Тунис: четыре года после революции (часть вторая: «Плюсы, минусы и возможные перспективы»)

Опубликовано: 20.10.2014

Как уже упоминалось в первой части статьи, тунисские политики имеют способность приходить к компромиссам и обладают определенной долей прагматизма. По этой причине в стране и оказался возможным внутриполитический диалог. Одним из его результатов стало принятие новой конституции, за которую проголосовало большинство депутатов Национальной учредительной ассамблеи Туниса.

9

***

На первый взгляд позиции религии как таковой в этом североафриканском государстве задвинуты на второй план. Ведь, согласно конституции, ислам не является источником права. Однако, в то же время, в законе не зафиксировано, что Тунис — светская страна. В конституции подчеркивается, что Тунис – «государство свободное, независимое и суверенное, и ислам — его религия». Такая формулировка отражает современные реалии, сложившиеся в стране в последнее время. Речь идет о тех секулярных настроениях, которые укрепились здесь достаточно сильно. С одной стороны, это является наследием колониальной эпохи, с другой стороны – «благодарить» за это нужно свергнутого президента Бен Али, режим которого был наиболее секуляристским из всех арабских государств.

По этой причине, вполне разумно было не навязывать свою волю тунисцам, которые едва ли в большинстве своем приняли бы ее, а попытаться проявить прагматизм. Тем более, что и среди политической элиты далеко не все относятся к религиозной составляющей с большими симпатиями. Нужен был компромисс, и именно он и был достигнут на первом этапе.

На таком непростом внутриполитическом фоне уже достижением выглядит тот факт, что основной закон, гарантируя «свободу вероисповедания и совести», обязывает президента Туниса быть мусульманином. Также в стране принято положение о равенстве всех граждан, независимо от пола; запрещена дискриминация по расовым, религиозным и политическим признакам.

***

Среди тех причин, которые принесли успех тунисской революции, можно выделить несколько факторов:

1) Развитое гражданское общество.

2) Умеренность в следовании религиозным предписаниям, характерная для большинства тунисцев и призывающая к мирному взаимодействию всех жителей Туниса.

3) Прагматизм лидеров революции, сумевших пойти на значительные уступки своим политическим соперникам и не позволивших осуществить свои планы (по крайней мере, на сегодняшний день) контрреволюционерам, оставшимся не у дел после свержения режима Бен Али.

Большую роль в успехе революции сыграла также и армия Туниса, строго придерживающаяся курса на невмешательство в политические процессы и категорически отвергающая все попытки вовлечь ее в них. Этим тунисские военные явно отличаются от своих египетских коллег, которые не просто вмешиваются в политику, но иногда и прямо участвуют в замене политических институтов страны.

***

И все же наряду с успехами тунисской революции, она имела и негативные последствия. Прежде всего, они выразились в ухудшении экономической ситуации. Среди минусов, так или иначе, связанных с экономикой можно отметить такие аспекты как:

а) падение покупательской способности населения;

б) увеличение инфляции;

в) обесценивание национальной валюты;

г) уменьшение доходов от туристической деятельности по причине активизации террористических группировок;

д) увеличение роста безработных, число которых по некоторым данным может приближаться к 1 млн., в то время как население всего Туниса более 10 млн. человек.

***

Еще одним побочным эффектом революции стало возрождение радикализма. Особенно после выхода из тюрем по амнистии лидеров экстремистских движений.

Усилению активности приверженцев радикальных установок, безусловно, способствовало и упомянутое ухудшение экономической ситуации, поскольку оно повлекло за собой увеличение безработицы. Дело дошло до того, что экстремистские группировки даже стали участвовать в создании рабочих мест для безработной молодежи!

Следует отметить, что тунисские радикалы занимают командные позиции во многих международных террористических организациях, и именно из Туниса больше всего прибывает добровольцев для присоединения к ИГИЛ. А одной из главных экстремистских группировок непосредственно в самом Тунисе считается «Ансар аш-Шариа» во главе с Абу Иядом ат-Туниси. После нападения на посольство США в сентябре 2012 г. и объявлении об их причастности к убийствам политических деятелей в августе 2013 г., эта группировка была занесена в международный список террористических организаций.

Бурную деятельность развили в Тунисе и другие экстремистские группировки, особенно в горно-лесистом районе Шаамби в граничащей с Алжиром провинции Касерин. Здесь были созданы базы сразу нескольких групп, в т.ч. связанных с «Аль-Каидой в Магрибе» (АКИМ). Еще одной известной группировкой стала «Джебель Шаамби», ключевые позиции в руководстве которой занимают граждане Алжира.

Понимая, что проблема терроризма является одной из самых актуальных, лидеры движения «Ан-Нахда» предлагают самые разные пути ее решения. Они не сводят всё лишь к сугубо военному аспекту, призывая решать проблему «на политическом и религиозно-идеологическом уровнях, чтобы дать понять всем, что такое понимание религии ошибочное, и что ислам не имеет никакого отношения к террору».

***

Новым этапом в истории Туниса может стать конец 2014 года. Именно в этот период времени (в ноябре) в стране должны состояться новые президентские выборы. Принять участие в них намерены около 30 кандидатов. Среди них: действующий президент Монсеф Марзуки, бывший премьер-министр и лидер оппозиционной партии «Нидаа» Бежи Каид ас-Себси; председатель парламента Мустафа бен Джаафар.

Вероятнее всего, как на парламентских, так и на президентских выборах победу смогут одержать те силы, которые предложат оптимальный вариант решения накопившихся проблем. В первую очередь, проблему борьбы с безработицей, а также с терроризмом и экстремизмом. И именно та сила, которая сможет убедить тунисское общество, что она способна покончить с этим злом, скорее всего, и получит голоса большинства избирателей.

Примечательно, что партия «Ан-Нахда» решила не выставлять своего кандидата на президентских выборах, сосредоточившись на выборах в парламент. Такое интересное решение еще раз показывает отличие этого движения от египетских «Братьев–мусульман».

***

Каковы же возможные сценарии дальнейшего развития ситуации в Тунисе? По мнению экспертов, наиболее вероятными можно считать следующие варианты:

1) Тунисцы справляются с противоречиями, налаживают экономический рост и обеспечивают политические и религиозные права и свободы всем категориям населения.

2) Тунисцы не смогут придти к согласию, и в стране возникнут крупные очаги нестабильности, прежде всего, вследствие деятельности террористических группировок; при таком сценарии на ситуацию сильное влияние будет оказывать и состояние дел в соседних странах, прежде всего, в Ливии и Алжире.

3) Стране удается справиться с насилием и придти к более-менее стабильному состоянию, но государство будет не таким сильным; в этом случае ситуация, скорее всего, будет развиваться по «ливанскому сценарию», что подразумевает собой отсутствие крупных столкновений, но ситуация готова взорваться практически в любой момент.

***

Какой из озвученных вариантов развития ситуации ждет Тунис? Во многом это зависит от самих жителей этой небольшой, но в какой-то степени передовой арабской страны. Умеренный исламский призыв; открытость и толерантность тунисского общества; наличие обширного среднего класса и подготовленной прагматичной элиты, способной приходить к компромиссу; а также наличие сильного гражданского общества – все это дает надежду на успех тех преобразований, о которых так мечтали в самом начале «Арабской весны».

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

Comments are closed.