• Вход
  • Регистрация
аналитика
12 Декабря 2015, 19:50


Почему мы не празднуем День Конституции

4 986 47
Почему мы не празднуем День Конституции Фото: politrussia.com

Сегодня, 12 декабря, в календаре отмечен День Конституции Российской Федерации. До 2005 года он, согласно указу Ельцина, был выходным днём, затем этот статус отменили, и теперь День Конституции причисляется к памятным датам России. О чём же мы должны помнить?

Скажем для начала, что есть Конституция как таковая. Энциклопедический словарь конституционного права даёт такое определение:

«…основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны».

Очень выверенная дефиниция. В идеале Конституция должна быть государствообразующим документом, фиксирующим общественный договор отношений населения страны с правящим режимом. Если без юридических тонкостей, то Конституция должна фиксировать, на каких именно условиях граждане дают правительству полномочия управлять страной и какие именно права и свободы гарантирует взамен правящий режим.

Впрочем, в Великобритании нет Конституции вообще — государственным строем является монархия (тем, кто не интересовался вопросом, рекомендую задать поиск по теме полномочий). Юристы изворачиваются, трактуя положение дел как «конституция есть, но некодифицированная», но суть это не меняет. Хотя на англичан равняться не стоит в любом случае, для действительно правового государства Конституция необходима.

День Конституции традиционно назначается на дату принятия документа. Первая конституция СССР, закрепившая юридически образование государства, была принята 31 января 1924 года, Конституция 1936 года, «сталинская», была принята 5 декабря. Пришедшая на смену «Брежневская» — 7 октября 1977 года, и День Конституции перенесли в очередной раз.

Действующая же конституция была принята 12 декабря 1993 года по время правления Ельцина. Писалась она, надо честно признать, в интересах Запада, а вовсе не России. И это не конспирология: Агентство США по международному развитию (USAID) открыто пишет на своём сайте, описывая свою деятельность в России:

«USAID-funded Rule of Law implementers helped draft the Russian Constitution, Part I of the Russian Civil Code, and the Russian Tax Code» (Субсидированные USAID специалисты по праву помогали писать черновик русской Конституции, первой части Гражданского Кодекса и русского Налогового Кодекса).

Спрашивается: зачем нужны были иностранные специалисты по праву для написания российской Конституции?

В словарном определении не зря сказано: «…либо отдельных социальных слоев (групп) общества», в данном случае — увы, компрадоров. Именно поэтому в части 4 статьи 15 Конституции указан приоритет международного права над национальным:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

«ПолитРоссия» не раз писала о мерах, принимаемых сейчас Россией на высшем уровне, для фактической отмены этого положения (юридическое невозможно без изменений в Конституции). И вот, буквально в этом месяце, свершилось:

«Госдума приняла закон, разрешающий Конституционному суду РФ “признавать неисполнимыми решения международных судов” в случае их противоречия российской Конституции. При этом понятно, что самой компетентной организацией по вопросу “что соответствует, а что противоречит Конституции РФ”, является Конституционный суд Российской Федерации».

Самое антироссийское положение ельцинской Конституции преодолено.

И сейчас председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко уверенно говорит:

«12 декабря мы можем и должны поздравить друг друга с тем, что у нас такая взвешенная и мудрая Конституция, которая несмотря ни на какие объективные, субъективные возникающие проблемы, те или иные течения, всё-таки обеспечивает уверенное поступательное развитие страны. … Конституция сегодня надёжно обеспечивает стабильное устойчивое развитие страны, права и свободы граждан, наши национальные интересы на мировой арене, и российское государство, общество за эти годы ни разу не столкнулось с проблемами, ситуациями, которые невозможно было бы разрешить в рамках действующей Конституции, в рамках нашего основного закона страны».

К 15-летию конституции, в 2008 году, Дмитрий Медведев также положительно оценивал действующую Конституцию:

«12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной закон — такой Закон, который признал высшей ценностью человека, его права и свободы, который установил основы демократического порядка России и обязавший государство на деле соблюдать и защищать эти новые базовые ценности».

Честно говоря, к тому, как была принята Конституция, предъявляют множество претензий.

По официальным данным, в голосовании участвовали 54.8% населения, и «за» проголосовало 58.4% от пришедших на выборы, что составляет 31% от всех избирателей России. По сути, «за» не проголосовало даже обычное большинство, не говоря уж о квалифицированном — и это в столь важном вопросе! В дальнейшем приводились аргументы, обосновывающие фальсификацию выборов — утверждалось, что явка составила лишь приблизительно 46%; также имели место опровержения этих аргументов. Кто прав — определить уже невозможно, так как избирательные бюллетени были уничтожены через несколько месяцев после голосования по распоряжению председателя Центризбиркома Н. Т. Рябова.

Но суть в другом: Ельцин вообще не имел права созывать общенародный референдум. Статья 185 Конституции РСФСР гласила:

«Изменение Конституции РСФСР производится решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР», а закон РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР» гласил: «право принятия решения о проведении всероссийского референдума — всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики — принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами — Верховному Совету России».

Поэтому Ельцин издал знаменитый указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым прекратил осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов России и Верховным Советом России, а также прекратил полномочия народных депутатов в целом, а затем издал и другие указы, направленные на скорейшее принятие новой Конституции при фактическом игнорировании действующей. Именно поэтому референдум не проводился: его заменило некое «всенародное голосование», не предусмотренное в каком-либо действующем законе РФ, а условием принятия решения было назначено обычное большинство голосов.

Но, может быть, не стоит обращать внимание на юридические вопросы, а согласиться с пригодностью действующей Конституции? Рекомендую по теме небольшую заметку — краткое сравнение двух Конституций СССР, 1936-го и 1977-го годов, и Конституции РФ 1993 г. Рассмотрим право на труд.

Из конституции 1936 года:

«Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Право на труд обеспечивается… устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

Из конституции 1977 года:

«Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. ….»

Из конституции 1993 года:

«Статья 37. 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. …на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. …».

Очень наглядно: в 1936 году безработица уже была, и государство занималось её ликвидацией, при этом труд оплачивался «по способностям»; в 1977 году безработицы давно уже не было в принципе, и речь идёт не просто о праве на труд — но и на труд по специальности, в соответствии с призванием. Огромным достижением социализма была возможность выбирать работу по призванию, а не ради зарплаты.

В ельцинской же Конституции много пафосных слов про труд, но он не гарантируется, лишь «каждый свободно распоряжаться своими способностями», а оплата ему гарантирована не ниже минимальной, зато «без дискриминации». И что такое — «право на защиту от безработицы» при наличии безработицы, извините?

Также в Конституции 1993 года право на жилище трактуется как: «Никто не может быть произвольно лишен жилища», бесплатное же получение жилплощади оставлено лишь для «малоимущих и иных указанных в законе граждан» (обеспечение этого права на практике — отдельный вопрос), а положение о «невысокой плате за квартиру и коммунальные услуги» ненавязчиво исчезло. И так далее…

Значит ли это, что надо срочно менять Конституцию? Нет, не значит. Одно из двух главных антироссийских положений уже нейтрализовали, требуется нейтрализовать также статью 13: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», удалив из формулировки словосочетание «государственной или». Устанавливать какую-либо идеологию как обязательную, действительно, недопустимо, а вот официальная национальная идеология в России остро необходима. Как верно высказался Сталин: «Без теории нам смерть!».

В марте 2014 года Евгений Фёдоров, выступая на Круглом столе по укреплению суверенитета России, верно указывает:

«Убрав запрет на госидеологию, Россия обретает право на выработку собственного лица, собственного характера и из искусственного младенчества может активно приступить к госстроительству. У чиновников появятся чёткие ориентиры государственной политики, появятся понятия что хорошо, а что плохо. С госидеологией гражданскому обществу намного проще будет привлечь чиновника к ответственности. Надеюсь, что намного проще будет ставить и реализовывать задачи развития России».
Федоров Евгений Алексеевич

Это, конечно, не панацея, но необходимое для развития России действие: невозможно развиваться, не имея направления развития; невозможно разрабатывать адекватную тактику, не имея стратегии.

Причём изменения в Конституцию не требуются: главное, чтобы идеология была и работала, а признание её государственной de jure может и подождать.

Является ли День Конституции праздником? Думаю, аккуратное прекращение практики выходного дня в эту дату говорит само за себя. Но России очень нужен — несколько позже — новый Основной Закон, действительно российский, а не написанный под диктовку Запада.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
ОБСУЖДЕНИЕ
Чтобы оставить комментарий, необходимо
зарегистрироваться или авторизоваться
или вы можете оставить анонимный
комментарий без регистрации.
Илья Волков
Автор упустил статью 75 про ЦБ.
Также не сказано про то, что природные ресурсы могут быть в частной собственности.
И ещё в конституции очень много фигурирует сепаратизм, мы уже это видили в 90х (Чечня, Татарстан, Якутия(Оф. Язык-Английский)
Например:
Статья 5. Пункт 2 - Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Статья 9. Пункт 1 - Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Авторы конституции создали идеальную основу для разграбления государства в дальнейшей перспективе.
0
Илья Волков
Президент и правительство не может пойти на конфронтацию между собой иначе пойдет хаос, все это могут подхватить недоброжелатели типа Навальных и прочих. Именно поэтому Валентина Матвиенко, Владимир Путин и Дмитрий Медведев не критикуют ЦБ, а также конституцию.
0
Rohl
RohlС нами навсегда!2000 комментариев
Почему не празднуем? Нечего праздновать!
Подписывайте петицию по новой конституции и УК РФ:
http://xn----htbbbbkead6cmenxlq3b5l.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D1%84/#.Vkq4-QAqniw.vk
http://xn----htbbbbkead6cmenxlq3b5l.xn--p1ai/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0-%D1%80%D1%84/
0
Andrey Muysky
Современноая конституция в России это конституция рабов. Целое государство добровольно согласилось быть рабами англосаксов. Это позор. сумашедший [censored] продал Россию
1
Весьма Душевный
implementors - это не переводчики, если что.
0
Борис Степнов
Разумеется, Что-то даже не пойму, как именно меня так взглючило. Благодарю за указание на ошибку, подправил.
0
Михаил Котов
Нужно еще разобраться обязательно не только с 13 статьей, НО И С 75 И 9-ОЙ!
1
Владимир Волгин
половинчато. не одобряю. больше решительности.
0
DefDogs
DefDogsС нами навсегда!50 комментариев
Мы действуем согласно нашим интересам, все, кто следит за событиями должны понимать это, если интересы расходятся с конституцией, принимаются соответствующие законы за секунду и далее мы действуем по интересам. Я это связываю с тем, что не трогая конституцию и ЦБ мы держимся более-менее в "мировых правилах" чтобы не отталкивать от себя зарубежные рынки. В связи с очевидным расхождением реальности с бумагой - крайне разочарован в Федорове и НОДе. Насчет идеологии частично согласен, но давайте будем объективны, новая идеология еще не сформировалась - Русский мир - это не общая идеология, вы даже татар в нее не затащите, не говоря уже о других
0
Дед Мазай
Комментарий удален
-1
Ируська
лучше пусть давайте сформируется привычка переписывать законы "по первому требованию"
0
Дед Мазай
Комментарий удален
0
Ируська
мне не плевать, когда нарушаются законы. но я считаю, что государство действует правильно и осмотрительно. решение о главенстве внутренних законов и судов над международными уже принято, например.
а что касается государственной идеологии - считаю, что пункт правильный. ни к чему в конституции прописывать государственную идеологию. плавали - знаем, к чему это приводит.
а попытка ввести государственную идеологию сродни желанию сменить президента - вот сейчас сменим президента/установки/элиту и все сразу будет хорошо, все сразу перекуются и будут чудесными, замечательными, высокоморальными людьми, думающими исключительно о благе общества.
0
Ируська
давайте обойдемся без государственной идеологии? наелись уже по самое не хочу!
хочу иметь право выбора - во что мне верить, что принимать, а что отвергать. сама решать, а не чтобы государство мне указывало. надоело - никто не верит, но все провозглашают. для чего это?
-4
DefDogs
DefDogsС нами навсегда!50 комментариев
Частично согласен, что-то навязывать или выдумывать вряд ли даст хороший эффект. Надеюсь она сформируется сама
0
Ируська
что сформируется? идеология? и все будут верить и исповедывать одинаково? по-моему, это уже проходили и неоднократно - любая идеология, устанавливаемая в качестве государственной, в итоге превращается в ничто
0
DefDogs
DefDogsС нами навсегда!50 комментариев
Вы наверное про коммунизм итд, а я не про это - на этой базе объединить невозможно. Но можно допустим перечислить какие-то вещи, которые близки большинству и двигают государство в верную сторону - например поддержка семьи, рост населения, уважение к всем коренным народам, уважение к нашей истории, развитие науки и технологий, сильная армия, помощь притесняемым странам итд... Такие вещи не объединить в одно-два слова, но они и должны составлять идеологию
0
Ируська
понимаете, теоретически коммунистическая идеология тоже была за все хорошее против всего плохого. но ее должны были, просто обязаны, разделять ВСЕ жившие в Союзе. так же, как жившие на тот момент в США обязаны были ненавидеть коммунистов - об этом мало говорят, особенно сейчас, но люди реально подвергались гонениям, лишались работы и считались неблагонадежными. практически то же самое было в Союзе.
государственная идеология говорит о том, что ее должны разделять ВСЕ, а если нет - ты враг. можно предоставить людям право выбора? кто-то за большую семью, а кто-то вообще не желает ее заводить - его право?
у нас есть законы, в том числе уголовные - значит ли это, все их соблюдают? я против того, чтобы возводить идеологию в ранг закона - в конце концов, это личное дело каждого. а рост населения, поддержка семьи и т. д. - это приоритеты развития государства, которые оно вырабатывает и объявляет, причем на конкретный текущий момент, как требуют его интересы
0
DefDogs
DefDogsС нами навсегда!50 комментариев
Как я понял вас пугает слово идеология. Ладно, давайте назовем это так - у государства должны быть максимально лаконично сформулированы долгосрочные направления и цели.
0
Ируська
да, потому что терминология - важная штука.
в такой формулировке абсолютно согласна - должны быть цели, приоритеты, направления; желательно четко сформулированные и измеряемые.
:) хотя Хрущев тоже четко формулировал про коммунизм в восьмидесятых :))). а потому еще одно - достижимые, реальные цели.
0
Дед Мазай
Комментарий удален
1
Ируська
а давайте не смешивать идеологию и план действий? и тем более не складывать иерархию и идеологию в один ящик?
0
Нико Пелевин
А как вы план действий без идеологии собрались создавать? Что такое государство без идеологии? Это государство без истории, без плана действий, без внятной политики (как внешней, так и внутренней). Другое дело, что идеология не должна быть обязательной (ну в смысле не расстреливать кого-то только за то, что он анархист и дзен-буддист))).
В любой более или менее адекватной стране идеология есть. Чаще всего это вера в особенность нации и поиск внешнего врага (Мы русские, с нами Бог/Мы, амеры, исключительная нация; Мочи пиндосов/Мочи USSR, а потом терроров, а потом Россию). Ну я думаю, вы поняли про какие страны я написал.) Идеология позволяет сплотить нацию. Без неё начнётся моральный беспредел...
Вам "свободных от идеологии" 90-х не хватило? Или вы в это время в детсад ходили???
1
Ируська
это было время не от идеологии свободное, а от морали, нормальной человеческой морали.
а идеологии, особенно государственной, мне хватило до того - по самое не хочу, так же как и бесконечной лжи, т.к. никто в ту идеологию уже не верил, но все провозглашали.
может, я неправильно понимаю, но государственная идеология не может не быть обязательной - итак вон уже все вовсю занимаются поисками врагов; а что будет, если идеология станет обязательно-всеобщей? нет уж, спасибо, проходили.
0
Дед Мазай
Комментарий удален
0
Ируська
ага, "кодекс строителя коммунизма". вам напомнить, во что это вылилось? спасибо, я лично повторения всего этого не хочу, наслушалась вранья по самое не могу.
никакая принятая идеология не заставит ни одного человека (ни таксиста, ни чиновника) быть честным, добросовестным работником - а это все, что требуется от человека на его рабочем месте. а что он думает, в какие идеалы верит и что исповедует - это его личные проблемы. до того момента, пока он добросовестно выполняет возложенные на него обязанности. а это достигается не идеологией, а воспитанием - в первую очередь в семье. во вторую - отношением общества. создайте нетерпимое отношение к тунеядцам - и большая часть из них изменится просто потому, что мы не можем быть вне общества, нам нужно быть принятыми. и т.д.
0
Нико Пелевин
"никакая принятая идеология не заставит ни одного человека". Посмотрите на на историю. Заставляла.) Факт.
Вы оперируете советской идеологией, но из контекста ("никто в ту идеологию уже не верил, но все провозглашали") видно, что берёте период 80-х, даже, наверное, конца 70-х отчасти. Это период упадка. Давайте для разбора рыночной экономики брать период "Великой депрессии" по этой логике.)))
" а это достигается не идеологией, а воспитанием - в первую очередь в семье. во вторую - отношением общества. создайте нетерпимое отношение к тунеядцам". А вы в курсе, что де факто про идеологию сейчас говорите?)))
0
Ируська
я взяла "моральный кодекс строителя коммунизма" как ближайший в истории пример.
можете взять христианство - 1500-1700 лет назад, когда оно стало официальной идеологией. ситуация та же самая - поначалу верим, потом все превращается в провозглашения и ритуалы.
нет, я говорю не об идеологии, а о воспитании. и еще - о праве каждого выбирать свой путь, свою веру и свои решения.
0
Дед Мазай
Комментарий удален
0
Ируська
честно говоря, не могу разграничить мораль и идеологию. и то, и другое из области философии. поэтому спорить не буду.
0
Аноним
Аноним
Франция
Мне давно вот интересно- какую именно идеологию собираются устанавливать в России последователи Федорова ?
0
DefDogs
DefDogsС нами навсегда!50 комментариев
Суверенитет от всех на свете и от здравого смысла.
-2
Ируська
вот и мне тоже. или народ не понимает термин "идеология"
0
Аноним
Аноним
Россия, Санкт-Петербург
Конституцию пора менять на суверенную. Кто этого не понимает - тот или дурак или предатель.
3
Аноним
Аноним
Россия, Санкт-Петербург
Ну и какого х... Ельцин - центр открыли
3
latgalka
latgalkaС нами навсегда!200 комментариев
Когда тараканов морят - ставят ловушку из которой вкусно (для тараканов) пахнет, когда мух ловят - липучку вешают сахаром посыпанную... а теперь вот Ельцин-центр открыли...
2
Аноним
Аноним
Россия, Нижневартовск
Конституцию надо менять.
Это факт. А идиология должна быть одна, это высокий уровень жизни и безопасность граждан. Гарантированные права.
И чтобы в начальных классах дети знали свои права и как их защитить и росли в правовом государстве.
1
Viktor Makushin
1. У нас все праздники собраны на новогодний период.
2. Если каждый день праздник, то их череда превращается в обыкновенные будни
1
Виктор Без
вот только как новую не подпиндоскую примут.так сразу и начнем праздновать
5
р.Б. Виктор
Белый сахиб наглоссак выдумал конституцию, кодификацию, законы рынка и эволюционный для тузесцев в колониях.
Чтобы рабство было добровольным.
У хозяев наглоссаков - иудеев Израиля тоже нет конституции, но они не способны на выдумку, только 3 базовых инстктинта.
Как только Русская Империя, стараниями агентуры наглоссаков, получила колониальный закон, так и настало На Святой Руси сейчас иго иудейское (третье и последнее).
Первоначальный же бунт агентуры по приведению на трон жены царя Конституции в декабре потерпел полное фиаско.
(Полный крах вторая "И" из шести букв). Праздновать своё закабаление могут только со свидомизмом мозга. И, да! статья вообще ниочём по юридическим меркам, т.к. Единственной законной формой верховной власти в Святой Руси продолжает оставаться и поныне Самодержавная Монархия. (http://derzava.com/art_desc.php?aid=83)
-3
Аноним
Аноним
Россия, Москва
Вывод автора притянут за уши. Вот трагический распад СССР совсем не мешает праздновать 12 июня День России. Хотя именно в этот день была принята декларация о суверенитете, которая была одним из клиньев в тело покойного.
Просто уж слишком много нерабочих дней получается. (Иногда банан -это просто банан (с)).
Что, впрочем, не отменяет необходимости "подрихтовки" Конституции в сторону достижения необходимой степени суверенитета.
0
Максим  Радогост
Великобритания - Конституционная монархия, там не может не быть конституции
1
Павел Вершинин
Нет там конституции.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_Великобритании
Отличительной характеристикой британского конституционного права является его некодифицированность, то есть нет какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции.
1
Максим  Радогост
Уже прогуглил) Тем не менее, этот нонсенс из-за того, что в Великобритании прецедентное право.
0
Весьма Душевный
Этот "нонсенс" из-за того, что ее нет, вот и всё. Как нет Конституции ни в одной из стран британского доминьона типа Австралии, Канады и т.д. Фиксация на конституции - это революционная фишка.
0
Дед Мазай
Комментарий удален
0
Весьма Душевный
Короче, нет ее.
0
наши услуги
Видео
Реклама
Новости партнеров