???????
 ·? ???
 ·????????
 ·???????? ?????
 ·???????
 ·???? ???????
 ·????????????
 ·??????
  ????? PW
 ·????????
 ·????????
 ·????? ??????
 ·?????????
 ·???????????
 ·???O?C?A? ?O?O??A
 ·????
 ·????????
 ·?????? ?????????
  ?????
 ·???????? ??????????
 ·????????
 ·?????
 ·????????????
  ????? ????????
 ·????? ?? ???????????????
 ·????????
  ???? ? ?????
 ·????
 ·?????
  ???
 ·?????? ???
 ·?????????????? ?????
  ????????
 ·?????
 ·??????
 ·?????????? ???????
  ? ?????????
 ·??????? / ?????
 ·??????????? ????
 ·?????
 ·??????? ????
  ?????? ???
 ·? ???????
 ·??????
  ?????
  ????? ???????
 ·?????????? ????????
 ·? ?????????
  ??????

ССЫЛКИ

22 августа 2009 · Prague Watchdog · ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ · ОТПРАВИТЬ ПО ЭЛ. ПОЧТЕ

"Мученическая смерть – это особая и высшая форма героизма" (интервью с председателем Исламского комитета России Гейдаром Джемалем)

Prague Watchdog: Иcпользование живых бомб на Северном Кавказе становится все более распространенной практикой. Амир Докка Умаров уже заявил, что намерен использовать это оружие и впредь, как в cеверокавказском регионе, так и за его пределами. Насколько, на Ваш взгляд, смертничество может быть соотнесено с основами исламской веры?

Гейдар Джемаль: Для мусульман в этом не должно быть ничего странного или экзотического. В практике воюющих стран, особенно таких, как Япония или Россия, подобная технология применялась достаточно часто. Стоить вспомнить Гастелло или камикадзе. Это форма оружия демонстрирует врагу презрение к смерти, которое само по себе потенциально способно преодолеть неравенство в технике, оснащении, ресурсах и т.д. И это оружие, которое должно эффективно внушать ужас и неуверенность противнику, что оно, собственно говоря, и делает. Если вспомнить эпопею камикадзе в Тихом океане в самом конце тихоокеанской кампании, то японцы не столько нанесли тяжелые материальные потери американскому флоту, сколько поколебали решимость американцев какой-то момент вообще продолжать осаду японских островов. Был вообще поставлена под вопрос целесообразность высадки, и, в частности, именно это подтолкнуло Америку к применению атомной бомбы.

Смертничество достигает высокого морального эффекта. Поэтому, такое оружие применялось во все времена, жертва собой практиковалась во всех войнах и, как правило, тот, кто обладал способностью идти в борьбе до конца, тот либо выигрывал, либо, по меньшей мере, сохранял собственную идентичность. Такого рода самопожертвование, если говорить о монотеистической авраамической традиции, существовало и у еврейского народа. Достаточно вспомнить Масаду, вспомнить борьбу зелотов против римских оккупантов, да и вообще весь период защиты Иудеи от языческого окружения.

Шахидизм находится вполне в русле авраамических представлений о доблести. Кроме того, ислам делает особый акцент на том, что самопожертвование и смерть-свидетельствование, мученическая смерть – это особая и высшая форма героизма, которая делает человека избранным. Он не подлежит уже мукам и ужасам страшного Суда, последнего Суда, потому что он, будучи шахидом, т.е. свидетелем через мученическую смерть является живым непосредственно. В Коране так и говорится: " Павших на пути Аллаха не считайте мертвыми, они живы, они у Аллаха! Они у Господа своего получили добрый удел! ".

Поэтому шахадат такого типа, связанный с прямым самопожертвованием, принципиально не отличается от шахадата, который обретается воином в бою без сознательного самопожертвования, просто в ходе боя. Улемы, исламские ученые разных стран, собираясь не раз на большие конференции по этому поводу (я участвовал в такой в 2002 году в Бейруте), пришли к выводу и вынесли фетву, что самопожертвование в противостоянии с противником, который беспощаден, которого нельзя остановить, который идет как бы для того, чтобы уничтожить мусульман, ислам и т.д., что такое самопожертвование не является самоубийством. Оно является нормальной мученической смертью в освидетельствование для того, чтобы остановить беспощадного врага. Здесь нет никаких расхождений с основами веры.

PW: Есть ли разница, на Ваш взгляд, в формах шахидизма, практикуемых в Палестине и на Кавказе?

Г. Д.: Я не вижу никакой принципиальной разницы. Просто палестинцы не обладают никаким военно-техническим ресурсом в противостоянии Израилю, поэтому для них это безвариантная форма ответа. Говорить о ракетах "Кассам" просто несерьезно - это такие самоделки, которые мало чем отличаются от слегка модернизированной рогатки. Поэтому единственно возможный способ сопротивления, который можно избрать в этих условиях, именно таков. К 1945 году, когда японцы применили этот метод, их военно-технический потенциал благодаря американским бомбежкам был равен нулю, т.е. у них были, можно сказать, пустые руки на тот момент. Единственное, что им оставалось, это добраться в один конец до цели на самолете, заправленном ровно настолько, чтобы хватило долететь до американского боевого корабля. Палестинцы поставлены в очень жесткие условия.

Что касается Кавказа, я думаю, что таких крайних проблем с адекватным вооруженным ответом у кавказского вооруженного сопротивления нет. Но, здесь важен принципиальный вопрос. Как я уже говорил, сообщество исламских ученых из практически всех стран исламского мира (шиитские и суннитские улемы не различались в этом вопросе), неоднократно выносило фетву о том, что смертничество является нормальной формой вооруженной борьбы, высшей предельной формой героического самопожертвования. И эта форма самопожертвования сегодня проявляется на Кавказе, который вообще славен воинскими добродетелями, презрением к смерти и так далее.

Самоподрывы не являются частью традиции кавказских народов, вайнахов, в частности. На Кавказе нет обычая пойти и безвариантно, демонстративно погибнуть, т.е. выступить в смертельно опасный, почти стопроцентно гарантирующий гибель, поход не с тем, чтобы нанести поражение и уйти живым (набег, молодечество), а вот именно демонстративно погибнуть, уничтожая своей смертью врага. Поэтому именно такая форма шахидизма, условно говоря, палестинского на Кавказе приживалась долго и через сопротивление. Люди не боятся смерти, но им не нравится форма, в которой эта смерть принимается т.е. безвариантность и смерть во имя демонстрации самой смерти. При этом, момент манифестации важнее ущерба, причиненных врагу. Потому, что может быть в итоге акции самопожертвования получат ранения всего несколько человек противника. Главной является именно демонстрация героического жеста. Это уже свидетельствование в буквальном смысле. Но вопреки идеосинкрозиям, которые бытуют на Кавказе, новая ментальность начинает утверждаться.

PW: Заявив о намерении избегать жертв среди гражданского населения во время нападений шахидов, Докка Умаров специально оговорился, что не признает за российскими гражданами права считаться гражданским населением. Они платят налоги, поддерживают правительство и армию, которые ведут войну на Северном Кавказе, а, соответственно, несут ответственность за действия своих правителей и могут считаться дозволенными целями.

Г. Д.: Здесь нет ничего, что выходило бы за рамки современных методов ведения войны, когда нет фронта и тыла. Американская авиация бомбила всю Германию вдоль и поперек, не различая военные и гражданские объекты, аналогичным образом она вела себя во Вьетнаме и Ираке. Т.е. это современный подход к войне, когда весь субъект истории, весь субъект политики вовлечен в боевые действия и несет ответственность за свое участие в войне, независимо от того, сколько лет составной части этого субъекта и какого она пола .

Иллюстрация взята с сайта mediashare.com.ua.

(P)

  ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
 · 
 · 



ФОРУМ





ПОИСК
  

[расширенный]

 © 2000-2024 Prague Watchdog. При полном или частичном использовании материалов ссылка на Prague Watchdog обязательна (в интернете - гиперссылка). См. Републикация.
Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции сайта Prague Watchdog,
стремящейся показать широкий спектр взглядов на события на Северном Кавказе.
Реклама