Запретят ли в России празднование Хэллоуина

Хэллоуин: какая тыква укусила чиновников?

Инициатива Общественной палаты о запрете празднования Хэллоуина, хоть и не нашла поддержки у минкультуры, но посеяла смуту в обществе. Встрепенулись как противники этого якобы американского праздника, так и сторонники. Причем создается ощущение, что противники и сторонники говорят о разных праздниках. Так какой же все-таки смысл несет Хэллоуин?

Член Общественной палаты, президент центра социальных и политических исследований "Аспект" Георгий Федоров обратился с письмом к министру культуры Владимиру Мединскому дать рекомендацию развлекательным заведениям воздержаться от празднования Хэллоуина. По данным ряда СМИ, такого рода просьба была вызвана в том числе и жалобами россиян из разных регионов на то, что в Хэллоуин на улицах можно встретить пьяных молодых людей, разодетых в костюмы трупов и монстров, которые пугают добропорядочных граждан, в том числе детей. В ночных клубах такие "гулянья" культивируют низменные чувства и переходят в настоящие оргии.

Семь лет назад отечественные социологи указывали, что лишь пять процентов россиян отмечают ночь 31 октября бурным весельем. Для подавляющего большинства граждан России, не верящих ни в чох ни в сон, этот праздник "предвестник грядущего царства Сатаны". Коль сегодня ребенок напялит на себя личину ведьмы или вурдалака, то завтра он непременно окажется в секте, запугивают мнительных родителей некоторые светские и религиозные деятели. Вот только путь от карнавала до реальной жизни не такой однозначный. Многие ли из тех ребятишек, что играли в космонавтов, оказались на орбите? Или, по крайней мере, как-то связали свою жизнь с космосом? Даже игравшие в "казаки-разбойники", и те не разделились на милиционеров и воров.

Кроме реакции на жалобы от "народа" и желание уберечь его от "дурного", президент центра "Аспект" выделяет идеологические мотивы. А куда же чиновникам без них?!

"На мой взгляд, — приводит газета "Известия" высказывание Федорова, — кроме коммерческой составляющей, этот праздник ничего хорошего не несет. К сожалению, с 1990-х годов нам очень активно навязывают совершенно не свойственные нашим культурным традициям образ жизни и поведение. К тому же, ряд экстремистов использует подобные "праздники" в своих пропагандистских целях. Считаю, что нужно дать идеологическую оценку этому празднику и начать контрпропаганду. У нас ведь есть свои исконные праздники, которые хотя бы не противоречат нормам религиозной этики и общечеловеческой морали".

Министерство культуры РФ устами своей пресс-службы отбоярилось от инициативы: "Этот праздник обычно проводится в кафе и ресторанах, деятельность которых не относится к компетенции минкультуры. Проведение Хэллоуина в музеях, театрах, филармониях и библиотеках не запланировано".

В интервью Pravda. Ru генеральный директор киноконцерна "Мосфильм", заслуженный деятель искусств РФ Карен Шахназаров, подчеркнув, что "Хэллоуин абсолютно не связан с нашей историей" и с нашим миропониманием, сказал, что этот праздник ему не нравится. Как признался советский и российский кинорежиссер, он готов поддержать инициативу запрета этого, по его выражению, "страшноватенького праздника". "Он абсолютно не нужен в России. У нас есть свои праздники, со своей историей, со своей традицией. А это какой-то дурацкий, довольно злой и с каким-то нехорошим подтекстом", — отметил в беседе с корреспондентом Pravda. Ru Карен Шахназаров.

Если следовать логике Георгия Федорова и Карена Шахназарова, какой-нибудь, скажем, День Нептуна с его "праздником непослушания" более соответствует менталитету бывших советских граждан, поскольку его традиционно отмечали в наших пионерских лагерях. Если исключить алкоголь, то ряженые в маски вампиров и зомби ничем не лучше и не хуже раскрашенных в чертей и пиратов пионеров страны Советов. Осталось спросить господина Федорова, какая идеологическая подоплека была у праздника Нептуна? Безусловно, не всем — особенно людям старшего поколения — нравится Хэллоуин. Однако далеко не все готовы пойти на крайние меры, причем, на такие дикие, как запрет!

"С одной стороны, этот праздник лично я терпеть не могу, — отметил в беседе с Pravda. Ru советский и российский кинодраматург, художник, режиссер, актер, заслуженный художник РСФСР Александр Адабашьян, — но, с другой стороны, считаю, что запреты на таком уровне — глупость. Поддерживать свои праздники — да. Делать их более яркими и веселыми, согласен. Если что-то запрещаешь, думай, что ты даешь взамен. Если ты не знаешь, что давать взамен, то не запрещай, пока не придумаешь".

Умный человек прекрасно понимает, что одними запретительными мерами ничего не добьешься. Более того, запрет, как известно, сладок, и это вызовет еще больший ажиотаж вокруг праздника, который тупоголовые взрослые дяди хотят отнять у детей. Этот праздник полюбила детвора во всем мире. В прежние времена этот "праздник непослушания" вызывал восторг у детишек, которые скучали во время чопорных религиозных церемоний. Может быть, некоторым взрослым и хотелось бы, чтобы дети вели себя как маленькие старикашки, а детворе хочется стоять на голове и дурачиться. Интересно, маленький Жорик Федоров надевал карнавальную маску или с младых ногтей это уже был бюрократ.

"Тут и комментировать нечего. Если у Общественной палаты нет более важных дел, я могу им подсказать, что им запрещать", — отреагировала на федоровскую инициативу певица Лолита Милявская. В интервью Pravda. Ru актриса и певица сказала: "Я думаю, что если вы обзвоните еще пару людей, моих коллег, то Общественной палате подскажут, чем им надо заниматься. Уже много бестолковых вещей было ими принято. Хотят развлекаться, пусть развлекаются. Нам от этого только весело на них смотреть".

Человечество всегда пестовало карнавальную культуру. Почитайте признанный труд нашего замечательного мыслителя и культуролога Михаила Михайловича Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса". Исследователь "смеховой культуры", ученый с мировым именем Михаил Бахтин, на примере карнавала, в котором отсутствует "официальность" и догматизм, доказал, что "сама жизнь играет". Серьезности религиозного действа противопоставлен карнавал чертовщины. Для тех, кому скучно читать академический труд, можно порекомендовать обратиться к роману с детективным сюжетом. Мы имеем в виду книгу "Имя розы" Умберто Эко. Именно книгу, а не ее экранизацию, где тема смеха в религии выхолощена в угоду зрелищности. Зато в художественном произведении об этом говорится много и интересно.

Режиссер и сценарист Александр Митта, снявший прекрасный "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" с Владимиром Высоцким, в интервью Pravda. Ru отметил: "Я несколько лет провел в Америке и видел этот праздник. Это один из самых веселых праздников, которые я видел. И он не только в США, но и в Мексике, где это народный праздник. Там люди относятся к смерти очень здраво, с юмором, с достоинством. Там понимают, что все люди помрут, это единственное, что всех людей объединяет: и бедных, и богатых, и здоровых, и больных. Всех. Поэтому чего бегать-то от этого? Надо на это уметь с достоинством, весело смотреть. И когда палата говорит — не надо праздновать, она показывает свою трусость и нежелание смотреть жизни в глаза".

Невозможно согласиться с утверждением о том, что Хэллоуин якобы американский праздник. Не видим ничего плохого — и тем более "идеологически вредного" — в "американскости" Дня всех святых, но справедливости ради заметим — этот праздник европейский. Его истоки можно проследить у древних римлян и кельтов. Его кельтское название Самайн. Нынешнее, более употребительное его наименование, возникло благодаря тогда еще не расколотой Церкви, а не в недрах язычества.

В Средние века День Всех Святых был известен как All Hallows, ему предшествовала ночь, которую называли All Hallows Eve (канун Дня Всех Святых) и впоследствии стали произносить Halloween (по-английски hallow — святой). Именно Церковь узаконила шествие ряженых и костры. Большинство европейцев отказалось праздновать Хэллоуин по той причине, что 31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер прибил на дверях университетской церкви Виттенберга, написанный им на латыни документ с 95 тезисами, что принято считать началом Реформации в Германии. Зато за океаном праздник обрел второе дыхание и вновь вернулся в старушку-Европу.

Читайте также:

Лолита Милявская: Лучше запретить ТСЖ, а не Хэллоуин

Карен Шахназаров: Хэллоуин слишком мрачен для нашей страны

Хэллоуин: день всех святых или нечисти?

Хэллоуин — праздник или головная боль США?

"Отель призраков" отметил Хэллоуин убийством

Хэллоуин, Самайн или День всех святых?

Хэллоуин — чёрный праздник нечисти

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить