Человек Vs Гражданин
Еще только начиная писать эти строчки, я уже морально готовлю себя к тому, как неоднозначно может быть встречено аудиторией то, что я собираюсь ниже изложить. Тем не менее, я чувствую внутреннюю необходимость поднять этот вопрос именно сейчас, когда наша страна переживает сложные, во многом определяющие ее дальнейший исторический путь времена.
Для текущего момента, как для любого периода истории,
сопряженного с глобальными переменами, характерна поляризация общественного
мнения по принципу «свой – чужой». Между тем, все мы остаемся гражданами одной
страны, знакомыми, друзьями, родственниками. И иногда эти, казалось, крепкие
связи, дают трещину из за разногласий во взглядах. Как так получилось, что мы,
уже в новой России, где нет ГУЛАГа и партийного контроля, упорно продолжаем
искать «врагов народа» среди своих соплеменников?
Одним из принципов советской власти на ранних этапах ее становления был принцип
борьбы с контрреволюцией. При кардинальной смене одного государственного режима
другим, неизбежно появление оппозиции, зачастую имеющей средства и возможности
для борьбы против новой власти, что в условиях становления последней и достаточно
шатком ее положении может вылиться в ее кризис и гибель. Этот принцип, правда,
в несколько ином виде, просуществовал на протяжении практически всей истории
СССР. Новые поколения «партийцев», воспитанные большевиками, были чистой воды
политическим продуктом. Это были люди, в сознании которых партия и идеология
стояли выше общечеловеческих ценностей. Новые и новые поколения «Павликов
Морозовых» подавляли коллективным воздействием любые зачатки инакомыслия в их
среде, составляли доносы на «неблагонадежных» и искренне готовы были презирать
любого, кто видел мир не через призму коммунистического учения. Тут надо внести
ясность: я говорю не о действительных
врагах – агентах зарубежных разведок, провокаторов и т.д. – а об обыкновенных
людях, просто придерживающихся противоположных взглядов. Постепенно с
ослабеванием режима, это явление сходило на нет, хотя партийный контроль за
жизнь граждан все же сохранялся. Но что никуда не исчезло, так это черно-белая
ментальность homosoveticus,
который хоть и не писал как раньше тайные доносы в НКВД на соседа, но продолжал
упорно отвергать и ненавидеть все то, что считал непонятным и неприемлемым для
его системы ценностей. Одна только борьба с модой на длинные волосы и яркой
одеждой чего стоила. Нужно было быть «как все», что подавляло индивидуальность людей и их тягу к
самовыражению.
Потом Советский союз распался. Хорошо это или плохо, до сих пор спорят ученые умы нашей страны, я же воздержусь от оценок этого события. Важно то, что вчерашние советские граждане оказались в совершенно новой России, в которую они потащили за собой свою советскую ментальность. Глупо ждать, что роза вырастет на песчаном бархане, и так же глупо было ждать, что население правильно воспримет ту свободу для выражения позиции, которую принесло новое государство. И на этой старой закваске продолжают расти новые поколения теперь уже россиян, украинцев, белорусов и т.д. На всем пространстве бывшего СССР по прежнему модно ненавидеть все чуждое. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно выйти в интернет и почитать различные политические странички и паблики. Все та же полярность, все те же «свои» и «чужие». Автора этих строк в свое время пожизненно забанили на одном либеральном ресурсе (хотя, можно ли его после таких действий считать либеральным?) з а критический отзыв о группе PussyRiot– мол, ничего созидательного и полезного их демарш не несет, и искать в обычном хулиганстве какую то политическую подоплеку и скрытый смысл просто глупо. В ответ тут же посыпались оскорбления, пожелания пойти помолиться на Кремль и, как итог, блокировка. Так автора этих строк либеральная общественность безапелляционно отправила в стан «ватников». Ну ладно, к ватникам – так к ватникам, решил Ваш покорный слуга и отправился на патриотический паблик. И, что самое интересное, дело кончилось тем же самым – блокировкой. Оказывается, чтобы быть «нормальным» патриотом своей страны, надо был абсолютно во всем согласным с мнением политической элиты, даже если это «мнение» выражается в призыве Жириновского развязать ядерную войну с Западом. Ненавидеть, кстати, на патриотических пабликах любят не меньше, чем на либеральных.
Как же тут быть, если само общество не оставило никаких альтернатив – ты либо человек, называющий себя либералом (называть этих фигляров либералами у меня язык не повернется), искренне ненавидящий все русское, радующийся любой неудаче своей страны на международной арене и мечтающий о том светлом дне, когда помашешь Родине из иллюминатора самолета, либо - зашоренный «ватник», так же искренне ненавидящий все западное (вообще все), считающий, что всех инакомыслящих надо ссылать в Воркуту, и мечтающий о том светлом дне, когда Россия нанесет ядерный удар по Вашингтону. При этом те, кто оказываются посередине, обычно все равно в итоге притягиваются к одному из этих двух полюсов, полностью утрачивают способность к самостоятельному анализу, и тоже начинают стихийно ненавидеть все то, что в данной среде принято ненавидеть.
Печально то, что люди, дошедшие до крайней точки политического
угара, ничуть не стесняются в своих выражениях и пожеланиях. И пожелания
смерти, увечий и прочего из их уст воспринимаются вполне себе буквально –
человек действительно тебя ненавидит только за то, что твои взгляды на будущее
вашей общей Родины отличаются от его взглядов.
А между тем общество давно придумало все необходимые механизма для определения
того, чья точка зрения превалирует в настоящий момент. Это политические партии
и выборы. Нет необходимости «воевать» в сети и опускаться до тупой животной
ненависти. Достаточно прийти на митинг или выборы, и там высказать свою точку
зрения уже одним фактом своей явки. Безусловно, многие сочтут, что криком и
насилием можно добиться большего, но это – тот необходимый компромисс, который
позволит всем нам оставаться людьми.
Безусловно, осознание себя как гражданина – важная вещь. Вместе с ним приходит чувство ответственности за свою страну и за ее будущее. Но мы живем уже в 21 веке, история помнит множество примеров того, куда могла завести человечество нетерпимость к инакомыслию. Печи Освенцима и окоченевшие трупы в ГУЛАГе – вот печальный пример, и не нужно этого словоблудия о недопустимости сравнения. Не бывает «хорошей» или «плохой» смерти. Смерть – это всегда смерть. Это трагедия. И после всех этих тяжелых уроков, которые дала нам человеческая история, имеем ли мы право и дальше искать среди своих соплеменников «врагов народа» и травить их? Может лучше признать друг за другом право на личное мнение, и уважать этом мнение, даже если не согласны с ним? Просто потому, что все мы – не только граждане, но и люди. В первую очередь – люди, и должны и дальше ими оставаться.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter