• Вход
  • Регистрация
аналитика
26 Сентября 2015, 21:38


Если “храмы — не музеи”, то в РПЦ — не миссионеры

817 25
Если “храмы — не музеи”, то в РПЦ — не миссионеры Фото: panoramio.com

На днях Евгений Герасимов, глава Комиссии по культуре Мосгордумы, сообщил о намерении властей столицы провести акцию “Ночь в храме”.  Если коротко, то в даты гипотетического мероприятия двери храмов должны быть открытыми для посетителей и в ночное время. Которые, соответственно, могут туда зайти, осмотреться, возможно — послушать объяснения волонтеров или экскурсоводов, сделать для себя какие-то выводы.

Депутат подчеркнул, что участие в акции совершенно добровольное и будет зависеть исключительно от решения той или иной религиозной организации.


“Храм — это не музей, но по-своему историческая ценность. Но инициатива должна быть, в первую очередь, от церкви, от других сакральных мест. Мы эту тему обязательно обсудим с представителями разных конфессий".
Евгений Герасимов

Начинание тут же было поддержано представителями ряда влиятельных конфессий России: мусульман, католиков, иудеев. Так, муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов сообщил РСН:

“Если у человека есть желание прийти, и днём он не может по разным причинам, любой храм, в том числе мусульманский, пойдёт ему навстречу. Откроют храм, покажут и расскажут. У нас есть в штате религиозные деятели и волонтёры, которые с удовольствием подобного рода работу могут организовать”.
Альбир Крганов

Директор информационной службы Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве отец Кирилл Горбунов отметил:


“Наш собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – крупнейшее готическое здание в Москве и во всей России, для многих москвичей — особенная достопримечательность. Но многие, к сожалению, пока ничего не знают о нём. Если акция “Ночь в храме” будет проходить, мы её с удовольствием поддержим и сделаем всё для того, чтобы это посещение было интересным и запоминающимся”.
отец Кирилл Горбунов

“В рамках акции мы можем рассказать об истории нашего здания, об иудаизме, устроить познавательную экскурсию”, — рассказала пресс-секретарь главного раввина России Елена Беренсон.

***

Но на этом фоне мнение ряда представителей РПЦ прозвучало просто-таки “холодным душем”. Так, протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Патриаршего совета по вопросам семьи заявил:

“Храмы наши и так 14 часов в сутки открыты. Это неудачная инициатива, потому что храмы у нас открыты с раннего утра до вечера, до окончания богослужения. Открывать храм на ночь нецелесообразно. Это же не музей. Вряд ли святейший Патриарх это благословит”.
Смирнов Димитрий Николаевич

Его поддержал руководитель аналитического управления Синодального информационного отдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе: “Очевидно, что храм и музей – два разных пространства. Одно — музейное, другое — сакральное, и полная аналогия тут невозможна”.

***

Что ж, как минимум в одном с достойными функционерами РПЦ согласиться можно: храм — это, действительно, не музей. Музей — это своего рода “саркофаг”, “мумия” чего-то некогда живого, работающего, приносящего практическую, а не только историко-познавательную пользу.

А храм — пока в нем хоть изредка проводятся богослужения, пока в нем есть освященный алтарь с “антиминсом”, платом, с вшитыми в него частицей мощей мученика — это не просто здание и, тем более, не музей. В нем незримо действует Дух Святой — пока “мерзость запустения не воцарится на святом месте”.

Поэтому и даже вроде бы “просто заход” туда с целью “посмотреть-поинтересоваться” может оказаться не просто прогулкой. Я лично знаю немало людей, которые после такой “прогулки”, иногда даже первый раз в жизни, вдруг ощутили реальное присутствие Бога, став по настоящему верующими и воцерковленными людьми. Которых, увы, в “православной” России до ужаса мало.

Статистика Левада-центра почти двухлетней давности безжалостна: к православным отнесли себя 68% опрошенных. Это на 11% меньше, чем в 2012 году — тогда таких было 79%. Но дело даже не в этом. Несколько раз в неделю посещают богослужение всего 1% верующих, раз в неделю — 4%, 2-3 раза в месяц — еще 3%.

Этими 8%, собственно, процент реально православных верующих и исчерпывается. Поскольку, согласно Канонам Вселенских Соборов, если христианин без уважительной причины не посетил хотя бы одну воскресную службу более 3 недель подряд, он считается автоматически “отлученным” до следующего прихода в храм и принесения покаяния перед священником, во всяком случае.

Другое дело, что ныне чуть ли не на все каноны смотрят “сквозь пальцы”. Но, тем не менее, многие церковные нормы действуют и незримо, как бы ни относились к необходимости их практического применения архиереи и священники.

***

А вот еще более показательные данные по числу посетивших Пасхальную Службу россиян, которая справедливо именуется Церковью “праздником праздников”. Не чтить её и при этом мнить себя “верующим” — приблизительно тоже самое, что гражданину не уважать флаг, герб и гимн своей страны.

Так вот: в 2015 году  — ну не совсем чтобы посетили церковные службы — а, скажем так, “отдали дань празднику” аж 7,1 млн россиян. И то,  полиция включила в это число и тех, кто пришел на службу в храмы, и кто просто постоял на площади перед ними, ожидая, пока батюшка не окропит святой водой принесенные кушания, и кто хотя бы посетил кладбища, где, согласно церковному Уставу, вообще до конца Светлой Седмицы не положено никаких священнодействий, так что посещение могилок родных, при всем уважении к этой традиции, “участием в богослужении” считаться не может.

Кстати, правоохранители с 2013 года “пошли навстречу” РПЦ в ее желании продемонстрировать “большую” религиозность москвичей и начали включать в число посетивших церковные службы не только реально пришедших в храмы, но даже туда не заходивших, из категорий, перечисленных абзацем выше. В итоге статистика 2015 года получилась куда благополучнее, чем в 2012: аж целых 440 тысяч человек против 186 тремя годами раньше.

Ну а что из этих полумифических “почти полумиллиона” многие не услышали даже “Христос Воскресе!” в полночь самого светлого праздника в году, придя освятить праздничную колбаску заранее, в субботу — разве ж это так важно? Можно даже надеяться, что эта колбаска не будет съедена тут же по приходу домой, в последний день строжайшего поста “Страстной седмицы”, а не в Светлое Воскресенье.

***

Одним словом, “КПД” Русской православной церкви, именующей себя “самой массовой конфессией” в России, на деле не превышает 5-7% реально верующих из общего числа тех, кто позиционирует себя “православным” при ответе на вопросы социологов. А для остальных, в лучшем случае, “Бог в душе” — и вспоминают о нем обычно по чисто ритуальным поводам. Хорошо еще, если не только на похоронах: к счастью, многие считают модным и окрестить ребенка, и даже повенчаться.

И вот на таком ужасающем фоне заметные фигуры в руководстве РПЦ без малейшего смущения заявляют, что “храмы не музеи — ночью им открываться не пристало”. Собственно, дело даже не только в том, что реальная миссионерская работа в Церкви находится на уровне, близком к нулевому. Ходить по домам, школам, больницам, рассказывая людям о Христе — это, чаще всего, удел протестантов, да и то не всех.

Но все же так откровенно отказываться от форменного "подарка" со стороны Мосгордумы в виде вполне возможной массы потенциальных новых "кандидатов на воцерковление" — как по мне, это уж слишком.

Хотя, надо отдать должное, отдельные энтузиасты из числа православных батюшек и активистов тоже пытаются вести активную проповедь, а не только ожидают, когда человек сам захочет заглянуть в храм Божий. И уж точно не станут говорить такому человеку “нельзя!”, если он вдруг пожелает зайти туда в “неурочное время”.

***

Потому что, на самом деле, считать ночь таким “неурочным временем” — это попытка узаконить собственную немощь, а нередко — и банальную лень! Ведь то, что в просторечье называется “вечерним богослужением” накануне воскресных дней и больших праздников, правильно называется “Всенощным Бдением”. И должно оно служиться всю ночь — с вечера до утра, когда после него начинают Литургию. И только при таком раскладе возглас священника с началом Утрени “Слава тебе, показавшему нам свет!” произносится действительно под утро, а не тогда, когда люди готовятся ко сну.

Собственно, ночные службы в РПЦ никто формально не отменял. И любой даже приходской настоятель имеет полное право их отправлять — было бы желание — его и хотя бы членов хора. Но реально такой график в приходах имеет место разве что на Пасху, реже — на Рождество и Крещение.

Так что заявления типа “приходите днем — храмы наши ночью не работают” неуместны. Любой храм может работать ночью, “аще изволит настоятель” или архиерей. И уж во всяком случае, несколько дней в году это может позволить любая община.

Сложно провести без сна целые сутки? Так можно находиться в церкви посменно, “по скользящему графику”. Тем более, что без священника (если он на приходе в единственном числе, что для Москвы нехарактерно) нельзя служить только Литургию, все остальные службы (Всенощная, молебны, Акафисты, проч.) могут читать-петь и миряне, по так называемому “беспоповскому чину”.

А так, на православном Востоке издавна особым почетом пользовались так называемые “монастыри неусыпающих”, когда монахи делились на несколько “чред”-смен, и воспевали славословия Богу круглосуточно. Такая практика присутствовала и в ряде российских монастырей — до революции, как минимум.

***

Вообще, советы “приходите в храм с утра до вечера” в ряде случаев звучат как издевательство. Ведь для многих современных людей с их нагрузкой и рабочий день с дорогой домой длится аккурат около упомянутых о. Димитрием Смирновым “ 14 часов, когда церкви открыты”. А в выходные обычным людям отдохнуть хочется, а не выстаивать иногда больше двух часов на воскресной Литургии.

Между тем, ночь — излюбленное время для любителей “ночного драйва”, молодежи. Ну неужто кто-то из людей Церкви видит вред в том, что парень или девушка, вместо того, чтобы “оттянуться” на какой-нибудь “кислотной дискотеке”, зайдут хотя бы на несколько минут в православный храм? Не в последнюю очередь потому, что такой формат не требует дисциплины посещения полноценного богослужения, когда в ряде моментов нельзя ходить по залу, говорить, нарушать другие “табу”, неизвестные невоцерковленным людям.

Собственно, все, что тут написано — “секрет Полишинеля” и элементарные основы миссионерской работы. Можно сказать, универсальной для всех религий и конфессий. Но, увы, судя по реакции двух заметных деятелей РПЦ, последняя им, видимо, не близка

Вообще, руководитель отдела семьи, и даже аналитик ОВЦС — не те люди, которые имеют право говорить от имени всей Церкви. Это прерогатива Патриарха, главы Отдела внешних церковных связей, пресс-секретарей соответствующих ведомств. Мнения остальных, даже известных иерархов и функционеров Патриархии не более, чем их личные мнения. Что, впрочем, подтверждают и о. Дмитрий Смирнов, и Вахтанг Кипшидзе, говоря о том, что "Патриарх инициативу Мосгордумы не поддержит”.

Но каким бы ни было решение “первого лица” Русской православной церкви по акции “Ночь в храме”, наличествующие в стане его соратников более чем странные представления о миссионерской работе и методах ее проведения все равно вызывают очень большой пессимизм.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
ОБСУЖДЕНИЕ
Чтобы оставить комментарий, необходимо
зарегистрироваться или авторизоваться
или вы можете оставить анонимный
комментарий без регистрации.
Аноним
Аноним
Россия, Ростов-на-Дону
Комментарий заблокирован
0
Viktor Dolotov
Продолжу мысль о храмах и количестве верующих. Храмы, которые несут основную нагрузку по "посещению" в Москве, это бывшие деревенские, усадебные церкви, которые строились из расчета 100 - 150 человек прихода максимум. В реальности в них набивается человек по 200 - 250. В иных приходах люди, вместо того, что бы кланяться - приседают, ибо только так, они могут коснуться рукою (куда уж там лбом) пола. В большие праздники давка в храмах приобретает запредельный характер. Так, что часть особо упорных верующих вынужденно молятся на улице, если погода позволяет.
Вот вам и ответ на вопрос - почему граждане массово не заходят в храм, ибо - а куда? Ну, бабулька пойдет в любом случае, а не бабулька? Кто ни будь пробовал отстоять в духоте, в давке полтора часа на ногах и испытывать какие ни будь эмоции кроме изнеможения? Так что те, кто пеняют нам в этом вопросе просто не понимают сути его, а иногда и просто не хотят понимать, ибо для них - чем меньше этого "православного мракобесия", тем лучше...
0
Viktor Dolotov
Происхождение разницы между количеством "не посещающих" и "посещающих" очевидна для любого, кто ходит в храм чаще одного раза в год. Суть вопроса состоит в том, что посещать... нечего. Т.е. если завтра все, кто числит себя верующим, попробуют посетить храм, то у них ничего не выйдет. Просто нет достаточного количества площадей.
Хотите, или не хотите, но в храме человеку нужно пространство примерно метр на полтора. Реально, если пересчитать всех верующих и все храмовые "площади", то пространства будет сантиметра по три, если не меньше, а если учесть, что множество храмов расположены там, куда среднестатистический верующий даже только по выходным доехать банально не сможет, то эти площади сокращаются еще больше.
В Москве, против миллиона жителей на 1911 г. сейчас проживает на порядок больше, при том, что храмов с 1911 г. не стало больше, а те, что есть находятся не там, где проживает основная масса населения. Короче, расхожая фраза о разнице между верующими и посещающими банально лжива.
0
Всё Ничто
ночью в храм? бред...люди, которые это предлагают, не понимают, что говорят и пусть им это объяснят в отделе по связям с общественностью РПЦ, может поймут...
0
Михаил Шигорин
Вообще-то всенощная -- не бред, но когда положено. И да, статья какая-то странная.
0
Всё Ничто
статья не странная, это идея провакационная
0
Весьма Душевный
А что за каноны вселенских соборов, на которые ссылается автор? О каком именно соборе речь?
0
Аноним
Аноним
Украина, Скадовск
Храм Божий открыт всегда! Прийди и постучи в любое время, как Христос стучит к нам. Тебе откроют, примут и спасет тебя Господь. Остальное - суета и происки сатанинские. Короче, Храм Божий - это не музей, это место для рождения новой души, чистой, опрятной, живой. Приглядываться - приходи днем, родиться - приходи в любое время!
3
123 456
123 456Ветеран200 комментариев
И зачем вам сдалась пьяная московская молодёжь в храме ночью? Дополнительные хлопоты с охраной и что будете делать если какие-нибудь пьяные малолетки решат станцевать тверк на фоне алтаря? Идите вы знаете куда со своими проповедями о миссионерстве, РПЦ уже давно оседлая религия спасающая души там где есть её храмы, чтобы далеко не ходить... это сервис 21-го века - сначала храм строят а потом уже спасают души туда пришедших... В наше прогнившие интернет-время проповедовать о том что говорил Христос 2000 лет назад - идея на которую все плюнут ибо реальной отдачи она в большинстве случаев не принесёт потому что неактуальна для слушателя.
2
Flavius
FlaviusС нами навсегда!50 комментариев
Суть всей вылитой автором этой статьи воды можно выразить одной фразой - ЗАО "РПЦ" нужен хороший менеджер по рекламе. Но Церковь это организация, ставящая целью спасение человека, а не привлечение его к постоянному храмопосещению с помощью сомнительных инициатив. Путь к спасению всегда тернист и делать его удобным - значит обмануть потенциального прихожанина, который станет считать после этого, что в Церкви все должны за ним бегать и потакать его слабостям.
6
Виталий Вольф
Дело в том, что в США пошли этим путем и что в итоге? Превратили церковь в цирк и получили массовый упадок морали. Пусть уж лучше будет, как есть. Если не сегодня, то завтра церковь еще сыграет свою роль.
4
Oleg Ascold
Oleg AscoldС нами навсегда!500 комментариев
А зачем приходить в храм ночью, когда они реально открыты бесплатно весь день? Неужели кто хочет, тот будет ждать открытия ночью храма?
5
Виталий Вольф
Это типа попытка провести "ночь музеев" только с храмами. Очередная провокация дабы опошлить и перевести её в разряд чего-то давно умершего и запыленного. Пусть они в католических храмах проводят, я не против. А в православном - не надо этого. Храмы и так открыты с утра и до темна, а толпы праздношатающихся пьяных туристов в храме - зачем?
4
Сергей Олорин
В Глазго в замке есть экскурсия - одетый по-средневековому сержант нанимает группу туристов служить в гвардии - показывает, как обращаться с мушкетом, плащом, сколько положено эля и виски в месяц. Но это всего лишь музей. С церквями точно так же. Да, для 5% искренне верующих там - Храм. Но это все.
0
диваныч
"Религия-опиум для народа." В.И.Ленин. А по-честному-зажрались они, сребролюбие губит православие. Жаль. Как атеист говорю.
-4
Виталий Вольф
Это вы, типа, гордитесь, что вы атеист? Зря. Ничего хорошего в этом совершенно нет. Это как если бы вор и разбойник говорил "это я вам как вор говорю".
3
Аноним
Аноним
Россия, Санкт-Петербург
Воры и разбойники в основном верующие. Атеистов в тюрьмах очень и очень мало.
-1
Виталий Вольф
Гы.. Верующие и воры? Вам не кажется, что это как-то не совмещается? А как же 6я и 8я заповеди (не убий, не укради)? Здается мне, они такие же верующие, как и наши чиновники. Потому, что модно..
1
Аноним
Аноним
Россия, Санкт-Петербург
Ну началось, ненастоящие шотландцы пошли. Вообще если я правильно понимаю, то Иисус говорил, что даже злиться на кого-то уже типа нарушение заповеди "не убий", вы никогда не злитесь на людей?
0
Аноним
Аноним
Россия, Калининград
пытаясь вовлечь в свою секту, мне как то батюшка сказал - даже если убьешь человека и потом пройдешь через таинство крещения, то грех прощен будет. как то так...
-1
Михаил Шигорин
В сектах нет батюшек, а что он сказал -- Вы так и не поняли: бесы пытаются человека погубить, в идеале довести до самоубийства, а Бог даже из такого ужаса может вытащить -- была бы на то воля человека и понимание того, что выбираться надо.
0
Аноним
Аноним
Россия, Симферополь
подобные заявления выставляют верующих не в лучшем свете.
0
Аноним
Аноним
Россия, Тольятти
Фраза "религия - опиум народ (без "для") принадлежит Марксу ("К критике гегелевской "Философии права" Предисловие).
Сообщение, что верующих не более 5% очень порадовало. Значит, мир ещё не сошел с ума, и есть надежда.
-1
Михаил Шигорин
Вы явно отрицаете эмпирические данные. Скажем, ни один мой воцерковлённый знакомый на бывшей Украине не майданулся, насколько мне известно. А вот того же Маркса читать без салфетки сложно, он уже тогда с катушек сходил, судя по шатанию на каждом этаже карточного домика построений. Энгельс такого отвращения не вызывал.
// бывший научный атеист
0
Аноним
Аноним
Россия, Ростов-на-Дону
Комментарий заблокирован
0
наши услуги
Видео
Реклама
Новости партнеров