издается с 1879Купить журнал

Писатель Семен Экштут об исторических неточностях в сериале "Екатерина"

29 ноября 2014

Я не буду состязаться с Александром Кибовским, некогда написавшим книгу большого формата о фактических ошибках в фильме Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник", хотя у меня есть такая возможность. Обилие исторических неточностей и грубых ляпов в сериале "Екатерина", показанном на телеканале Россия 1, лежит за гранью добра и зла. Перечислим некоторые.

Фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Алексей Разумовский действительно был венчанным супругом государыни, но она никогда не оставляла завещания, передающего престол графу. Далее. Граф пользовался благосклонностью императрицы лишь в первой половине её царствования. Затем его сменили другие фавориты, о существовании которых создатели фильма даже не подозревали.

Фигура же Ивана Ивановича Шувалова, покровителя великого Ломоносова, фактического создателя и первого куратора Московского университета, достойна того, чтобы этот персонаж появился на телеэкране. Безусловно, сериал - это не научная монография и даже не научно-популярный фильм. Разумеется, создатели сериала имеют право на вымысел и право на собственную трактовку хода истории. Однако, когда Алексей Разумовский фактически превращается в собирательный образ фаворита Елизаветы, в эдакого Разумовского-Шувалова в одном флаконе - это совершенно недопустимо. Нельзя вычеркивать из истории, нельзя стирать ластиком таких знаменитых и значимых персонажей российской истории. Даже ради прямолинейности и легчайшей усвояемости рядовым телезрителем художественной концепции нельзя идти на подобные подлоги.

Очень жаль, что на экране ни разу не мелькнул, даже в эпизоде, брат фаворита, граф Кирилл Разумовский, гетман Малороссии, меценат и активный участник переворота, который возвёл на престол Екатерину Алексеевну. Этот красавец и сердцеед долгие годы был тайно влюблён в великую княгиню, но так и не открыл ей своё сердце. А ведь какая яркая телевизионная интрига могла получиться! И не надо фантазировать, достаточно было следовать фактологии реальных событий. Но не буду сильно придираться. Марина Александрова в роли Екатерины мне понравилась. Талантливая актриса с непревзойдённым художественным тактом показывает нам ту Екатерину, о существовании которой мы даже не подозревали, - Екатерину зависимую, постоянно унижаемую, лишённую права, да простится мне этот анахронизм, "сметь своё суждение иметь". Да что там суждение! Просто распоряжаться своей судьбой и видеть собственного сына.

Есть в фильме ещё одна несомненная актерская удача. Юлия Ауг в роли Елизаветы Петровны. Актриса даже внешне похожа на императрицу, о которой и очень образованные люди знают лишь стихи Алексея Константиновича Толстого: "Весёлая царица была Елисавет: поёт и веселится, порядка только нет". Елизавета Петровна взошла на трон в результате дворцового переворота, и тяжесть узурпации власти постоянно довлела над её сознанием: императрица боялась спать по ночам, страшилась повторения дворцового переворота. Для подобного рода опасений у неё был более чем достаточный повод: все годы правления "кроткой Елисавет" в крепости сидел законный государь - император Иоанн Антонович, легитимный правнук царя Ивана V, старшего брата и номинального соправителя Петра Великого. А вот Елизавета Петровна не была законной дочерью царя Петра, ибо родилась ещё до венчания родителей. Этот крест узурпации власти пришлось нести и Екатерине: силою вещей ей пришлось санкционировать и убийство Иоанна Антоновича, и убийство своего супруга Петра III.

Александр Яценко в роли Петра Федоровича очень хорош и убедителен. Он одинок и несчастен. Не без основания боится своей тётушки, которая выписала его из Голштинии и нарекла наследником Российского престола. А ему бы служить в армии короля Фридриха II, подниматься по ступеням служебной лестницы, мечтать о генеральском чине, а вне служебного времени - музицировать.

Я знаю, что написание сценария телевизионного фильма составляет 5% бюджета. Деньги, судя по всему, немалые. И у создателей гламурных исторических сериалов нет ни малейшего желания привлекать к созданию своих фильмов научных консультантов. Настоящий специалист знает себе цену, поэтому его придётся привлекать к написанию сценария, а это дополнительная нагрузка на бюджет фильма. Есть добротные книги Евгения Анисимова, есть добросовестные монографии Александра Каменского, есть исключительно талантливые и блистательно написанные работы Ольги Елисеевой. Я думаю, что любой из этих профессионалов высочайшего класса помог бы создателям фильма и не допустил бы такого безобразия, какое мы видели в финальной серии, посвящённой дворцовому перевороту Екатерины, пленению и убийству Петра Фёдоровича.

Такое впечатление, что, хотя создатели фильма и сэкономили на научных консультантах, денег на финал всё равно не хватило. Вот и пришлось выкручиваться. То, что нам пытались выдать за дворцовый переворот, настолько не соответствует ничему, что даже опровергать эту чушь не хочется. Подобное убожество - не только с исторической, но и с художественной точки зрения - не подлежит разбору.

А вот радости плоти, увиденные шпионом Тайной канцелярии через щель в стене, - находка интересная. С годами стареющий шпион наблюдает за Екатериной - романтически настроенной невестой, несчастной брошенной женой, темпераментной любовницей… И все эти метаморфозы вполне убедительны - художественно и исторически.

Кто примерял корону Екатерины Великой в кино?

Мы выбрали двенадцать актрис, отметившихся в роли русской императрицы, - на самом деле их, конечно же, гораздо больше.

1. Марлен Дитрих после фильма "Распутная императрица" (1934, реж. Джозеф фон Штернберг) признавалась, что давно любит русских: "У них нет ровности чувств, они или трагичны, или счастливы. Думаю, у меня русская душа".

2. Ольга Жизнева в фильме "Адмирал Ушаков" (1953, реж. Михаил Ромм) сияла роскошью и вдохновляла на морские битвы. Когда-то, в начале 30-х, в фильме "Строгий юноша" она сыграла обнаженную девушку, выходившую из пены морской, - фильм запретили. Муж, режиссер Абрам Роом называл её "астральной Жизневой", актрисой тайны.

3. Зоя Василькова (Чекулаева) в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1961, реж. Александр Роу) дарит кузнецу Вакуле свои царские черевички. Бывшая фронтовичка, ушедшая на фронт добровольцем в 17 лет, сыграла императрицу в настоящем платье Екатерины II: "Оно мне оказалось коротковато: Екатерина была маленькая и полная очень женщина".

4. Жанна Моро в "Екатерине Великой" (1968, реж. Гордон Флеминг) играет Екатерину, маниакально преследующую приезжего британского офицера Чарльза Эдстестона. Сама Моро предпочитала вспоминать, что в Париже живет рядом с православной церковью и каждое утро, слыша звон колоколов, представляет себе Москву.

5. Светлана Крючкова в фильме "Царская охота" (1990, реж. Виталий Мельников) уничтожает самозванку княжну Тараканову. После съемок она рассказывала, как олимпийский тренер обучал ее верховой езде, и как она училась ломать язык: "Екатерина всю жизнь говорила с немецким акцентом, и я полгода утром и вечером слушала текст, который немка записала на русском языке".

6. Джулия Ормонд в фильме "Молодая Екатерина" (1991, реж. Майкл Андерсон) играет невесту наследника престола, идущую к трону тернистым путем. Изучила биографию героини и спорила с режиссером. Ормонд играла и другую женщину, близкую к трону, Надежду Аллилуеву, жену Сталина. А после "Сибирского цирюльника" и вовсе согласилась: "в прошлой жизни была русской".

7. Марина Влади в фильме "Сны о России" (1992, реж. Дзюнъя Сато) заменила внезапно заболевшую актрису Элизабет Тейлор, сыграв за нее Екатерину, спасающую японских моряков. Хотя сняться в роли Екатерины хотела у режиссера Евгения Татарского - в другом, так и не случившемся фильме. У Татарского Влади сыграла лишь вампиршу в фильме "Пьющие кровь".

8. Кэтрин Зета-Джонс в фильме "Екатерина Великая" (1995, реж. Марвин Джей Чомски, Джон Голдсмит) тоже страдает замужем за нелюбимым Петром Федоровичем и набирается опыта под голос за кадром: "Конечно, это было безумие, самоубийство, но я об этом не беспокоилась. Я хотела любви". Эти сцены в фильме считают самыми удачными.

9. Ольга Антонова в фильме "Русский бунт" (2000, реж. Александр Прошкин) озабочена Пугачевским восстанием. Надо ли говорить, что героиня картин Петра Фоменко ("Почти смешная история") и Киры Муратовой ("Астенический синдром") успешно подавила бунт.

10. Мария Кузнецова в "Русском ковчеге" (2002, реж. Александр Сокуров), снятом за 1 час 27 минут 12 секунд, успела сыграть Екатерину. Но кинематографические награды получила за роль Надежды Крупской, жены Владимира Ленина, - снявшись у того же Сокурова в "Тельце".

11. Марину Александрову на роль будущей императрицы в 12-серийном телефильме "Екатерина" (2014, реж. Александр Баранов, Рамиль Сабитов) отобрали из 200 кандидаток. Актриса рассказывала об этой работе немного. О том, как тщательно готовилась к роли и штудировала литературу. Из дневников, по словам актрисы, можно понять, какой Екатерина себя ощущала на самом деле: "В сериале мое собственное видение этой женщины, сильной, амбициозной, но в то же время жаждущей любви". Корону, по словам Марины, в финале она надела настоящую: тяжелая.

12. Юлия Снигирь в 12-серийном фильме "Екатерина Великая" (реж. Игорь Зайцев), как обещают, появится в недалеком будущем на Первом канале. В этом сериале все то же, и количество серий, и период жизни Екатерины - "с момента ее приезда в Россию до вступления на престол". И хотя фильм еще не вышел, актриса уже рассказала, как повлияла на нее героиня: штудирует немецкий, учится играть на фортепиано. "Я тоже стала жадно жить, - говорит Юлия, - и стараться получать от жизни удовольствие".

Подготовил Игорь Вирабов