СВЯТОЙ ГРААЛЬ И КОВЧЕГ ЗАВЕТА КАК ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ РОССИИ.
Назад Далее
Ковчег Завета и главное сокровище Успенского Собора Московского Кремля.

Святой Грааль, кто не слышал о нем! Трудно найти более знаменитую и таинственную христианскую реликвию. О тайне Грааля говорят 800 лет, а она и по сей день, как новая, будоражит воображение все новых и новых поколений людей. На Святом Граале замешана история альбигойцев и тамплиеров, замка Монсегюр и короля Артура. Сотни лет персонажи различных произведений ищут и ищут Чашу Грааля!
Однако параллельно этой материалистической версии издавна существует и другая, аллегорическая. Согласно ей, многие исследователи старались приравнять Грааль в символическом плане к Святой Деве Марии! Этому есть простое и логическое толкование: до рождения Мария содержала Христа в своем чреве, следовательно, Грааль является символом Марии. (Развитием этой версии стал бестселлер последних лет от Дэна Брауна «Код да Винчи», где Святой Грааль – лоно Марии Магдалины, невесты Христа). Как оказалось, эта версия имеет прямое отношение к русской истории. Дело в том, что некоторые авторы в своих исследованиях приходят к выводу о тождестве Грааля библейскому Ковчегу Завета...
Ковчег Завета (КЗ) – самая знаковая реликвия Ветхого Завета. Он упоминается более двухсот раз в Библии. С ним связаны крупные события в библейской истории евреев. Это и исход из Египта, и взятие Иерихона, и строительство Храма. Но Ковчег неожиданно исчезает со страниц Ветхого Завета в эпоху царя Соломона. Исследователи считают, что в этом и заключается подлинная историческая загадка: исчезает религиозная святыня, а факт этот окружен полным молчанием. Однако следы исчезнувшего со страниц Библии Ковчега неожиданно обнаруживаются в… эфиопском национальном эпосе – Кебра Нагаст (Слава Царей)! Именно этот эпос и сопутствующие ему легенды эфиопов позволили мне ранее [1] высказать предположение, проливающее, как кажется, свет на загадку.
«Чаша» – это существующая долгое время основная трактовка понятия Грааль. Восходит оно к апокрифическому Евангелию от Никодима, гласящему, что Иосиф Аримафейский выпросил у Пилата тело распятого Христа. Получив тело, Иосиф завернул его в плащаницу и положил в пещере. И вот тут некоторые авторы добавляют, что Иосиф, взяв чашу, из которой пил Спаситель в свой последний вечер, собрал в неё кровь тела Господня и с этой реликвией ходил по свету, проповедуя христианство. Обладатель заветной чаши получал бессмертие и вечную молодость. С тех пор многие мечтают найти эту чашу. Апофеозом развития этой версии Грааля можно назвать великолепный голливудский фильм «Искатели утерянного ковчега» с непревзойденным Харрисоном Фордом в главной роли.
Напомню, что эфиопский эпос рассказывает историю царицы Македы (по Библии царицы Савской), описывает ее путешествие в Иерусалим к царю Соломону. Рассказывает об интимной связи между ними и рождении у царицы сына, о путешествии выросшего сына к отцу и похищении им в Иерусалиме Ковчега Завета.
В своей первой книге я попытался вывести и доказать тождество между Царем Соломоном и русским царем Алексеем Михайловичем Романовым, между царицей Савской и шведской королевой Кристиной Ваза. Шведская королева отреклась от трона и совершила тайное путешествие по Европе. Во время путешествия она нанесла визит русскому царю Алексею Михайловичу в Москве. (Это путешествие в последствии было засекречено.) В кортеже сопровождения Кристины была чернокожая фаворитка из Эфиопии – Македа. У нее родился от русского царя сын Менелик. По-видимому, сын Менелика остался известен в русской истории под именем Абрама Петровича Ганнибала.
Сам Менелик, достигнув 22 лет, отправляется в Иерусалим (Москву!) на встречу со своим отцом. Пробыв у отца несколько месяцев, он принимает решение вернуться в Эфиопию. Огорченный отец решает отправить с сыном старших отпрысков высшей знати страны. Вместе с ними едет их прислуга и охрана. А если верить эфиопским легендам, с Менеликом ушли и строители Иерусалима (!), которые потом построили величественные храмы Абиссинии. Это, по - видимому, те самые знаменитые итальянцы, построившие Московский Кремль и бесследно исчезнувшие из русской истории. Согласно КН, сыновья первой знати перед отъездом крадут из Храма Ковчег Завета. Уйдя от погони, караван Менелика успешно возвращается на родину. С тех пор считается, что Ковчег находится в Эфиопии, в древней столице Аксуме, в часовне храма Марии Сионской. Видеть его нельзя, но раз в год, на праздник Тимкан, выносят его копию...
Так что же представляет собой Ковчег Завета, что ищут столько веков исследователи со всего мира? В основе всей информации о Ковчеге лежит его описание, помещенное в Библии. Как следует из описания, Ковчег завета - это деревянный ящик длиной 2,5 локтя (примерно 1,25 м), высотой 1,5локтя (примерно 0,75 м) и шириной 1,5 локтя. Внутри и снаружи он обложен чистым золотом и украшен двумя крылатыми фигурками херувимов, стоящими лицом к лицу по краям тяжелой золотой крышки.


Изображение библейского Ковчега Завета в Библии Скорины [2].

Библейский текст упоминает КЗ более 200 раз, в большинстве случаев, где присутствует его описание, оно соответствует приведенному выше. Но несколько иное представление о нем дает текст эфиопского эпоса. Автор(ы) эпоса цитирует(ют) многочисленные фрагменты из Ветхого Завета, символически отождествляя Ковчег Завета с Девой Марией. При таком уподоблении Святой Грааль и КЗ становятся тождественны. Именно к такому выводу приходят многие авторы, в том числе и
Г. Хенкок, посвятивший много лет своей жизни поискам этой святыни в Эфиопии. «…Мне показалось весьма знаменательным, что и ковчег, и Грааль — внешне столь разные — тем не менее сравниваются неоднократно с одним и тем же библейским персонажем и абсолютно одинаковым образом. Если Мария — и «живой ковчег», и «живой Грааль», размышлял я, тогда это наводит на мысль, что два священных предмета могут и не быть очень уж разными и что они даже могут быть одной и той же вещью». [3] Читая эфиопский эпос, только утверждаешься в правоте такого заключения. На протяжении всего текста Ковчег отождествляется с Сионом и иначе чем в женском роде не упоминается [4]:
«…небесный Сион (небесную Сион) следует почитать подобным Марии, Матери Искупителя. Ибо в Сион(е), что возведен (построена), помещены Десять Слов Закона, написанных рукою Его, и Сам Он, Создатель, пребывал у Марии в утробе, и через Него все стало быть».
"…Давайте же не допустим, чтобы причина другая - ненависть родичей наших - печаль доставляла нам, но воспечалимся (мы) о Сион(е), Госпоже нашей, ибо нас принуждают покинуть ее. Из-за нее и из-за этого больше приходится плакать нам. И отвечали другие и говорили им: "Истинно есть Госпожа она наша и наша надежда, и основание гордости нашей, и возросли мы под сенью ее благословенности. И как же (воз)можно покинуть Сион нам, госпожу нашу? Ибо мы отданы ей. И что же нам делать? Если же мы воспротивимся приказанью, царь нас убьет, да и не можем мы преступить слово отцов наших и приказанье царя. И что же нам делать с Сион(ом), Госпожой нашей?"

«…Что же, давайте возьмем [вместе с нами] Госпожу нашу Сион; но как возьмем мы ее? Я разъясню вам. Исполните замысел мой и, если Бог пожелает, сумеем мы взять Госпожу нашу с нами. И то, что прознают о наших делах, и убьют нас, пусть это нас не тревожит, ибо умрем мы (тогда) за Госпожу Сион».

«…И вот, это есть Госпожа наша, Мать наша и спасение наше, крепость наша и укрытие наше, слава наша и гавань спасения нашего, для тех, кто полагается на него (т.е. ковчег»).

«…Восстань же, Сион, и облачись в свою силу, и завоюй врагов твоих, и дай силу нам, наша царица (т.е. Сион - Ковчег)».
«…И отвечала она и сказала ему: "Сын твой унес Сион, Госпожу твою, сын твой, которого ты породил, кто происходит от рода чужого, с которым тебе Бог не дозволил вступление в брак, то есть от женщины эфиопской, которая цвета не твоего, и не родственна стране твоей, и которая, того более, черная (есть)».
Оценивая выше приведенные цитаты, склоняешься к мысли, что есть только один предмет культового поклонения верующих, к которому полностью применим весь пафос библейского и эфиопского текстов. Это ИКОНА Богородицы…
И это подтверждает, как мне кажется, и само слово «Грааль». Если посмотреть его значение в мифологическом словаре, то, кроме прочего, читаем:
...Генезис легенд о Г. вызывает в науке 19-20вв. много споров. Спорна сама этимология слова «Г.»: Sangreal – переосмысление от Sang real – «истинная кровь» (подразумевается кровь Христа), Gradalis – от Cratalem (грч.нрατήр- большой сосуд для смешения вина с водой), Gradalis – от Graduale (церковное песнопение), Graal – от ирл. Cryol – «корзина изобилия» и т.д. [5]
Между тем, мне этимология этого слова представляется несколько иначе. Как и в случае со словом Христос , Грааль, очевидно, состоит из двух слов «Гра» + «аль», где «аль» - приставка, возможно, преднамеренно поставленная в конец слова и иногда переводимая как «святой». А «Гра» - это сокращение от французского „gravure”, что означает «гравюра»! Тогда это просто «святая гравюра» или «святое изображение», то есть полный латинский аналог греческого понятия «ИКОНА», чем по сути и является Ковчег Завета.
Итак, Соломон строит Храм для Ковчега. В первой книге, в главе, посвященной Храму Соломона, я отождествил его с Успенским Собором Московского Кремля. Последний был построен (вопреки официальной версии) царем Алексеем Михайловичем в 1649-1656 годах. Сегодня не существует старинных графических изображений Кремля до середины 17-го века, показывающих его в современном виде. Зато есть карты, изображающие его совершенно в ином виде. Как, например, на карте Москвы 1638 года («ПЛАН МЕРИАНА» ).

Фрагмент карты «План Мериана» 1638 г, в круглых аппликациях показаны изображения соответствующих соборов из плана «Кремлеград» 1662 г.

Если посмотреть на хронологию событий, связанных с Успенским собором в этот промежуток времени, то видно, что в первой трети 17-го века постоянно идут аварийные работы в соборе, где стены и купол грозят обвалиться. Нам сообщается, что в 1645 году в соборе коронуется царь Алексей, затем - тишина до 1652-го года, когда по инициативе Алексея Михайловича происходит перенос мощей святых мучеников из разных мест в Успенский собор. В начале 1652 года переносятся мощи митрополита Филиппа с Соловков и гробы патриарха Иова из Старицы и патриарха Гермогена из Чудова монастыря. В 1653 году были предприняты обширные работы по капитальному ремонту иконостаса (капитальный ремонт сродни созданию нового). С этого же года начинается череда дарственных вкладов в собор. Так, в этом же году царь принес в дар Успенскому собору серебряное блюдо в 2 пуда и ведро, с которым он сам ходил на Иордан и черпал им только что освященную воду. Он же пожертвовал золотые, украшенные жемчугом облачения священнослужителей и пелену к Владимирской Богоматери. Царица Наталья Кирилловна пожертвовала громадное евангелие, оправленное массивным золотом и разнообразными драгоценными камнями. Боярин Морозов, пожертвовал огромное паникадило в 60 пудов. Царь повелел перенести из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор царицино место. Одновременно Никон подновил патриаршее место.
Согласно библейскому тексту, Храм строился 7 лет, то есть в нашем случае с 1649 по 1655 год (начал строиться на четвертый год царствования). С этим временем связано появление в Москве Влахерснской иконы Богоматери. Относительно даты привоза иконы в литературе имеются разночтения. Но все они удовлетворяют рассматриваемой здесь версии. Согласно одной из них: «...2 октября 1653 года св. икона прибыла в Москву. Только через год кончились все переговоры и протосингел получил за нее двести рублей. 17 октября 1654 года произошла торжественная встреча св. Влахернской иконы Богоматери вместе с честной главой св. Григория Богослова, прибывшей в Москву еще в сентябре 1652 года. В этот день «Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руссии и святейший Никон патриарх Московский и всея Руси встречал чудотворную икону Пресвятыя Богородицы и главу Григория Богослова на Лобном месте со кресты». На другой день, 18 октября, по случаю прихода в Москву чудотворного образа во дворце было большое торжество. «Праздновал Государь принесение чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы. И того дни ел у Государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси святейший Никон патриарх Московский и всея Руссии, а стол был по передней палате, а у стола велел Государь быть боярам и окольничим всем без мест». [6]
Из данного сюжета можно предположить, что прибывшую икону в 1653 году еще невозможно было поместить в собор, в котором шли отделочные работы (в это время «обновлялся» иконостас), как невозможно было ранее поместить в собор и голову Григория Богослова. Такая возможность появляется только к концу 1654 года. Праздник по случаю водворения иконы в собор соответствует и торжеству, описанному в библейском тексте.
Здесь не достает информации о каких-либо деяниях с Владимирской иконой в этот период. Тем не менее косвенные свидетельства существования таковых мы находим в образе другой иконы. Так, объективным подтверждением рассматриваемой версии является знаменитая икона 1668 года работы Симона Ушакова «Насаждение древа государства Российского». На этой уникальной иконе мы видим кремлевскую стену, а за ней- единственный храм, главный храм России – Успенский собор (он же Храм Соломона), из него вырастает раскидистое дерево, на ветвях которого размещены медальоны с образами святых, а в центре - большой медальон с Владимирской Иконой. Согласно библейскому тексту, Храм Соломона строился для главной святыни евреев – Ковчега Завета. Также и Успенский собор строился для главной святыни Руси – Владимирской Иконы Божьей Матери!

"Владимирская икона Богоматери". Симон Ушаков. 1668.
("Насаждение древа государства Российского")
Икона "Владимирской Богоматери" изображает становление русской государственности, в равной мере как и библейский сюжет постройки Храма и помещение в него Ковчега означает становление государственности евреев. В библейском смысле сюжет иконы можно трактовать так: царь Соломон (Алексей Михайлович, изображенный внизу иконы) построил Храм (Успенский собор) и поместил в него Ковчег Завета (Владимирскую икону Богоматери). Кстати, историки предпочитают не задаваться вопросом – почему иконописец не изобразил на иконе Ивана III, якобы основавшего Собор и поместившего туда эту икону (по версии трад. истории), а увековечил Алексея Михайловича. На иконе, у подножия собора, также изображены князь Иван Калита, собиратель русских земель, и митрополит Петр, духовный основатель храма. Они сажают древо русского государства. На ветвях его размещены медальоны с портретами всех наиболее значительных политических деятелей Древней Руси. (Внизу, на Кремлевской стене, стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором.).



Используются технологии uCoz