аналитика
3 Сентября 2015, 21:14


Глумление глумленью - рознь! Роль сатиры и юмора в российской истории

2 386 33
Глумление глумленью - рознь! Роль сатиры и юмора в российской истории Фото: Politrussia.com

Насколько я помню, одним из первых видов иронической поэзии для нас, советских школьников, стали басни «дедушки Крылова». Гораздо позднее я узнал, что многие сюжеты он заимствовал из басен Лафонтена, который, в свою очередь, брал их у таких древних классиков, как Эзоп или Федр. Правда, Крылов придумал немало и оригинальных сюжетов, основанных на российской действительности. Так что, многие выражения из его басен стали крылатыми, сыграв определенную роль в формировании морали подрастающего поколения советских людей. Позже мы узнали и о таком авторе, как Козьма Прутков, имя которого было псевдонимом, под которым скрывалось несколько личностей, таких как поэты Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир- и Александр Жемчужниковы и частично штабс-капитан Александр Аммосов. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что в сатире времен царской России 19 века определенно просматривалась критика режима, множества его пороков, начиная с крепостного права, бюрократической коррупции, равнодушия и лени аристократов, низкопоклонства перед всем заграничным. Как ни странно, такое фрондерство зачастую не только не раздражало представителей высшего сословия, а даже приветствовалось. Недаром Крылов был любимцем царских особ. Император Николай I потребовал, чтобы Крылов был утвержден первым ординарным академиком в Российской Академии и получил от неё золотую медаль за литературные заслуги. В конце жизни Крылов был обласкан царской семьей, имея чин статского советника.


Обращаясь к советским временам, вспомним, как в 1934 году, после того как прошел Первый Съезд советских писателей, вышли из печати сразу несколько книг с литературными пародиями. Это были “Парад бессмертных” (сборник шаржей и пародий по материалам Съезда), “Карикародии” (Александра Архангельского с шаржами Кукрыниксов) и “Таланты наизнанку” Александра Флита. Сам факт проведения этого съезда, намеченного Сталиным как преддверие создания Союза советских писателей, означал кардинальные изменения в сфере культуры.


Создание творческих союзов стало началом тотального контроля не только в литературе. Так началась эпоха социалистического реализма и последовавшие вслед за этим репрессии. Если внимательно просмотреть упомянутые выше книги пародий, то неожиданно можно найти там не просто глумление над признанными советскими классиками - такими, как В. Маяковский, Ф. Гладков, А. Жаров, М. Светлов, Д. Бедный, И. Эренбург, Л. Леонов. За некоторые фразы, если их выхватить из контекста пародии, можно было запросто угодить в ГУЛАГ. Например: “И там в стране мятежной, сгибая дивный стан, научишь страсти нежной рабочих и крестьян”, или “Клади навоз на советский воз, на красном пути трактор пыхти..”, или “Глеб Чумалов вернулся к своему опустевшему гнзду, на приступочках которого стояла жена Даша и шкарабала себя книгой “Женщина и социализм” сочинения Августа Бебеля… Дашок! Шмара ты моя красноголовая! Да никак ты дышишь не той ноздрей?” и т.д. и т.п. Репрессии начались гораздо позже, когда Сталин, разделавшись при помощи Съезда с РАППовцами, сперва отправил на тот свет Максима Горького, а потом взялся и за тех, кто ему был неугоден. И все же, сам факт публикации этих пародий в 1934-35 годы остается для меня парадоксальным.

Фото: http://www.pv-gallery.ru/author/1551/Kukryniksy/

Но вот настали хрущевско-брежневские времена. Как поменялся характер и накал сатиры и юмора? Одним из ярчайших примеров является то, что делал Аркадий Райкин. Все прекрасно понимая про нашу тогдашнюю жизнь, он умудрялся балансировать на грани дозволенного и делал это настолько талантливо, что о запретах не могло быть и речи. Он никогда не злоупотреблял своим авторитетом, не допуская явной антисоветчины в своих программах. Но из намеков всем все было понятно. Недаром Брежнев обожал его и незадолго до смерти пытался сделать ему подарок в виде здания под именной театр. Все, что происходило в послесталинский период, я прекрасно помню. Хотелось бы обратить внимание на то, как постепенно сатира и юмор перекочевали в руки главным образом еврейских авторов и исполнителей, таких как Михаил Жванецкий, Аркадий Арканов, Геннадий Хазанов, Григорий Горин, Владимир Дыховичный, Морис Слободской, Роман Карцев, Клара Новикова, Ефим Шифрин, Семен Альтов, Лион Измайлов, Владимир Винокур, Ян Арлазоров, дуэт Мирова и Новицкого. Конечно, были и русские в лице Михаила Задорнова и армяне, такие как Евгений Петросян.

Дело в том, что чувство юмора, замешанное на стремлении шутить над собой, выявлять собственные недостатки и с горькой иронией относиться к личным и даже национальным трагедиям, испокон веков было присуще представителям тех народов, прежде всего евреев и армян, которые пережили геноцид и вынуждены были бежать с Родины и жить вдали от нее в разных частях Земного шара. Не зря в советские времена наиболее популярными в народе были еврейские и армянские анекдоты. С детства обожая все, что относилось к юмору, сатире и пародиям, я постепенно сделался знатоком в сфере анекдотов. А в советское время их было множество - антисоветские, старые одесские и местечковые, современные еврейские и армянские, про Чапаева и Штирлица и масса других. Больше всего мне нравились еврейские анекдоты с их горьким юмором. Мне кажется, что именно под их влиянием я так и не стал антисемитом.

Сравнительно недавно я совершенно случайно напал на телепрограмму канала СТС, которая называется «Шоу Уральских пельменей». И понял, что наконец-то в России появилось нечто, построенное на позитивном русском юморе, причем с неоднозначно выраженным патриотизмом. Их сатира отражает психологию уральско-сибирских жителей России, чей взгляд на жизнь сильно отличаются от столичного. В своих программах «Уральские пельмени» затрагивают помимо бытовых и более серьезные проблемы, связанные с нашей медициной, экономикой, образованием, коррупцией, культурой. И все это подвергается позитивной критике. Нередко затрагиваются даже актуальные внешнеполитические вопросы. В юбилейном концерте, прошедшем в одном из концертных залов Кремля, был исполнен гимн «Уральских пельменей», где прозвучали такие слова: «Мы смешная основа страны».

В заключение мне хотелось бы разобраться в том, какова разница между двумя типами глумления – добрым и недобрым. В далекие советские времена целью многих сатириков было тайное желание навредить ненавистной системе, настроить свою аудиторию на негативный лад. Тогда это было понятно и притягивало многих. Я и сам восхищался удачами сатириков такого рода, поскольку обитал в интеллигентской среде, крайне недовольной всевозможными запретами. А меня постоянно запрещали – сперва как джазмена, затем как руководителя джаз-рок ансамбля, позднее как брейкдансера. Мечта о конце советской власти казалась несбыточной. И вдруг все это рухнуло вместе с запретами. Через некоторое время пришло осознание того, что необходимо сменить внутренние ориентиры. Желать недоброго стране, где ты живешь, нелогично по меньшей мере. И просто неумно. Так, постепенно я почувствовал себя российским патриотом. В прежние времена само слово «патриотизм» было окрашено идеологией и считалось даже неприличным в среде тех, кто любил Россию с ее великим культурным наследием, но не мог принять советские лозунги и нормы. Поэтому и перестройка сознания в этом смысле оказалась непростой для меня.

Если уж и глумиться над недостатками современной России, то лучше бы делать это с намерением избавиться от них, с надеждой на укрепление ее статуса, на улучшение нашей жизни. А глумиться с недоброй целью - навредить стране, где ты продолжаешь жить – это нелогично, глупо и даже подло. Не хочешь эмигрировать, тогда и не бурчи. Самое страшное, что может произойти сейчас в России – это подобие евромайдана. А он и есть главная задача тех, кто составляет так называемую «пятую колонну».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров