироустройства ,но они не хотят ни с церковью,ни без неё.Выбирают секты,потому,что проще и понятнее ,заменяют суррогатами истинные знания-ибо меркантильны суть.
Даже в среде христиан не все обладают даром рассуждения.
Ответить С цитатой В цитатник
rusant   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2014 г. 12:25 (ссылка)
с Богом можно и нужно общаться напрямую, без посредников
Ответить С цитатой В цитатник
kr_strelok   обратиться по имени Воскресенье, 30 Ноября 2014 г. 11:51 (ссылка)
Исходное сообщение Prometheus
Так чего ж тогда от них хотите то?) На самом деле Церковь вообще не опирается на людей. А только на Бога. Но об этом сейчас редко говорят.

Церковь всегда опиралась на людей, всегда была поддержкой и опорой власти, т.к. всегда обладала привилегиями. Пойди против власти, лишишься кормушки. Бог и церковь, понятия совершенно разные. Но вы правы в одном, нынешняя РПЦ действительно лживая и фарисейская, это бизнес-проект. А гундяев- обычная проститутка, которая печётся лишь о наживе и выполняет роль деструктивного разрушителя всякой веры у русских людей. Видя попов, ездящих на дорогих джипах, население смотрит на этот фарс с омерзеним и уходит от веры в Бога. Так что церковь, ныне, является так же антирусской и богоборческой государственной машиной, как и сама власть.
Ответить С цитатой В цитатник
Неля_Кувыркова   обратиться по имени Воскресенье, 07 Декабря 2014 г. 19:09 (ссылка)
Давно говорила, что РПЦ и ювенальная юстиция - это две мины замедленного действия, которые разрушат любое государство.
Кто обращается в церковь?
Из моих наблюдений - желающие что-то обрести с чьей-то помощью:(
Когда уходят из неё? Когда ожиданию приходит конец.
Но те, кто знает подноготную служителей этого культа, даже при огромном желании переложить свои проблемы на кого-то, к ним не ходок!
Очень много примеров из личного опыта! Один из дедов был попом в послевоенное время.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку