• Вход
  • Регистрация
аналитика
20 Августа 2015, 17:29


В убийстве детей в Нижнем Новгороде виноват стокгольмский синдром

1 909 50
В убийстве детей в Нижнем Новгороде виноват стокгольмский синдром Фото: Politrussia.com
Видео: Politrussia.com

После статьи о нижегородском ужасе, равнодушии и ювенальной юстиции, опубликованной недавно, хочется поговорить о другом. Обвиняя современные властные структуры в бездействии и равнодушии, мы забываем о том, что перед нами – не вандализм или экологические преступления. Из наших уст не слышны слова о жертвах, хотя им вообще должно отводиться центральное место в обсуждении. Убитых детей и женщин уже не вернуть. Но во избежание новых трагедий стоит поднять вопрос о возможностях экстренного реагирования профильных органов в подобных ситуациях.

Как обычно реагирует общество на подобные происшествия. Случиться уже все случилось, и что делаем мы? Бросаемся на амбразуру и обвиняем государство и правоохранительные органы, рассуждаем о должном наказании преступника… Но позвольте! О том, что творится в душе пострадавшего, молчат все. Может, стоит исправить ситуацию?

Откуда вообще пошло насилие? Обсуждать эту тему стали, кстати, сравнительно недавно, лет 30 назад, хотя она существует столько, сколько живут на планете люди. Обыватели привыкли считать, что насилие – это когда тебя бьют сковородой или принуждают вступить в сексуальный контакт без согласия. Однако насилие – это еще и психологическое давление и создание невыносимых условий для жизни. Еще в 2008 году начальник Департамента охраны общественного порядка МВД России Михаил Артамошкин сообщал печальные данные: та или иная форма насилия имеет место в каждой четвертой семье; две трети умышленных убийств совершаются по семейно-бытовым мотивам; ежегодно от рук мужей или других близких погибают около 14 тысяч женщин; до 40 % всех тяжких преступлений, связанных с насилием, совершаются в семьях (Писклакова М.П. Домашнее насилие в отношении женщин и российское законодательство: база, недочеты и преграды на пути реальной защиты // Насилие в отношении женщин: опыт стран Восточной Европы, Центральной Азии и России. Москва, 2008. С. 66—87.).

Статистика говорит сама за себя: 2013 год ознаменован гибелью 9100 и тяжким вредом для здоровья 11 300 женщин. Также официально подтверждается, что 46 000 несовершеннолетних пострадало от подобных преступлений, из них половина преступлений совершены дома. На сегодняшний день в России, по словам Натальи Ходыревой, кандидата психологических наук и основателя Кризисного Центра для женщин в Санкт-Петербурге (http://crisiscenter.ru/), существуют государственные и негосударственные организации, способные помочь жертвам домашнего насилия. К сожалению, и те, и другие ощущают острую нехватку финансирования. Вследствие этого пострадавшим практически некуда обратиться: НКО самостоятельно поддерживать убежища не могут, а порог попадания в госубежища слишком высок для того, чтобы считать их эффективной мерой в случае экстренной необходимости обеспечить безопасность. Квалифицированную помощь может оказать лишь психолог, но практически все специалисты работают платно, а если средств на это нет?

Как утверждает юрист Валентина Фролова, в первую очередь жертва обязана сообщить в правоохранительные органы о факте преступления и приготовиться к трудностям судопроизводства, ведь в России подобные дела рассматриваются как частные обвинения, что сильно уменьшает скрупулезность расследования дела. По словам адвоката, первые шаги государства должны проводиться в двух направлениях: 1) реабилитация и обеспечение безопасности пострадавшим, 2) признание за такими преступлениями характера публичного, что заметно ускорит работу полиции и обеспечит обвинение преступников.

Россия традиционно лидирует в вопросах домашнего насилия. Почему? В качестве причин специалисты выделяют массовую алкоголизацию населения, утрированное восприятие патриархальности и принятие насилия в качестве управленческого механизма. Прибавим еще абсолютную социальную безответственность за окружающих, стремление обособиться от остальных и сосредоточиться на своих проблемах. Может, прежде чем обвинять государство в отмене действия ювенальной юстиции, стоит обратить внимание на собственное равнодушие? И тогда судить по делу нижегородского убийцы придется не участкового, случайно и не вовремя попавшего под «горячую руку» правосудия, а тех многочисленных соседей, которые молчали, слыша крики за стенкой? Или школьных учителей, которые видели синяки на теле детей?

Винить в случившемся невозможно только мать семейства. У подобных жертв формируется так называемый стокгольмский синдром, механизм которого действует так, что жертва, подвергаемая систематическим пыткам психологического и физического характера, начинает защищать и симпатизировать своему насильнику, надеясь на помилование и снисходительное отношение. Кроме того, как ни печально это осознавать, для жертвы ситуация подверженности агрессии становится обычной, превращаясь в «зону комфорта» - да, наше сознание порой предлагает совершенно абсурдные сценарии нашей жизни. Для таких семей предусмотрена модель созависимости: как жертва не представляет жизни без насильника, так и насильник – без жертвы.

В результате взрослая жертва насилия переживает сильнейший стресс, с которым не может справиться годами. Проявления находят себя на трех уровнях:

  • Психологическом: нарушения сна, кошмары, всплывающие тревожащие воспоминания, невозможность сконцентрироваться, повышенная возбудимость, восприятие всего общества враждебным, депрессия, раздражительное и агрессивное состояние;
  • Физиологическом: нарушения сна, головные боли, ощущение нехватки воздуха, проблемы с сексуальной жизнью;
  • Поведенческом: нарушения общения и взаимодействия с окружающими, алкоголизм и наркомания, возможна булимия или анорексия, суицидальные попытки.

Дети, в свою очередь, проносят этот стресс через всю свою жизнь, выстраивая собственные отношения с опорой на эту боль. Получается порочный круг: насилуют те, кого насиловали.

А что делают современные якобы «неравнодушные»? Ушлые журналисты теребят жертв и требуют у них интервью, снова и снова заставляющие переживать боль и ужас пережитого насилия. Программе или журналу нужна сенсация: интервью маленького мальчика или девочки о том, как и что «делал взрослый дядя». Но микрофон посверкает перед ребенком пятнадцать минут, зрители в студии поохают, либералы покричат на все стороны о том, что государство виновато, – все извлекут свою выгоду. Ребенок уйдет из студии, но куда? Снова – в воспоминания, снова – в переживание ощущений, запахов, действий. История подчас повторяется и в правоохранительных органах. Представить страшно: человек, переживший весь ужас насилия, должен в мельчайших подробностях ответить на все вопросы следователя, порой более чем унизительные. Повторное переживание такого травмирующего события влечет за собой еще большее погружение в эти проблемы и, как следствие, усиление проявлений стресса. Так может, стоит хотя бы раз сделать моральный выбор в сторону жертвы?

Может, все-таки стоит задуматься, что гуманизация общества начинается не с ювенальной юстиции, не с органов власти, не с кабинетов, а с разума каждого из нас?

Автор статьи: Екатерина Лукина, политический психолог-консультант

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
ОБСУЖДЕНИЕ
Чтобы оставить комментарий, необходимо
зарегистрироваться или авторизоваться
или вы можете оставить анонимный
комментарий без регистрации.
Максим Исаев
"Россия традиционно лидирует в вопросах домашнего насилия". Это утверждение, которое нуждается в доказательствах, как минимум, по двум позициям. Во-первых, что Россия лидирует, а, во-вторых, что это лидерство носит традиционный характер, т.е. стабильно сохраняется хоть сколько-нибудь значимый период времени - ну, лет 25 хотя бы. Ни фактов, подтверждающих эти утверждения, ни ссылок на публикации, содержащие такие факты, автором не приводится. Я лично никакого такого дикого уровня именно домашнего насилия из опыта уголовного судопроизводства в нашем регионе не вижу. Мое восприятие, в любом случае, субъективно, принимать его на веру я не предлагаю, но автору следует поосторожнее разбрасываться утверждениями, которые она не в стоянии доказать.
2
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
На примере Карелии - «Насилие в российских семьях на примере Северо-Западного ФО» ссыль http://www.isesp-ras.ru/news/2015/12/
Статья 2003 года http://www.newsru.com/crime/07mar2003/nasilije.html с ссылкой на сайт "Международная амнистия", но конкретного материала по ссылке уже нет.
Про лидерство утверждение автора статьи не поддерживаю.
С выводом в статье на примере Карелии о том, что после развала союза домашнее насилие возросло, согласна, у самой складывается подобное впечатление. При союзе возможно было обратиться если не в партком, то на работу второй половины, сегодня найти кризисный центр в городе человеку не в теме не реально.
1
Vladislav Mikhailikov
Согласен кстати. Эта статья - один из инструментов для продвижения ювенальной юстиции.
0
Rohl
RohlС нами навсегда!2000 комментариев
Девочка, прежде чем делать ролик, вам следует посмотреть успешные ролики других, я не имею ввиду Осташко, с которого вы взяли пример. Десяток раз повторить текст(ведь я же не могу допустить, что вы не знаете своего текста), а то даже ударения неправильно сделаны.
Многие, я в том числе, ругали Вежливую Настю, но вряд ли кто-то может сказать, что она не умела делать роилики. Эта мощная копна волос, в стиле фильма "Звонок", а так же напряженная мелодия заднего фона, совсем не добавляют вам очков, помимо того, что вы не знали собственного текста(хотя может всё же и не своего).
А апофеозом всего служит отсутствие логических цепочек ваших(ваших ли?) рассуждений.
1
Арт Краев
Может стоит ввести нормальную цензуру на тв? "Бригада", "Бумер", "Улицы разбитНых.." итд, клипы с сиськотрясом итд- ибо все что нас окружает становится закономерным итогом взросления тех, кто сиё смотрит.
1
Оксана Луговая
Ага, вы правы. Это и есть культура изнасилования.
0
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Кхм .. а как же право первой ночи и прочие льготы захватчикам городов? Тогда книжки с картинками были дикая редкость, не то что телевизор.
0
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Ну не учился человек на театральном. ))) Чаще ролики вообще не смотрю, если есть текст. После вашего поста посмотрела. Один открытый глаз натурально убил.)) Вероятно, ребенок еще до конца не выбрал, какая профессия ему более интересна, модели или публициста - аналитика.))
-1
Rohl
RohlС нами навсегда!2000 комментариев
Ладно бы ролик был хреновый, но отсутствие логики в суждении.
Говорит про равнодушие людей и перекидывается на ЮЮ. Процитирую своего любимого автора: "Это всё равно, что сказать "космонавты и педерасты", вроде ничего плохого про космонавтов не сказали, а осадок остался".
1
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Она пыталась противопоставить свою позицию (разговор за равнодушие и разум) позиции тех, кто обвиняет государство в бездействии, в частности, в отказе от ювенальной юстиции. Но сделано это крайне непрофессионально, в тексте много отсылок к эмоциям, пересказов иных ситуаций, оценочных суждений о частных лицах и целых сообществах. Основная мысль замылена.
1
Rohl
RohlС нами навсегда!2000 комментариев
Вот и я про то. Девочка видимо любимица Осташко, так как его "стиль" проглядывается во всём. Любимцам можно простить любую ересь и вздор.
"-Хочешь я тебя на главную страницу поставлю? -Ну нееет, мало. Давай мне ролик сделаем? -Ну окей, трудно что ли, диван с моего ролика не убрали."
-1
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Жестоко. И да, в ролике тот же офисный диван. Осташко чаще в кресле из того же гарнитура сидит, когда текст начитывает.
И все же, я бы не клевала, она слишком молоденькая, что бы понимать сколько мусора в людских головах и почему с ним проще считаться, чем провоцировать "тем же диваном" в ролике фантазии не по заданной к обсуждению теме.
1
Оксана Луговая
Мальчик, а вы откуда вообще берете на себя смелость заявлять, что текст - не автора? откуда вообще такая мысль появляется? Мне интересно - хоть одному автору мужского пола вы такое писали? У вас может быть появились какие-то претензии к видео - это вопрос вкусовщины - но заявлять, что текст не ее..... ну как бы и само обращение к человеку уничижительное.
-1
Rohl
RohlС нами навсегда!2000 комментариев
Что вижу, то говорю. Научитесь делать сами, а не чужое брать.
-1
Оксана Луговая
эгейгей, мальчик, дядя, или кто вы)))) Я ж вам что вещаю!!!!! Вчитайтесь!!! С чего ты взял, что текст не ее????? Спроси у каждого автора тогда, а чей текст)))) У Катерины всегда свои тексты. И образование соответствующее - психологическое
-1
Аноним
Аноним
Россия, Обнинск
У меня есть 2 миллиона рубле, они сейчас лежат под 18, 15 и 14% на три года. Что вы посоветуете с ними сделать в нынешних экономических условиях, если я коплю деньги на жильё? Как на счёт покупки долларов, рубль валится, а по телеку убеждают, что всё плохое прошло. Просто я помню и в интернете это можно найти, как говорили, что 40 рублей за доллар выше быть не может, не покупайте доллары.
0
Михаил Каретников
Если уж так хочется перевести в ино валюту , то купите Юаней.
0
Алексей Лончаков Лончаков
Основная причина всего происходящего - доступность наркотиков. В первую очередь этанола. Необходимо ужесточить условия продажи, кривая преступности резко пойдёт вниз.
0
Мамка Бешеная
Эх, как это сделать? Пиво,вот в ларьках запретили продавать, а они к ларьку пристраивают что-то типа навеса-50 кв.м. есть, продавать можно. А про пузырёчки со странной жидкостью вообще молчу. Кто это всё контролировать будет?
0
AndreyKA17 Rus
"Россия традиционно лидирует в вопросах домашнего насилия. Почему?" - откуда это мнение? ссылку на статистику, как её собирали? Если по заявлениям в правоохранительные органы, то это неоднозначно. Ведь в одном обществе права женщины могут быть принижены и они к этому првыкли, а в другом - не принято "выносить сор из избы", то есть особенность культуры общества может играть гиганскую роль, и обращение в милицию - это признак свободы женщины в обществе/семье, а не наоборот.
"массовую алкоголизацию населения, утрированное восприятие патриархальности и принятие насилия в качестве управленческого механизма" - это вообще бред. Алкоголизм у нас - это давно доказанное враньё (да, в 90е было больше, но это не имело массовый характер). "патриархальность" - необоснованная гупость. "принятие насилия в качестве управленческого механизма" - это можно встретить ВЕЗДЕ!
В общем, автор, не натягивать вывод на "факты", у вас и с ними проблема.
3
Арт Краев
"ссылку на статистику" - удваиваю. Желательно, что-бы ссылочка была не на "эхо мацы" или аналогичную прозападную либерастню.
2
AndreyKA17 Rus
А других у них (либерастов) и нет :)
1
Виталий Вольф
Никаких экстренных мер не нужно. Просто больной должен сидеть в дурке, а не разгуливать по улицам. Что бы не верещали общечеловеки. И все, никаких проблем не будет.
3
Михаил Каретников
По нынешнему закону психически больного человека можно отправить дурку ТОЛЬКО по его согласию.
0
Виталий Вольф
Вот может быть в этом проблема? Как там у наших "партнеров" с этим дела обстоят ? А то я не в курсе.
0
Денис Бабаевич
Неправда ваша. Есть три основания для принудительной госпитализации, но нужно понимать, что психиатры не патрулируют улицы в поисках "психов". Необходимо, чтобы кто-то хотя бы позвонил в скорую, или обратился к участковому психиатру.
0
Мамка Бешеная
А к чему все эти многобукофф? Закон у нас есть и иногда даже работает. Мне пришлось быть свидетелем в таком деле. Реально пацану жизнь спасли.
Придумывать велосипед не нужно. Надо заставить педали крутить.
А насчёт того, где больше насилия, это ещё бабушка надвое сказала. Его везде полно. Потому что неадекватов хватает по всему миру.
4
Оксана Луговая
простите, о каком законе речь?
0
Мамка Бешеная
Необразованная я, колхозница, знаете ли.
Есть у нас кодекс административный, есть уголовный. Это я сейчас на пальцах объясняю. Если деть не ходит в школу, или ходит грязный, голодный и избитый, то вначале родителей привлекают по административному. Там, правда, есть один нюанс, кто-то должен быть свидетелем, что всё печально. Если деть избит конкретно и сам просит помощи, например, у классного руководителя, его провожают в больничку, снимают побои, фиксируют, а дальше работает участковый и УК РФ.
0
dpstramen@gmail.com
Комментарий удален
2
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Некая часть женского населения борется за равноправие,и в этой погоне забывают что они женщины и переходят многие границы в отношениях . Семья начинает сталкиваться с проблемами ( но в итоге всегда винят мужчин), не задумываясь о причинах и последствиях. В итоге результаты печальны (насилие,разводы и.т.д.) . так что вопрос в этой статье уж точно не касается каких либо гос.органов! Дело то семейное.
3
dpstramen@gmail.com
Уж не знаю, за какое равноправие они там борются, но в нашей с вами России, а до того в СССР, у женщин всегда было прав больше!
4
slava slava
slava slavaС нами навсегда!2000 комментариев
Насилие никогда не следствие чей-то провокации, это исключительно от самого человека зависит, как меры допустимого для себя лично.
Не нужно во всех текстах авторов женщин видеть то, о чем не писали, как борьбу за равноправие. Автором предложен разговор за разум.
0
Оксана Луговая
Ла-ла-ла)))) Опять женщины виноваты))))- "Некая часть женского населения борется за равноправие,и в этой погоне забывают что они женщины и переходят многие границы в отношениях"----- А мужчины не виноваты случайно в том, что они насилуют и убивают? Не переходят они границы. Это и есть суть домашнего насилия. И вот этот принцип: "не выноси сор из избы" выгоден только насильникам - моральным и всяким другим
0
Мамка Бешеная
Повторюсь, колхозница я. Выросла там, где насилие-норма. Вывод вынесла один, не хочешь, чтобы тебя били, а тем паче убивали твоих детей, не живи с насильником. Эпизод насилия в семье должен быть первым и последним, если таковой случается.
0
Аноним
Аноним
Эстония
Комментарий удален
1
Michael Pupkind
Мне кажется мы отвлекаемся от Украины, а ведь там Хунта. Детей распинают на досках объявлений, а потом продают геям на органы. Доколе?!
-4
Дмитрий Петров
пока мало скачут ))))))
0
AndreyKA17 Rus
скачи выше ...
0
Алексей Лончаков Лончаков
Украина подождёт. У нас и свои проблемы бывают. Там пока ещё не коллапс...
0
Михаил Каретников
Не пойму , автор пропагандирует ЮЮ? А что бы предотвратить насилие надо:
1) Ограничить продажу алкоголя и табака по примеру Чечни.
2) Закрыть ВСЕ секты и разрешить только традиционные для России и Мира Религии.
6
Артём Кузнецов
В первую очередь вопрос о том кто виноват надо ставить перед теми психиатрами, которые этого человека "лечили", а потом выпустили. Считаю что сидеть должны вместе с ним в одной камере.
1
Аноним
Аноним
Россия, Омск
Вижу, что вы очень далеки от понимания пстхиатрии и реалий оказания психиатрической помощи в нашей стране. Ознакомьтесь, прежде чем шашкой махать.
-1
Артём Кузнецов
Типичный ответ. Все далеки, никто ничего не понимает, а если бы понимали, то знали бы, что психиатр не может отвечать за пациента. А на кой они тогда нужны? Вылечить не могут, отвечать не хотят. Нужны ли такие "врачи"?
1
Оксана Луговая
Кстати, к вопросу о тех специалистах, которые могут помочь предотвратить трагедию - есть но мало их специализированные центры по работе с мужчинами. Самостоятельно ни один интимный партнер (бойфренд, муж и тд) туда не пойдет. Редкие соглашаются пойти, если их зовет женщина. Но чаще всего из-за нежелания признавать, что есть проблемы с неконтролируемой агрессией, отказываются. В России просто не привыкли обращаться к психологам - это считается равнозначным признанию себя психом
-1
Артём Кузнецов
Да, люди в таком состоянии действительно редко готовы с кем-то делиться своей проблемой и исправлять ее.
Но момент еще в ответственности. Вот если обычный врач делает операцию, ошибается, и человек в результате умирает - этого врача могут отстранить от практики или даже посадить (если он реально допустил врачебную ошибку).
А если человека закрывают в психушку (не психолог работает, а именно в психушку помещают), его там обрабатывает психиатр, который якобы помогает справиться с этой проблемой, а потом человек выходит и проявляет ту же проблему в более острой форме. Какая ответственность такого "врача" должна быть за это?
0
Оксана Луговая
Это проблема отечественной школы психоанализа и психиатрии. От старых карательных методов в таких специализированных заведениях еще не совсем отошли. К тому же лечение лекарствами, вызывающими зависимость, приводит наверняка к тому, что проблема с взаимодействием человека с окружающими остается. Но это нужно читать и смотреть на ситуации, чтобы понимать, конечно
0
Денис Бабаевич
И немного в психиатрии разобраться не мешало бы.
0
Оксана Луговая
конечно, профильным структурам надо разбираться. Я говорю то, что знаю из общения со специалистами. Немногие отечественные психоаналитики понимают, что теория "Венского шарлатана" с одесскими корнями Зигмунда Фройда - страшна и вредна. Подумайте только в какое время его труды стали популярными. Тогда общество на Западе нуждалось в выбросе энергии, в сексуальной революции. И Фройд пришелся всем по вкусу. Что бы он не сказал, все принимали на веру. "заняться сексом с матерью", "убить отца" и тд. Лженаука, в которой все нуждались тогда не более.
0
Аноним
Аноним
Россия, Омск
Вы американских фильмов насмотрелись, а не со специалистами наобщались. Шизофрения - это к Крепелину! При чем здесь Фрейд и психоанализ? У нас практически нет, в отличие от американцев, психотерапии шизофреников. Не пытайтесь с умным видом рассуждать о том, в чем разбираетесь чуть менее, чем никак.
0
Денис Бабаевич
Вы вообще понимаете, что человек, судя по новостям, страдал шизофренией, так что психолог и какие-то там "центры для мужчин" здесь вообще мимо кассы?
1
Оксана Луговая
бедняжечка... как же жаль мне этого шизофреника.... то-то я смотрю, новости аж испестрили сообщениями типа "Новгородский убийца пошел на поправку"..... Как же все сочувствуют этому уроду
0
Денис Бабаевич
А у вас типичная истерика: вы понятия не имеете о том, о чем говорите. Психические расстройства - это не насморк. Да и с законом и порядком оказания психиатрической помощи вам действительно стоит ознакомиться.
0
наши услуги
Видео
Реклама
Новости партнеров