Джон Уинтроп. Образ христианского милосердия

ОБРАЗ ХРИСТИАНСКОГО МИЛОСЕРДИЯ
Джон Уинтроп (1630)
http://winthropsociety.com/doc_charity.php

Предварительная версия перевода

Всемогущий Бог в Своем самом святом и мудром провидении установил на все времена такое состояние человечества, при котором некоторые должны быть богатыми, некоторые бедными, некоторые - высокопоставленными и известными силой и достоинством, другие - малыми и скромными. В чем причины этого установления?
Причина 1. Оно соответствует остальному Его миру, ибо Он благоволил явить славу Своей мудрости в многообразии и различии всех тварей, и славу Своего могущества в установленном Им порядке, ибо все эти различия установлены для сохранения и блага творения и славы величия и могущества Его порядка. Если слава князей и государей - во множестве слуг, то Великий Царь должен иметь неисчислимое количество служащих Ему, и Он считает для Себя большей радостью раздавать Свои дары через людей, нежели Он делал бы это непосредственно Своей рукой.
Причина 2. Далее, это может быть для Него поводом явить работу Своего Духа, во-первых, умеряя силу нечестивых и сдерживая их, так, что богатые и могущественные не должны пожирать бедных, а бедные и презираемые - подниматься против них, чтобы сбросить их ярмо; во-вторых, в возрождении и осуществлении Его благодати, которая приносит могущественным и сильным людям любовь, милосердие, кротость, воздержание, а слабым и презираемым - веру, терпение, послушание и т.д.
Причина 3. В-третьих, в силу этого каждый человек может иметь необходимость в других, и поэтому все люди могут быть связаны вместе узами братской любви. Отсюда становится очевидным, что никто не может стать более почетным, чем другие люди, или богаче их, сам по себе и ради себя, но лишь для славы Творца своего и общего блага людей и всех тварей. Таким образом, Бог по-прежнему сохраняет за Собой собственность на эти дары, ибо Он говорит, что все богатство, все золото и серебро принадлежит Ему (Иез.16.17), и служение Ему нашим имуществом  Он принимает как должное: "чти Господа от богатства своего" (Притч.3.9).
Все люди, таким образом, промыслом Божиим разделены на богатых и бедных, причем под первыми должны пониматься все, кто имеет  возможность комфортно жить на собственные средства, надлежащим образом используемые; все другие бедны, чем бы они ни занимались.
Есть два правила, по которым мы должны обращаться друг с другом: справедливость и милосердие. Они всегда отличаются в их применении и предметах, но, возможно, они оба сходятся в одну и ту же точку в каждом отношении, когда у богатого человека появляется повод к тому, чтобы сотворить милость в какой-нибудь внезапной опасности или бедствии, а также проявить справедливость к бедному в отношении некоторых конкретных дел.
Есть также двойственный закон, которым мы руководствуемся в нашем отношении к другим людям, то есть закон природы и закон благодати, или же нравственный закон, и закон Евангелия, - чтобы избежать суда Божия и человеческого, который руководствуется этими законами. Первый из этих законов, нравственный закон природы, включает в себя заповедь любить ближнего своего, как самого себя. На этом основании стоят все заповеди морального закона, которые касаются наших взаимоотношений с людьми. Чтобы они использовались для дел милосердия, этот закон требует двух вещей. Во-первых, каждый человек обязан помогать другому, если тот находится в стесненном или бедственном положении. Во-вторых, он должен исполнять это с той же любовью, с которой он относится к собственному благу, по словам нашего Спасителя: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мтф.7.12). Это сделали Авраам и Лот, оказав гостеприимство ангелам, и старик из Гивы.
Закон благодати или Евангелия имеет некоторые отличия от закона природы в следующих отношениях. Во-первых, закон природы был дан человеку в состоянии невинности, тогда как Евангелие дается ему в состоянии возрожденном. Во-вторых, если первый касается просто отношений одного человека к другому, то второй касается человека уже не как плоти, а как образа Божия, людей как братьев во Христе, имеющих общение в одном Духе, что учит нас проводить разницу между христианами и другими людьми, ибо мы призваны делать добро всем, но прежде всего верным.  На этом основании израильтяне должны были проводить разницу между братьями, соотечественниками, и чужими, хотя бы и не хананеями.
В-третьих, закон природы не давал никаких правил обращения с врагами, ибо в состоянии невинности все были друзьями; но евангельская заповедь говорит о любви к врагам. "Если враг твой голоден, накорми его". "Любите врагов ваших... благотворите ненавидящим вас" (Мф. 5.44). Этот закон Евангелия также предполагает разницу во временах и случаях жизни. Есть время, когда христианин должен продать все и раздать нищим, как это делали Апостолы.  Есть также время, когда христиане (хотя они дают еще не все) должны уделять по своим способностям, как в Македонии (2 Кор.8). Аналогичным образом опасное состояние требует необычайной щедрости, как и некоторых особых служений для Церкви.
Наконец, когда нет других средств, с помощью которых наш брат-христианин может быть освобожден в его бедственном положении, мы должны помочь ему всеми нашими силами, а не искушать Бога в том, чтобы предложить для этого чудесные или чрезвычайные средства. Этот долг милосердия осуществляется путем милостыни, займа и прощения долгов.
Вопрос. Что должен человек считать здесь мерой?
Ответ. Если время и обстоятельства будут обычными, мера заключается в том, долг был возвращен вовремя. Подождите некоторое время, и Бог может благословить. Если время и обстоятельства очень необычны, этого ждать не следует; сопоставим сказанное вместе и поймем, человек не может скорее всего, делать слишком много, особенно, если он должен предоставить своей семье средства для комфортабельного проживания.
Возражение. Человек должен собирать для будущих поколений; отцы собирают для детей и потомков, и кто о домашних не печется, тот хуже неверного.
Ответ. Во-первых, понятно, что это сказано для сравнения; это означает обычных отцов, и не распространяется на исключительное время и положение дел. В другом месте Апостол говорит против тех, кто, без всякого сомнения, хуже неверующих, если благодаря своей собственной лени и сладострастию пренебрегают обеспечением для своих семей.
Возражение. "У мудрого глаза в голове его, - говорит Соломон, - он предвидит бедствия", и поэтому он должен предусмотреть на то время, когда будет нуждаться, и собрать все, что сможет собрать.
Ответ. Этот аргумент Соломон приводит, чтобы склонить к щедрости. "Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его" (Еккл.11.10). "Приобретайте себе друзей богатством неправедным" (Лк.16.9). Вы спросите, как это должно быть? То, что мы даем бедным, мы даем взаймы Господу, и Он воздаст ему даже в этой жизни, во сто крат и больше;  и наше потомство сможет наслаждаться Его благословениями; и, кроме того, мы знаем, какую пользу это принесет нам в день суда, когда против нас будет стоять множество свидетелей, знающих, как мы распорядились нашими дарами. И я хотел бы знать, кто из тех, кто тратит здесь множество времени, всерьез понимает, что сказано: "не собирайте себе сокровищ на земле и т.д" (Мтф. 6.19). Если они признают это, то в какой степени позволяют? Если это было сказано только для того времени, давайте рассмотрим причины, на основании которых наш Спаситель это сказал. Во-первых, все сокровища истребляют моль, ржа и воры; во-вторых, богатства крадут наше сердце: "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".
Эти причины имеют силу во все времена. Поэтому наши правила в отношении любви и привязанности к богатству и в отношении самих вещей должны быть общими и вечными, в том числе те, что касаются служения в Церкви или особенных бедствий наших братьев, которые должны склонить нас к щедрости.  В противном случае будет не только законным, но и необходимым сделать так, как Иосиф, чтобы быть готовыми в таких случаях, когда Господь, распорядителями Которого мы являемся, призывает нас. Христос дает нам пример, когда Он послал Своих учеников за осленком, с просьбой объяснить владельцу такового: он нужен Господу. Поэтому, когда Скиния была быть построена, Он посылает Своих людей, чтобы собрать для нее серебро и золото, и не дает других объяснений. кроме того, что это нужно для Его дела. Когда Елисей пришел к вдове в Сарепте и нашел ее зарабатывающей гроши для себя и детей, он тем не менее добился, чтобы она обеспечила его, поставив на первое место Богу и дав Ему прежде, чем она могла служить своей семье. Все эти события учат нас, что Господь смотрит, что, когда Он благоволит призвать нас к любому делу, то, в наших собственных интересах, прежде всего мы должны остановиться и подумать, что мы должны сделать для Него. В отношении же других людей нам следует знать следующее: "А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?" (1 Иоан.3.17). Тогда мы придем к выводу: если наш брат в нужде и мы можем ему помочь, то как мы можем любить Бога и не сделать этого? Если вы любите Бога, вы должны помочь ему.
Вопрос. Какие правила мы должны соблюдать в кредитовании?
Ответ. Вы должны наблюдать за тем, есть ли у брата реальные или возможные средства оплатить кредит, и если таковых нет, вы должны одолжить по нужде, а потом добиваться возвращения по возможности. Если он в состоянии заплатить, вы можете смотреть на кредит не как на акт милосердия, но как на торговое дело, в котором все мы должны соблюдать правила справедливости; но если его возможность вернуть кредит лишь вероятна, то брат является предметом только милости, и вы должны одолжить ему, даже если есть риск, что потеряете. "Если кто-либо из братьев твоих быть обеднеет... ты дай ему достаточно" (Втор.15.7-8). Люди не должны слагать с себя эту обязанность из-за ее опасности, ибо Бог говорит им, что хотя бы приближался юбилейный год (когда должнику прощается долг, если он был не в состоянии погасить его раньше), нуждающимся следует дать с радостью. И поскольку некоторые могут возразить: почему я должен обделять себя и свою семью  - наш Спаситель говорит: " От хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мтф.5.42).
Вопрос. Какие правила мы должны соблюдать в прощении долга?
Ответ. Одалживаем ли мы путем торговли или в милости, если должнику нечем заплатить нам, то, кроме ситуации  поручительства или законного залога с нашей стороны, мы должны знать, что каждый седьмой год, кредитор должен был простить одолженное своему брату, если он беден, как сказано: "Разве только не будет у тебя нищего" (Втор.15.4). Во всех этих и подобных случаях, Христос дает общее правило: "Как хотите, чтобы с вами потупали люди, так поступайте и вы с ними" (Мтф.7.12).
Вопрос. Какие правила мы должны соблюдать и чем руководствоваться в случае опасности для сообщества?
Ответ. Такие же, как мы сказали, но более расширенные по отношению к другим и менее принимающие во внимание нас самих и наши собственные права. Поэтому в изначальной Церкви люди приносили в общину все, что имели, и делали общим, так что никто уже не мог сказать, что ему принадлежало. Также при возвращении из плена, поскольку работа по восстановлению Церкви была очень велика и опасность врагов была общей для всех, Неемия руководил евреями, опираясь на их щедрость и готовность исполнять свой долг перед братьями, и он имел право призывать к обильным усилиям и жертвам и распоряжаться плодами  сборов, которые он, возможно, потребовал от них. Так поступали некоторые наши предки во времена гонений в Англии, так же как и многие верующие из других церквей, о которых мы храним почетную память. Следует отметить, что в Писании и в истории Церкви есть множество примеров щедрости к бедным святым, тем более в особых случаях, и Бог оставил нам такие примеры, высоко ценимые потомками, как Закхей, Корнилий, епископ Хупер, Катлер Брюссельский и многие другие. Отметим  еще раз, что Писание обычно не дает нам здесь прямых указаний, чтобы люди свободно и радостно исполняли закон согласно завету обетования. Например: "Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя... И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают" (Ис.58.6-9, 11). Напротив, самые тяжкие проклятия обращены на немилосердных. "Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми" (Суд. 5.23). Тот, кто закрывает уши слышать вопль бедных, когда  он возопиет, не будет услышан. "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный... Я был голоден, и вы не накормили Меня" (Мтф.25). "Кто сеет скупо, скупо и пожнет".
Изложенная для нас практика милости согласно закону Божию будет полезна для того, чтобы раскрыть основание и других заповедей - любовь, из которой вытекают все дела милосердия. Апостол говорит нам, что эта любовь - исполнение закона, а не что достаточно просто любить брата своего; и ее превосходство таково, что оно все ее проявления связаны друг с другом, как душа с телом, и власть, которую она имеет над всеми нашими способностями во внешнем исполнении наших обязанностей, соответствует четкости часового механизма и его связи с боем часов, которые безусловно производят нужный звук вовремя.  Поэтому дела милосердия - лучший способ привлечь людей иначе, чем силой аргументов о доброте или необходимости какого-либо дела, ибо хотя разум может дать некоторые побуждения к делам милосердия, как часто бывает на опыте, но он не может выработать в душе тех привычек, которые во всех случаях жизни примут его призывы, чтобы они могли произвести определенный результат; но только такая привязанность может сформировать в сердце любовь, которая будет приносить результаиы так же легко, как разум делает выводы.
Определение, которое Писание дает любви, таково: любовь есть совокупность совершенства. Во-первых, это обязательство или связь; во-вторых, это то, что делает всякое дело идеальным. Нет тела, которое не состояло бы из частей, и то, что связывает эти части вместе, придает телу его совершенство, потому что это делает каждую часть его так пригнанной к другим, чтобы они могли взаимно участвовать в их силе и немощи, удовольствии и боли. К примеру, в самом совершенном из всех тел Христос и Его Церковь составляют одно тело. Все части этого тела до того, как они стали едины, должны были рассматриваться как непропорциональные и никак не упорядоченные, имея так много противоположных качеств и элементов, но когда приходит Христос, и посредством Своего Духа и любви соединяет все эти части с Собой и друг с другом, они образуют самое совершенное и пропорциональное тело в мире. Во Христе "все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф.4.15-16), и, обретая совершенство деталей, образует славное тело без пятна и порока, соединенное вместе Христом и Его любовью, ибо Христос есть Любовь (1 Иоан.4.8). Так что это определение верно. Любовь есть совокупность совершенства.
Отсюда мы можем сделать следующие выводы.
Во-первых, истинные христиане - это одно тело во Христе. Они Тело Христово, а порознь члены (1 Кор.12). Все части этого тела, таким образом, объединены и взаимосвязаны через особые отношения, благодаря которым они вкушают силы и немощи друг друга, имеют одну радость и печаль, счастье и горе. Страдает ли один член, с ним страдают все; если кто в чести, все радуются этому (ср. 1 Кор.12.26)
Во-вторых, связи этого тела, которые связывают его воедино, есть любовь.
В-третьих, тело не может быть совершенным без этих связей.
В-четвертых, все части этого тела объединены таким образом, чтобы непрестанно поддерживать те особые отношения, которые они имеют между собой.
В-пятых, эта чувствительность и сострадание друг к другу обязательно проявятся в каждом члене как желание и усилия, укреплять, защищать, сохранять и утешать других. Мы так настаиваем на этом выводе потому, что оно есть результат всех предыдущих, и это дает нам правило и образец.  "Мы должны полагать души свои за братьев" (1 Иоан.3.16 KJV). "Носите бремена друг друга, и так исполните закон Христов" (Гал.6.2).
В этом образце мы имеем, во-первых, нашего Спасителя, Который, по Своей доброй воле, в послушании Отцу, став частью этого тела, и соединив Себя с ним узами любви, обрел столь близкое и родное чувство наших немощей и скорбей, что Он добровольно отдал Себя на смерть, чтобы облегчить немощи Своего тела и исцелить его печали. И в этом же сострадании Апостолы и многие тысячи святых смогли отдать свои жизни за Христа. Также мы видим это сострадание членов тела друг к другу в Рим.9, где Павел был бы рад быть отлученным от Христа, чтобы евреи не могли быть отрезаны от тела. Это показывает, как нежен он был с каждым членом такового. Кто слаб (говорит он) , и я не изнемогал? Кто был обижен, и я не воспламенялся?" (2 Кор.11.29 KJV). "Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его" (2 Кор.7.13). О Епафродите он говорит, что не постыдился бы послужить ему собственной жизнью. Фива и другие названы служителями Церкви; очевидно, что они служили не за жалованье, или по принуждению, а из любви. И во все века истории Церкви мы находим то сладкое сочувствие, которое есть у членов этого Тела по отношению друг к другу, их радость в служении и страданиях вместе, то, как свободно и без ропота и упрека они принимали все страдания, и все это потому, что они имели горячую любовь друг к другу, что только и делало для них практику милости постоянной и легкой.
Обратим теперь внимание на то, как мы должны воспринимать эту любовь. Адам в своем изначальном состоянии был идеальным образцом для всех поколений, и его привычки должны были стать совершенными в любви. И если Адам имел от Творца способность любить ближнего, это не значит,  что каждый человек рождается с этим принципом в своей любви и искании самого себя, или, таким образом, отчасти пребывает в этой любви до того, как Христос приходит и овладевает душой, и научает ее любви к Богу и к ближнему. Эта любовь получает постоянную подпитку от Христа, как нашего Главы, в Котором мы укореняемся, и в единстве с Ним это чувство  становится преобладающим в душе, так что мало-помалу вытесняет все прежнее. Любовь от Бога и всякий любящий рожден от Бога (1 Иоан.4.7), так что эта любовь -  это плод нового рождения, и никто не может ее иметь, кроме как новая тварь. Это качество возникает в душах людей через работу Духа, Который дует на них, как на сухие кости, так что кость сходится с костью (Иез.37.7).  Он собирает воедино разбросанные кости ветхого Адама, и вяжет их в одно тело во Христе, когда человек снова становится живой душой.
Третий момент - это тот, что касается осуществления этой любви, которая является двоякой - внешней и внутренней. О внешней ее стороне мы сказали в самом начале этого рассуждения. Разворачивая же другую сторону, мы должны исходить из той философской максимы, что "крайности сходятся", и это касается всех вещей противоположной или различной природы. Ибо основание любви есть усмотрение какого-то сходства между нами и тем, что любимо, и именно это влияет на нас. Это является причиной, почему Господь любит тварь, которая сотворена по Его образу, и Он любит Своих избранных, потому что они уподоблены Ему Самому, и Он видит их в Своем возлюбленном Сыне.
Так мать любит свое дитя, потому что она ясно видит в нем некое подобие самой себя. Таким же образом это имеет место  между членами Христа, ибо каждый, в результате работы Духа, видит Его образ и подобие в другом, и, следовательно, не может не любить его, как он любит самого себя. Теперь душа имеет склонность к общению, ибо находит в другом это подобие самой себя, как Адам, когда Ева была приведена к нему, почувствовал свое единство с ней: это плоть от плоти моей, говорит он, и кость от кости моей. Таким образом, душа постигает большую радость, поэтому она желает близости и знакомства с другим. Она имеет великую склонность делать ему добро, и обретает такую близость к нему, что опасается потерять своего Возлюбленного, Которого видит в глубине братского сердца. Нет такого добра, которого она не захочет ему дать. Если что-то исключит ее из общества, она-по-прежнему будет смотреть туда, где она оставила своего Возлюбленного. Если бы она услышала Его стон, она была бы с Ним тогда. Если она найдет Его грустным и печальным, она вздыхает и стонет с Ним. Нет у нее такой радости, как увидеть своего Любимого радостным и процветающим. Если она видит Его обиженным, она не может выносить Его страданий. Она не устанавливает никаких границ своей привязанности, и не имеет никаких мыслей о награде. Ей достаточно награды, которую она имеет в своей любви к Нему.
Мы можем увидеть, как это действовало на жизнь Ионафана и Давида. Ионафан - доблестный муж, наделенный духом любви, как только он обнаружил тот же дух в Давиде, его сердце тотчас же прилепилось к нему, так что он сказал, что любил его, как свою душу. Какую радость доставляла ему радость друга? Царство не было так дорого ему, и Давид откликался всем своим сердцем. У него не было большего желания, чем сделать лучше тому, кто был ему так дорог. Он хотел беседовать с ним в пустыне, даже с опасностью для собственной жизни, а не с множеством придворных в отцовском дворце. Когда он видел, что другу что-то угрожает, он не чувствовал ни боли, ни опасности, стремяся помочь ему, Давид не мог вынести его ран, хотя бы нанесенных отцом его. И когда они должны расстаться на время только, они думали, что их сердца разбиты, и не скрывали слез. Иные  примеры могут быть приведены, чтобы показать природу этой любви, как Руфь и Ноеминь, и многие другие; но эта истина не будет поколеблена.  Если нам возразят, что невозможно, чтобы любовь была оставлена без надежды воздаяния, это правда, но это не наше дело, ибо эта любовь всегда обретает награду. Она никогда не дает ее, но всегда получает с достоинством.
Теперь прежде всего скажем, что среди членов одного и того же тела любовь и привязанность являются взаимными в самом равном и сладком соотношении.
Во-вторых, любовь несет с собой, как мы видели, удовольствие и обеспечение всех членов в  естественном теле. Через наши уста пища поступает ко всем членам тела, и ни один из таковых не может жаловаться на них. Кроме того, удовольствие, получаемое нами от вкуса, много больше боли, которая возможна при пищеварении. Таков же и труд любви среди христиан: тот, кто посеет любовь, пожнет ее снова, ибо, как было показано раньше, наша душа жаждет большего, чем все богатства в мире.
В-третьих, ничто не дает нам больше удовольствия, чем возможность для души найти то, что она горячо любит, ибо любить и быть любимой для души значит уже иметь начало рая на небесах. В браке есть много поводов вкусить неприятности нашего пути, но также все знают, какова сладость этого состояния, наиболее пригодного  для осуществления взаимной любви.
Из этого соображения возникают следующие выводы.
Во-первых, эта любовь среди христиан есть нечто реальное, а не мнимое
Во-вторых, эта любовь так же абсолютно необходима для существования Тела Христова, как жилы и другие связки физического тела для его жизни.
В-третьих, эта любовь является Божественной, она духовной природы, и как таковая является свободной, деятельной, сильной, смелой и постоянной, и соответствует Тому, от Кого она исходит, и Его благодати, и потому приближает нас к добродетелям Отца нашего Небесного.
В-четвертых, она покоится в любви и благе нашего Возлюбленного. Определенное знание природы, свойств и превосходства этой благодати Дух Святой сообщает нам в 1 Кор.13, и мы знаем, что для обретения подлинного и полного удовлетворения, которое так необходимо для каждого истинного члена этого прекрасного тела Господа Иисуса, святые должны работать над своими сердцами в молитве, размышлении и постоянных упражнениях, чтобы  иметь по крайней мере, особое влияние этой благодати, пока Христос не будет сформирован в них и они в Нем, и они соединятся с Ним в этой любви.
Теперь нам следует сделать некоторые применения этого рассуждения к случаю, который дал нам повод написать обо всем этом. Здесь есть четыре вещи, на которые следует обратить внимание: это люди, их дело, их цель и их средства.
Во-первых, что касается людей. Если мы исповедуем себя членами Христа, то мы, хотя бы были удалены друг от друга на много миль и обладали разным положением и занятиями, тем не менее мы связаны узами взаимной любви и можем жить в ее применении, имея все утешение во Христе. Это был известно в практике всех христиан в прежние времена, как свидетельствует о вальденсах один из их противников Эней Сильвиус: "mutuo ament pene antequam norunt" - они любят всех своей веры, даже тех, кого никогда не знали.
Во-вторых, у нас в руках есть дело. По взаимному согласию и особой работе Провидения мы можем не только быть Церковью Христовой, но у нас есть возможность совместного проживания в должной форме правления как гражданского, так и церковного. В таких случаях, как этот, наше служение должно касаться всех частных отношений, и не только совести, но и вопросов гражданской политики, которые будут касаться нас. Для нас истинное правило таково, что никакое особое состояние не может существовать при разорении общества.
В-третьих, наша цель состоит в том, чтобы улучшить нашу жизнь, сделать больше для того, чтобы служить Господу, обрести утешение и рост тела Христа, в котором мы состоим, чтобы мы сами и наше потомство было лучше избавлено от общих пороков этого злого мира, чтобы служить Господу и совершать наше спасение в силе и чистоте Его святых таинств.
В-четвертых, поймем средства, при помощи которых все это должно быть осуществлено. Они двояки в соответствии с нашим делом и его целями. Это дело является особенным, поэтому мы не должны удовлетворяться обычными средствами. Все, что мы сделали или должны были сделать, когда мы жили в Англии, то же мы должны сделать, и еще больше, там, куда мы идем. То, что большинство людей в Церкви хранит только как истину своего исповедания, мы должны сделать постоянной практикой; исполняя долг любви мы должны любить друг друга от чистого сердца, горячо и без притворства, носить бремена друг друга и заботиться не только о себе и о своем, но и о наших братьях.
 Не должны ли мы думать, что Господь не будет терпеть такие недостатки в наших руках, если Он обитает среди нас?
Во-первых, в связи с более близкими узами брака между Ним и нами, где Он взял нас, чтобы мы были Его достоянием, и даровать нам Свою любовь и послушание? Поэтому Он говорит народу Израиля: только вас признал Я из всех племен земли, потому Я буду наказывать вас за ваши грехи.
Во-вторых, потому, что Господь свят и требует святости от приходящих к Нему. Мы знаем, что многие, чтобы служить Господу, строят свои алтари вместо Его служения и приносят чуждый огонь и жертвы; но если не было огня с небес, или другого внезапного суда над ними, как над Надавом и Авиудом, мы еще не должны думать, что с нашей стороны   не грех поступать дерзко.
В-третьих, если Бог дает особое поручение, Он смотрит на то, чтобы оно строго соблюдалось во всех отношениях. Когда Он дал Саулу поручение уничтожить Амалека, царь отступил от него в некоторых отношениях и потому по крайней мере во многом потерпел неудачу, и потерял царство, которое было бы его наградой, если бы он исполнил поручение до конца.
Вот, таким образом, призвание, которое стоит между Богом и нами. Мы вступили в завет с Ним, чтобы исполнять Его работу. Мы приняли поручение. Господь дал нам уйти, чтобы создать наше поселение. Мы утвердили это предприятие и его цели. Мы испросили Его милости и благословения. Теперь, если Господу угодно будет выслушать нас и привести нас в мир, которого мы хотим, то пусть Он вспомнит, что Он заключил этот завет и скрепил печатью наше поручение, содержащиеся в нем, но если мы будем пренебрегать соблюдением того, что повелевается нам, отпадем от Бога и бросимся в объятия мира сего, и будем следовать нашим плотским побуждениям и искать своего для себя и наших потомков, Господь, несомненно, изольет Свой гнев и отомстит за Свой народ, и мы дорого заплатим за нарушение Его завета.
И единственный способ избежать этого кораблекрушения, и обеспечить жизнь для наших потомков - это следовать совету Михея, поступать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом нашим.
Все мы должны быть спаяны, как один человек, должны по-братски относиться друг к другу, должны охотно отказываться от наших излишков, дабы обеспечить нужды других, мы все, как один, должны всею мягкостью, кротостью, добротою и терпимостью поддерживать наш союз, наслаждаясь обществом друг друга, совместно радуясь чужим удачам, вместе горюя, трудясь и страдая, мысленным взором всегда представляя перед собою нашу задачу и цели нашего общества, неотделимой частью которого мы все являемся.
 И ежели мы подобным образом сохраним единство духа в узах мира, Господь станет нашим Господом и с радостью поселится среди нас как среди избранного его народа и благословит все наши начинания. И с тем, чтобы мы увидели доброту его мудрости, силы и правды во всем их блеске, еще незнакомом нам, и чтобы мы обнаружили, что Господь среди нас, десять наших воинов однажды смогут противостоять тысяче врагов, когда Он изберет нас для хвалы и славы. И люди последующих поколений скажут: «Се в Новой Англии сотворено волей Божьей».
Потому должны мы иметь в виду, что будем подобно городу на Холме, взоры всех народов будут устремлены на нас.   И если мы обманем ожидания нашего Господа в деле, за которое взялись, и заставим его отказать нам в помощи, которую Он оказывает нам ныне, мы станем притчей во языцех по всему миру, отверзнув уста врагов, хулящих пути Господа и его поборников. Мы омрачим лики многих достойных слуг Бога и превратим их молитвы за нас в проклятия, которые будут преследовать нас до тех пор, пока не исчезнем мы с лица той доброй земли, в которую направляемся.
И завершим эту беседу призывом Моисея, верного слуги Господа, в его последнем обращении к Израилю во Втор. 30: "Вот, я предложил вам жизнь и добро, смерть и зло". Нам повелевается и сегодня любить Господа, Бога нашего, и любить друг друга, ходить путями Его и исполнять Заповеди Его, постановления Его и законы Его, и заключенный Им с нами завет, чтобы мы были живы и размножились, и чтобы Господь, Бог наш, мог благословить нас на земле, в которую мы идем, чтобы овладеть ею. Но если наши сердца отвернутся от Него и мы не будем Ему повиноваться, но мы поддадимся соблазнам и станем поклоняться иным богам, нашим удовольствиям и пользе, и будем служить им - Он осудит нас в тот день, и мы погибнем на той доброй земле, в  которую мы идем через это безбрежное море, чтоб овладеть ею. Поэтому давайте выберем жизнь, что мы и наше семя могли жить, слушая гласа Его и прилепляясь к Нему, ибо только Он - жизнь и процветание наше.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии