аналитика
15 Октября 2015, 23:32


Об актуальности современной патриотической песни

1 257 32
Об актуальности современной патриотической песни Фото: Politrussia.com

Если говорить о том, какую роль в жизни страны может сыграть песня, то, в первую очередь, надо вспомнить, как сплотила весь народ суровая песня “Священная война”, прозвучавшая в первые дни войны. Мне, шестилетнему мальчику, на всю жизнь врезались в душу музыка и слова: “Вставай страна огромная, вставай на смертный бой. С фашистской силой темною, с проклятою ордой!”. (Авторы - А.Александров и В. Лебедев-Кумач). А недавно пришла в голову простая мысль о том, как не хватает нам сейчас по-настоящему честных, искренних патриотических песен. Вспомним, как это было в самом начале существования Советского государства. Тогда большинство талантливых поэтов и композиторов по-настоящему, искренне верили в счастливое коммунистическое будущее и поэтому с таким энтузиазмом создавали яркие песни, всенародно любимые на протяжении многих лет. В прошлом году, работая над темой истории советской песни, я постепенно пришел к выводу, что ничего подобного ни в одной стране не было. При всем уважении к венской оперетте и французскому шансону, к итальянским канцоне, к американским мюзиклам и джазовым балладам, к госпелз и блюзам, советские песни, относящиеся к периоду с начала 20-х до середины 60-х, уникальны. Именно тогда и возникли песни, посвященные Гражданской войне, пионерские и комсомольские, предвоенные лирические, песни времен войны, послевоенные песни о войне и патриотические послевоенные песни. Ближе к 70-м в этом жанре постепенно испарилась убежденность, а вместе с ней и самобытность. Появилось новое явление – «советская эстрада», породившая одну из самых своих низкопробных разновидностей - «попсу». На мой взгляд, одной из причин такого перерождения стало то, что «железный занавес» в области культуры сделался заметно прозрачнее. К нам пришла западная мода и авторы песен стали подстраиваться под соответственно изменившийся спрос. Советские люди, почувствовав явное послабление, как губка стали впитывать все, что звучало по радио и с экранов телевизоров.

Теперь вернемся в далекие 20-е прошлого века, во времена Гражданской войны, когда шли тяжелые бои с Антантой, с многочисленными армиями Белого движения - с Колчаком, Деникиным, Врангелем, с махновцами и анархистами. Одна из первых таких песен под названием «Красная армия всех сильней!» появилась как отклик на события, происходившие летом 1920 года, когда только что образованная Красная армия отражала наступление войск барона Врангеля, двинувшихся из Крыма. Ее авторами стали композитор Самуил Покрасс и поэт Павел Горенштейн. В то время Главкомом Красной армии был Лев Троцкий, и поэтому в тексте песни есть такие слова: «.. с отрядом флотских, товарищ Троцкий нас поведет на смертный бой!». После высылки из СССР Троцкого текст был переделан, и окончательный его вариант стал таким: «.. и все должны мы неудержимо идти в последний смертный бой!». Сами по себе слова о неудержимости и возможной смерти в бою говорят о многом. Прежде всего, об отчаянном положении только что возникшей Республики Советов. А в 1941 году, когда началась война, поэт Петр Белый сочинил новый текст для этой же мелодии, где пелось: «.. свору фашистов развеем как дым, Сталин ведет нас, и мы победим!». Так на два десятка лет была продлена жизнь этой яркой песни. Кстати, был в ней и такой фрагмент: «.. церкви и тюрьмы сравняем с землей..». Он просуществовал неизменным вплоть до 2001 года, когда слово «церкви» было заменено на «банки». Правда, к этому времени Россия уже перешла к капитализму, когда без банков экономика немыслима. Да и церкви никто уже сравнивать с землей не будет.

В начале 20-х появляется еще одна популярнейшая песня о Гражданской войне - «Марш Буденного», которую сочинила братья Покрасс и поэт Д’Актиль. В ней имеются две нелепости. Во-первых СССР, возник на два года позже, тем не менее, в песне есть такие слова: «.. ведь с нами Ворошилов, первый Красный офицер, сумеем кровь пролить за ЭсЭсЭр!». Во вторых, в тексте имеется явная ошибка. Во фразе «Мы красные кавалеристы и про нас, былинники речистые ведут рассказ...» ударение в слове «кавалеристы» на втором «а». Это говорит о том, что первыми энтузиастами были нерусские люди, плохо знавшие грамматику. Позднее некоторые исполнители, пытаясь как-то исправить эту досадную деталь, пели так: «.. мы красная кавалерия и про нас..».

И уж если вспоминать о классике того периода, нельзя не упомянуть о песне «По долинам и по взгорьям». Кто только не использовал эту мелодию. Она была маршем Дроздовского полка, гимном махновцев и Маршем сибирских стрелков. И только в 1922 году она получила советское название «Марш Дальневосточных партизан».

В том же 1920-м году начал свое восхождение к вершинам славы молодой Исаак Дунаевский. Вместе с Михаилом Светловым они создали песню «Каховка», вошедшую в золотой фонд нашей песенной культуры. Фраза, прозвучавшая там, стала на долгое время девизом Советского государства: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».


В наше время этот лозунг мог бы с успехом использоваться во внешней политике России. Нельзя не отметить еще одну песню, за которой стоят трагические события. Это песня о выдающемся герое Гражданской войны Николае Щорсе, который был застрелен в 1919 году по тайному указанию Сталина, который не мог допустить чрезмерной популярности блестящих полководцев, прославившихся в тот героический период. Точно так же он обошелся с Филиппом Мироновым, Григорием Котовским, а позднее - с Блюхером.

Но вот закончилась Великая Отечественная война. Мне было тогда десять лет. Все мое поколение просто жило всем, что было связано с войной. Вместе со всем народом я пережил радость Победы, знал и любил все песни, которые постоянно звучали из репродукторов. И вот, когда по радио начали звучать новые песни типа «Летят перелетные птицы», у меня возникло какое-то противоречивое чувство. Там были такие слова: «Летят перелетные птицы ушедшее лето искать. Летят они в жаркие страны, а я не хочу улетать. А я остаются с тобою, родная навеки страна. Не нужно мне солнце чужое, чужая земля не нужна!». Я задумался – зачем лететь куда-то из нашей страны, когда здесь начинается счастливая жизнь. И вот любимый мной Леонид Утесов записывает песню «Родные берега», где прямо говорится: «И нет прекрасней и дороже, звучней родного языка. И нет средь нас таких, кто может забыть родные берега..». «Песня бывалого моряка» тоже является замечательным примером, где просто и с юмором излагается простая патриотическая идея: «Нет не по мне краса в чужом окошечке. В чужих морях бродил я много дней. Но не оставил там души ни крошечки, ей-ей!. Она для нас, ....она для Насти, Настеньки моей, она для милой Настеньки моей!».

Гораздо позже я узнал о трагедии миллионов советских людей, которые оказались в Европе после окончания войны. Среди них были советские военнопленные, освобожденные Союзниками, которых, согласно суровым сталинским законам приравнивали к дезертирам. Там были и настоящие предатели, воевавшие на стороне Вермахта в рядах Русской освободительной армии генерала Власова. Были и мирные жители, которых насильно угнали в Германию для работы, главным образом, на военных заводах. А были и те, кто добровольно ушел вместе с отступавшими немецкими войсками. Значительная часть таких людей оказались в оккупационных зонах, находившихся под контролем Союзнических войск, где создавались лагеря для так называемых «перемещенных лиц».. Находившиеся там русские прекрасно понимали, что будет с ними, если их вернут на Родину. Тем не менее, к сентябрю 1945 года были насильно, против их воли переданы властям НКВД около двух миллионов таких граждан. Поэтому совершались многочисленные побеги из таких лагерей. Несмотря на бдительную охрану, многим это удавалось, после чего они продолжали жить, осев в самых разных странах. Мне кажется, именно на эту категорию и были рассчитаны патриотические песни такого рода, где делались намеки, что на то, что неплохо бы вернуться к себе домой. Мне кажется, что наивных среди перемещенных лиц не оказалось.

Но, одновременно с этим начали звучать и другие, поистине патриотические песни, адресованные советским людям, народу-победителю. Вот, например, фрагмент песни М.Фрадкина на слова М.Матусовского: «Вернулся я на Родину, и у пруда под ивою, ты ждешь, как в годы давние, прихода моего... Была бы наша Родина богатой да счастливою, А выше счастья Родины нет в мире ничего!”.

А несколько позже, в 1951 году, когда СССР вступил в противостояние с ядерной мощью США, композитор В.Захаров и поэт С.Михалков написали песню, где есть такие слова, актуальные в наши дни: “Наша сила - в деле правом. Советским героям-слава! Мир добывала народам наша Родина, наша держава. Но опять спокойно спать не дают матерям и детям. Те, кто грозят нам войной, Будут за это в ответе!”.

В наши дни, когда над Россией вновь нависла угроза войны, просто необходимо подумать о создании новых, по-настоящему патриотических песен, способных сплотить наш народ и подготовить его к суровым событиям. В заключение напомню, какую роль сыграли песни, звучавшие накануне Великой Отечественной войны. Вот фрагмент песни братьев Покрасс на слова Ласкина, прозвучавшей в кинофильме “Трактористы” в 1938 году: “Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде, мы начеку, мы за врагом следим, чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим!”. А какие песни, бодрые и оптимистичные, появились сразу же после начала войны! Я уверен, что их вклад в дело победы над фашизмом трудно переоценить.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров