Этот неловкий монумент

Репрессии вроде бы надо осуждать, но делается это безо всякого живого чувства

Репрессии вроде бы надо осуждать, но делается это безо всякого живого чувства

Итог конкурса на создание монумента жертвам политических репрессий подведен. Вместо запланированной даты — 30 октября — победителя почему-то объявили на месяц с лишним раньше. Им стал Георгий Франгулян. Почему произошла такая спешка — не могут объяснить даже операторы конкурса — представители Музея ГУЛАГа. Творческое состязание оказалось сложным переплетением проблем современной скульптуры, архитектуры, политики и истории. Вопросов при ближайшем рассмотрении, начиная с таинственного переноса дат завершения конкурса, возникает множество.

Во-первых, название. «Жертвам политических репрессий»… Абсолютно ни о чем. Все репрессии, в общем-то, политические. Где, когда, кем проводились? Американцы поступили честно и открыли в 2007 году в Вашингтоне памятник жертвам коммунизма — ясно и понятно. Была коммунистическая политика, и в память ее жертв в мировом масштабе в США и воздвигнут монумент. В России репрессии, а лучше сказать — террор, проводились не анонимно, а коммунистическими властями ради построения коммунизма. Но об этом — молчок. Представляете реакцию, если бы в Германии поставили памятник жертвам нацизма, назвав их «жертвами политических репрессий»?..

Во-вторых, место. Казалось бы — само собой разумеется поставить его на Лубянке. Но выбрали небольшую территорию где-то на Садовом кольце, в полутора километрах от зловещего здания бывшего КГБ и в двух километрах от Кремля. «С глаз долой — из сердца вон!» — как гласит русская пословица. В Берлине под мемориал памяти убитых евреев Европы выделили два гектара (!) сверхдорогущей земли в самом центре, в двух шагах от Рейхстага, за Бранденбургскими воротами…

В-третьих, как-то нелепо будет иметь в одном городе и памятник жертвам красного террора, и проспекты, названные в честь его организаторов и исполнителей. Впрочем, подобная абсурдность никого не удивляет: все привыкли к смешению несмешиваемого, к впихуемости невпихуемого.

В-четвертых, удручающее впечатление производят как вообще представленные на конкурс проекты, так и отобранные финалисты. Первая мысль, которая приходит в голову, — что они выполнены одним автором. Идет упорное продолжение церетелиевщины, помноженной на эпигонские попытки подражать западному не то авангардизму, не то деконструктивизму. То, что будет воздвигнуто по проекту Франгуляна — «Стена скорби», — увы, не отличается какими-то достоинствами: это все такой же соцреализм образца 1980-х в современном исполнении. Удачливый автор памятников Ельцину, Гайдару, Бабелю, Окуджаве вполне вписывается в рамки той парадигмы, в которой проводилось творческое состязание: свой, советский человек, который теперь советчину и осуждает. Понимание сливок московской интеллигенции — вчерашних комсомольцев или детей комсомольцев — гарантировано.

Справедливости ради надо сказать, что монументальная скульптура и архитектура в наше время переживают кризис. Добротные памятники героям остались в XIX столетии, когда они были адекватны мировоззрению и технологиям. Современной эпохе под стать нечто иное. Почему монумент на Поклонной горе не стал в наших глазах олицетворением памяти о войне? Да потому, что перед глазами имеются образы, созданные в 60–70-е годы, когда было живо поколение фронтовиков, и которые при всей своей советской безвкусице все-таки отражали умонастроения и чувства тех людей, — «Родина-Мать» и прочие. После 1991 года в России не создано ничего примечательного в области монументального жанра. Я не знаю ни одного памятника, достойного упоминания. Восстановление храма Христа Спасителя стало словно символом неспособности создать нечто новое.

Сейчас же мы живем в межеумочное, эклектичное время. Репрессии вроде бы надо осуждать, но делается это безо всякого живого чувства: прошло восемьдесят, а то и более лет — кому это надо и кто помнит? С советскими памятниками и идеологемами — то же самое. Их положено почитать, но тоже делается это не от души, почему и современные фильмы про войну (а они снимаются под советскую копирку) так вопиюще бездарны. Может быть, именно поэтому представленные на конкурс проекты так безлики и однообразны? И у художников нет языка, чтобы выразить непережитые и неосознаваемые народом чувства?

Да, монументальный жанр себя изжил: сегодня невозможно представить сооружение статуи Свободы или Эйфелевой башни — этих символов XIX века. Удивлять небоскребами высотой в километр — удел богатых арабских шейхов. Недаром американцы никак не могли решить, что воздвигнуть на месте трагедии 9/11. Необходимы прорывные решения. Мемориал жертвам Холокоста в Берлине стал событием за счет двух вещей: «организации» дыры в городском пространстве и необычного наполнения пустоты — с помощью 2700 бетонных блоков. Авторы памятника жертвам коммунизма в Вашингтоне (не шедевра!) не стали заморачиваться и просто воспроизвели богиню Свободы, которую воздвигли студенты на площади Тяньаньмэнь, — тоже достаточно оригинально и традиционно фигуративно. Даже Соловецкий камень на той же Лубянке кажется шедевром на фоне проектов монумента «Жертвам политических репрессий» — и символично, и лаконично. Правда, камень стыдливо запрятали куда-то вбок от центра площади, так что сколько я там ни проходил — ни разу его не замечал.

То же, что мы видим в проектных работах конкурса, лишено подлинной оригинальности: кто-то подражает берлинскому мемориалу, кто-то — Цадкину, кто-то — Неизвестному… Того, что составляет суть трагедии России в XX веке, — не нащупал никто. Не хватает то ли художественного воображения, то ли политической смелости.

В начале 1990-х, на волне кампании антикоммунизма, кое-где появились некие памятники «жертвам репрессий». В моей родной Туле, например, он находится в запущенном сквере напротив заброшенного оборонного завода, и вряд ли даже пять процентов туляков знают о его существовании. Памятник производит жалкое впечатление остатка кампанейщины, эдакой подачки реабилитированным. Боюсь, как бы и запланированный монумент не постигла подобная участь. В Берлине в первый же год памятник убитым евреям посетило три миллиона человек. Сомневаюсь, что в Москве туда придет и триста тысяч.

Конечно, после драки кулаками не машут. Тем более что драки, а точнее — бурного общественного обсуждения проектов монумента не было. Но тем не менее: «критикуешь — предлагай», как нас учили в пионерском детстве.

Предложить мне нечего: с художественной фантазией слабовато. Могу лишь поделиться одним соображением. В Восточной Европе с коммунизмом простились также без особенных художественных открытий. Подлинным памятником тому времени стали существующие, наверное, в каждой из столиц парки скульптур социалистического времени, свезенных туда с центральных площадей городов, — все эти ленины-марксы-готвальды. Освобожденные европейцы прошли через катарсис смехом. Уродливые истуканы лучше всяких мрачных аллегорий показывают подлинную суть пережитого народами и гарантируют невозвращение в прошлое.

В Москве есть парк «Музеон», но там советские скульптуры перемешаны с несоветскими. Художественной «свалки» монументов вождей у нас не появилось. А может быть, и в России она могла бы выполнить очистительную роль?..

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру