ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 26.04.2024, 11:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6270

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Файл:Bundesarchiv Bild 101I-696-0450-23, Russland, Beladen eines Raketenwerfers.jpg 

Файл:Bundesarchiv Bild 101I-216-0417-09, Russland, schwerer Wurfrahmen an Schützenpanzer.jpg 
Рамы, смонтированные на Sdkfz 251

Применение

Первоначальное его применение было под реактивные газовые мины — с химическим оружием или же для дымовых постановок. Впервые был применён на европейских театрах военных действий во время французской кампании, и использовался именно для постановки дымовых завес. Также применялся при десантной высадке на Крит (операция «Меркурий») — уже в качестве ударного оружия, что обусловливается его компактностью и малым весом (также как и безоткатных орудий, использованных в ходе десанта на Крите). При нападении на Советский Союз впервые применён против Брестской крепости в качестве ударного оружия (применён 4-м химическим полком особого назначения), выпустив свыше 2880 реактивных фугасных мин калибра 150 мм (по мощности в 3 раза сильнее стандартного снаряда для 150-мм гаубиц).
На восточном фронте установка применялась на важнейших направлениях и только совместно со ствольной артиллерией — за счёт этого в советской историографии появился миф об якобы больших скоплениях тяжёлой артиллерии противника. Наносила довольно точные удары на больших дальностях. Благодаря компактности применялся и в десантных операциях.
При загрузке реактивных мин с казённой части снаряды фиксируются специальными держателями, после чего в одно из сопел втыкается электрозапал. После наведения миномёта на цель расчёт уходит в укрытие и с помощью блока запуска выпускает сперва первые 3 ракеты, потом остальные 3. Запуск системы происходился дистанционно, от аккумулятора транспортного средства, который его и буксирует. Залп продолжался около 10 секунд. Время перезарядки — до 1,5 минут (готовность к следующему залпу).
Оставленный снарядами дымовой след был превосходным ориентиром для артиллерии противника, поэтому расчёту требовалось как можно скорее сменить позицию. Но вследствие того, что на советском фронте «Nebelwerfer» использовался совместно со штатной тяжёлой артиллерией, гаубицами и пушками, такой нужды в скором укрытии не требовалось вплоть до 1943 года.
Реактивные снаряды, используемые для «Nebelwerfer», также применялись на самолётах ПВО Германии для ударов по плотным построениям бомбардировщиков.
Основным недостатком миномёта на поздних этапах войны стала низкая мобильность, из-за которой он мог стать добычей для вражеской авиации господствующей в воздухе. Для бо́льшей подвижности миномёт стали устанавливать на полугусеничное шасси. Такая машина получила название «Panzerwerfer». Транспортёр боеприпасов, в котором размещалось от 20-30 реактивных мин, получил название Munitionskraftwagen fur Nebelwerfer (Sd.Kfz.4). В конце войны производились дешёвые (часто деревянные) одноразовые пусковые установки «Wurfrahmen», которые доставлялись на огневую позицию на тягаче.

Мифы об «Nebelwerfer»


Файл:Bundesarchiv Bild 101I-049-0176-26, Russland, Zugkraftwagen mit Nebelwerfern.jpg
буксировщик SdKfz 10

Первый миф связан с тем, что «Nebelwerfer» является копией «катюши» и появился в 1942 году в ответ на появление реактивных системы залпового огня. Это не так — «Nebelwerfer» начал разрабатываться еще в 1928 году и впервые принят на вооружение в виде тяжёлых 280-мм «Wurfrahmen», которые представляли собой первоначально деревянную раму для 6 ракет калибра 280 мм, а позже раму, сделанную из железа и принятую на вооружение в 1940 году. В 1940 также принимается прототип «Nebelwerfer», но только под газовые реактивные мины, а в середине 1940 г. и под фугасные реактивные мины. Применялся сперва против Франции, потом на острове Крит совместно с безоткатными орудиями, в начале кампании на Советском фронте применялся с первых дней войны под прикрытием тяжёлых орудий. Первое его использование на территории СССР 22 июня 1941 года при штурме Брестской крепости — это на месяц раньше, чем первое применение «Катюши» под Оршей того же года. По приказу Гиммлера инженеры предприятия «Чешска зброевка» действительно создали аналог советскому реактивному снаряду РС-82, но сделано это было заведомо позже. Немецкий «аналог» РС-82 превосходил оригинал как по точности выстрела (чехи играючи избавились от эксцентриситета тяги, вызванного неравномерным горением пороховой шашки закруткой стабилизатора снаряда, заставляющего ракету вращаться вокруг своей оси), так и по массе снаряжения боеголовки. Скорость вращения по сравнению с турбореактивными минами была очень низкой, но указанный недостаток устраняла полностью). Это была значительно более совершенная система, ориентированная на производство с весьма высокой культурой.
Миф второй: дальность стрельбы «Nebelwerfer» была низкой вследствие коротких стволов-направляющих. Это не так. Стволы-направляющие «Nebelwerfer» вообще технически нужны только для раскрутки мины и удержания её при буксировке — из-за того, что конструкция реактивной мины «поедала» 25 % КПД реактивного двигателя на раскрутку в полёте, за счёт чего и обусловливается точность миномёта, итого дальность полета составляла для 39-кг мины 6,8 км. «Катюша» имела дальность 8 км, что на 1,2 км больше, чем у «Nebelwerfer», при значительно бо́льшей длине направляющих. «Катюша» использовала самый эффективное из известных на то время горючее — нитроглицериновый порох, намного превосходивший эффективностью ди-гликолевый порох немецкого соперника, выбранный из условий работы двигателя. Неуспех применения «Вурфминен» на самолетах связано с идеей стабилизацией снаряда вращением. Если для советских крылатых ракет повышение стартовой скорости являлось стимулом повышения эффективности стабилизирующих перьев, то немецкие мины со стабилизацией вращением явно проиграли — им скорость старта не помогала.
Миф третий: малая манёвренность «Nebelwerfer». Это не так, потому что штатным буксировщиком «Nebelwerfer» был полугусеничный тягач Sd Kfz 6, и полугусеничные бронетранспортеры, от аккумуляторных батарей которых он и работал. То есть до середины 1943 года скорости и манёвренности миномёту хватало.
Миф четвёртый: Германия не производила установки массово. За всю войну только буксируемых установок «Nebelwerfer» было выпущено 7500 единиц. Несколько десятков тысяч одноразовых деревянных «Wurfrahmen» калибра 280 мм и более 5000 «Wurfrahmen» в железных контейнерах (эти могли использоваться многократно).
Миф пятый связан со слабостью фугасности реактивной мины «Nebelwerfer» против «Катюши». Калибр «Nebelwerfer» составляет 152 мм и вес ракеты 68 кг из которых 38 кг приходится на подрывной заряд (тротил) то есть равен снарядам тяжелой пушечной артиллерии калибра 100 мм и выше, (в снарядах гаубиц начиная с 100-мм калибра уже 40 кг взрывчатого вещества, тогда как в снаряде пушки калибра 150 мм всего 20 кг взрывчатого вещества). Реактивная мина «катюши» весит 45 кг из которых 22 кг составляет взрывчатое вещества(тротил) то есть вдвое слабее по фугасному действию чем «Nebelwerfer». Стоит учесть что топливо в ракетных минах советского образца рассчитано максимум на 5 секунд (чаще 3,2), а в немецкой на 10 секунд и при падении советской мины взрывается только боеголовка — тогда как в немецкой мине из-за особенностей конструкции подрываются и остатки топлива. Из-за принципиальной особенности детонации реактивных снарядов «Катюш» (встречная детонация, когда подрыв ВВ осуществляется с двух сторон, то есть спереди и сзади и когда две волны детонации встречаются, то создают гораздо более высокие значения газового давления) осколки имели намного большую начальную скорость и очень сильно разогревались. Поэтому у РС «Катюш» было настолько высокое поджигающее действие (осколки иногда достигали температуры 800°С) и очень высокое травматическое (по утверждениям очевидцев, попадавших под огонь «Катюш» разогретые осколки после попадания в человеческое тело продолжали «прожигать» ткани до полуминуты). Такого до конца войны немецким инженерам так и не удалось достигнуть в том числе и потому, что секрет устройства реактивных снарядов «Катюш» хорошо охранялся (сомнительно, смотри выше). К тому же подрыв реактивной мины немецкого миномёта производился после заглубления её в землю, вследствие чего значительная часть осколков уходила в землю (у РС-132 за счёт носового чувствительного взрывателя эпицентр взрыва фактически находился над или на уровне земли). Сплошь и рядом у немцев первым взрывался именно уткнувшийся в землю реактивный двигатель, он взрывался, подбросив вверх хвостовой контейнер боезаряда и разметав вокруг облаком свои полыхающие останки.

Первые применения «Nebelwerfer» упомянуты в мемуарах:
В этом первом артиллерийском ударе приняла и наша дивизия. Сначала вся дивизионная артиллерия с 9 легкими и 3 тяжелыми батареями. Потом два дополнительных дивизиона мортир и 4 хим. полк особого назначения. Автомобильные метательные установки («Nebelwerfer») для тяжелых реактивных мин произвели за короткое время 2880 выстрелов.
— из воспоминаний Рудольфа Гешепа, пастора 45-й пехотной дивизии, участвовавшего с самых первых дней войны и принимавшего непосредственное участие в штурме Бреста.

Система «Nebelwerfer» упоминается и в известной повести «На войне как на войне»:
Уже темнело, когда полк достиг леса. Ухали пушки. Глухо рокотали гвардейские миномёты. Сбоку истошно заревел немецкий шестиствольный миномет «ванюша». От взрыва Малешкин оглох. Щербак ринулся в люк, за ним ефрейтор. Миномёт опять заревел. Саня бросился в машину и закрыл за собой люк. Взрыв был настолько сильный, что самоходку подбросило. Малешкин подбородком ткнулся в панораму и с кровью выплюнул на ладонь зуб.
— Один готов, — сообщил он.

Вадим Инфантьев. «После десятого класса»:
В одно ненастное утро враг пошел в контрнаступление. Артподготовка началась залпом «дурил» — реактивных шестиствольных минометов. «Дурила» слабей «катюши», но под его огнем поймешь, что такое кромешный ад… Мы лежали ничком в мелких траншеях и орудийных котлованах, нас подбрасывало горячим воздухом, било комьями мёрзлой земли по спинам, разноголосо и густо свистели осколки. Я часто высовывался из своего ровика, боясь прозевать атаку танков… Мимо прополз санинструктор, волоча на плащ-палатке раненого солдата. Санинструктор часто останавливался, подбирал свалившуюся с груди бойца оторванную руку, клал ее на место и волок дальше. Снова обрушился шквал мин. Стало темно и душно. За один час батарея потеряла четверть личного состава".

Василий Гроссман. «Направление главного удара»:
Люди дивизии не чувствовали, сами не понимали, не могли ощутить тех психологических изменений, которые произошли в них за месяц пребывания в аду, на переднем крае обороны великого сталинградского рубежа… Они насмешливо звали шестиствольный немецкий миномет «дурилой», а пикирующие бомбардировщики с сиренами — «скрипунами» и «музыкантами».

Литература

  • А.Широкорад «Бог войны Третьего Рейха»
  • Главное артиллерийское управление Красной Армии «Справочник по комплектации боеприпасов германской артиллерии», 1943 г.
Ссылки :
Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz