аналитика
24 Ноября 2014, 18:17


Наивность общества

203 0

Наивный человек совсем не обязательно дурак. Он просто неопытен и мало осведомлен в общеизвестных вопросах.

Бывает, что неопытным выглядит все население страны. По вполне объективным, закономерным причинам.

С 1944-го до 2014-го - на восточной Украине был мир. Семьдесят долгих-предолгих лет.

Почти все солдаты той, предыдущей войны - теперь в земле.

Львиная доля свидетелей, которые помнят те годы хотя бы детьми, тоже умерли.

А железобетонная уверенность, что "войны не допустим", которая висела над обществом последние два поколения, вымыла из памяти почти все реальные особенности  тяжелых войн.

И уж тем более - войн гражданских. Самых подлых, историю которых приходится потом переписывать по три-четыре раза, по мере того, как умирают победители, надоедают жалобы побежденных. Историки неспешно пытаются разобраться в бесконечных наслоениях полуправды. Обыватель знает о таких войнах по "Свадьбе в Малиновке", дюжине советских "истернов", и по фрагментам из американских фильмов про тамошнюю заваруху 1860-х. Рассказывали всякие ужасы о Приднестровье и Чечне, но лично его, обывателя, это не коснулось.

Забывают не просто обыватели, общество как система - утрачивает память.

Все начинается с выхолащивания воспоминаний о прошлой войне, и превращения их в ритуальные фразы. Правильное поведение подменяется курсами гражданской обороны. Постепенно обыватель решает, что его здравый смысл - самый надежный компас. Но в мирное время граждане не представляют, как по их мозгам может проехаться военная пропаганда. Как привычную концепцию "здравомыслия", будто шкуру мертвого зверя, набьют самоубийственными глупостями.

"Я  бывал  в местах,  где лет,  наверно, семьдесят  не воевали,  так там  у людей еще и фамилий-то не было,  они сами себя не знали. А где война - там тебе и списочки, и  регистрация, и  обувь тюками,  и зерно мешками " - это слова фельдфебеля из "Матушки Кураж" Б. Брехта. Описано  начало Тридцатилетней летней войны...

В результате правильные знания о гражданской войне - присутствуют в головах сравнительно узкой группы лиц. Это все, кто побывал в горячих точках (солдаты и беженцы), некоторые историки и хорошие аналитики. Проблема в том, что транслировать этот опыт на остальное общество - получается очень плохо. Показателен пример "выживальщиков". Такие роют бункер в лесу, покупают дюжину ящиков тушенки, дробовик с двумя сотнями патронов, и думают, что до них никогда не доберутся бандиты или не найдет повестка из военкомата. Еще есть тихие, осторожные граждане, которые заранее рассчитывают на самый худший вариант событий. Такие практически не оказывают влияния на широкие массы - и первыми предпочитают покидать страну.

Но у общества, как целого - нет сдерживающих механизмов.

Как выглядят такие механизмы?

В первую голову - это организации "на общественных началах". Разнообразные наблюдатели и защитники.  "Солдатские матери", к примеру. Много плохого и много хорошего сказано о подобных организациях. Но принцип действия понятен: на фоне обязательно подчинения солдата командиру, на фоне неопытности и наивности солдата - должна возникать структура, которая хоть как-то препятствует злоупотреблениям. И чем лучше работает самоконтроль в армии (чисто военный), тем меньше надобности в "солдатских матерях".

Более примитивный механизм - это обычай. Например, кровной мести. Распространен практически во всех обществах на догосударственной ступени развития. Сравнительно эффективный ограничитель криминала, который работает, пока государство не становится сильнее родового клана и не запрещает кровную месть (заодно вводя государственное правосудие).

Наконец, самоконтроль возможен и без организаций или обычаев, просто на уровне своеобразного иммунитета. Сейчас все знают, что финансовые пирамиды - зло. Но почти каждый год Мавроди объявляет новое "МММ". Кто приходит на его зов? В самом начале подлецы, которые рассчитывают обмануть других, потом игроки, верящие в собственную удачу, а последними - идиоты, которых жизнь ничему не учит.  Спустя полгода пирамидка рушится. Абсолютно всё общество равнодушно к проблемам проигравших вкладчиков - они изолированы, будто прокаженные.

Теперь смотрим на Украину.

Во-первых, общество наивно по отношению к государству.

Государство с февраля 2014-го давало невыполнимые обещания. Такое бывало и раньше, но теперь эти обещания оказались совмещены с войной. Скажем, предвыборное заявление нынешнего президента о тысячи гривен в день, которые будут получать военные.

Представим аналогичное заявление первого лица государства в стране с реально действующими ветеранскими организациями. А потом абсолютное невыполнение этого обещания. Ветераны стали бы первой силой, которая политически приговорила бы лгуна. Или проблемы с медицинским обслуживанием ветеранов. Такие везде есть, но когда политик начинает войну, имея за спиной сильные ветеранские организации - он понимают, что придется платить. Много. У нас же войну начали "и в мыслях не держа" тех десятков тысяч калек, что получатся в результате боевых действий.

Если государство регулярно воюет, то  перед началом боевых действий политикам приходится решить несколько деликатных, но архиважных проблем, без которых и войны-то не будет. Надо объяснить бизнесу  конкретные выгоды. Надо мобилизовать людей - и не приказом (горячих парней давно выбили), а реальными благами. Если присылать повестки не желающим воевать - начнутся протестные движения, разнообразный пацифизм.

Совсем уж беспомощными "народные массы" не назовешь. Тут и «сотни», и многие структуры ДНР-ЛНР, десятки волонтерских организаций. Но поражает полное отсутствие ориентиров – все делают, что хотят, и если выживают, то всем говорят, что так и надо было делать. Законы не действуют,  а обычаи еще не сложились.

Во-вторых, общество наивно по отношению к реалиям боевых действий.

Например, граждане утепляют стену своего дома пенопластом, при том раскрашивают его не под цвет дома, а строго желтой и голубой краской.

Дескать - вот я-то уж точно патриот Украины. Смотрите на меня.

Война между тем продолжается, и в какую сторону двинется фронт - никто не знает. Войдут в город военные Новороссии - и что? Им ведь не объяснишь, что это так, народное творчество...

Расстрелять могут под горячую руку.

В опытных обществах люди демонстрируют свою политическую принадлежность флагом. Который можно спрятать или показательно выкинуть на мостовую (по своим убеждениям). И вменяемые активисты не требуют раскрашивать свои дома.

«Иммунитет» общества к насилию и крови был подорван еще зимой, в разгар майдана…

Сейчас на Украине общество не знает меры в своих страстях.

Будто ребенок со спичками - не понимает величины костра, который разжигает в прихожей.

Очень хотелось бы, чтобы выжившие – усвоили уроки.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров