аналитика
16 Октября 2015, 13:45


Пропаганда: русские злодеи и агенты КГБ вновь возвращаются на западные киноэкраны

1 679 17

В беседе с народным комиссаром просвещения молодой советской республики Анатолием Луначарским, состоявшейся в далеком 1922 году, Владимир Ильич Ленин сказал фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».

Там, правда, еще и про цирк речь велась, однако суть заключается в том, что уже тогда вождь мирового пролетариата разглядел в кино, которое в начале века считалось вполне невинной забавой небожителей от искусства, мощнейший инструмент политического и идеологического влияния на общество. Не потерял кинематограф своего значения и в XXI веке. Норвежский сериал «Оккупированные», в котором разыгрывается образ «России-агрессора», - лишнее тому подтверждение.

То, каким образом выстраивался и менялся взгляд на нашу страну в западном кинематографе на протяжении последних 50-60 лет, дает яркий образчик того, как государство с помощью искусства всячески пестует заштампованность и мифологизированность массового сознания.

Начнем с количественных показателей: с 1946 года по настоящее время было выпущено более 900 игровых фильмов, связанных с российской тематикой. Лидером по производству такой медиапродукции является Голливуд. Во времена Холодной войны в политический лексикон прочно вошли такие словосочетания, как «информационно-психологическая война», «идеологическая борьба», «политическая пропаганда», а также «образ врага». Именно образ врага стал выстраиваться в западном кинематографе.

Фильм под названием «Железный занавес» (1948) стал знаковым. В нем обыгрывалась подлинная история советского дипломата Игоря Гузенко, попросившего политического убежища в Канаде. Главной целью было показать, как гнетет советских граждан советский строй. В дальнейшем русские персонажи появлялись на западных киноэкранах исключительно в негативном свете. Нас, как правило, изображали в виде гротескно подлых, злых и коварных военных или кэгэбэшников по типу генерала Гоголя и Пушкина из «бондианы».

Были и некоторые исключения. Сравнить русских по уровню негативного отражения в кинематографе можно было только, пожалуй, с итальянскими мафиози 30-х. В «самом важном для нас из искусств» воспроизводилось множество стереотипов о советской России: шпиономания, подготовка СССР тайного удара, угнетение и обман бесчеловечным тоталитарным режимом собственного народа.

К созданию этих стереотипов привлекались лучшие актеры и режиссеры: Альфред Хичкок, Клинт Иствуд, Питер Устинов. Иногда русские герои оказывались положительными, но это были исключительно девушки, которые влюблялись в американцев и предпочитали жить на Западе. Когда в середине 70-х между США и СССР наметилось некоторое потепление, в очередном фильме про Джеймса Бонда появилась героиня - шпионка Аня («Шпион, который меня любил», 1977). Целуя непобедимого агента, она произносит: «Русский агент влюбляется в британского агента - вот она, настоящая разрядка».

Фото: Советская шпионка Аня, влюбившаяся в Джеймса Бонда, - положительный образ СССР

Однако радикально ситуация не менялась на протяжении всей Холодной войны. В целом все, что касалось советской власти, выглядело как нечто ужасное и угрожающее. В лучшем случае русские изображались как придурковатые, но весьма милые солдаты.

Новым периодом обострения отношений с США стала военная операция СССР в Афганистане. Мы вновь превратились в политических негодяев. Особенно постарались навредить «советские злыдни» всемирно известным героям, которых играл Сильвестр Сталлоне. В 1985 его Рокки Бальбоа попытается убить на ринге похожий на робота советский боксер и офицер, циничный и беспощадный Иван Драго.

А в 1988-м в Афганистане подобную миссию взяла на себя советская армия в лице беспринципного полковника Зайцева, который решил, что сможет побороть легендарного Джона Рембо. Но, конечно же, ничего у них не вышло. Слай всех разметал и поставил вещи на свои места. Свобода и демократия восторжествовали. Апогеем противостояния между СССР и Западом в кинематографе можно назвать картину «Красный рассвет», вышедшую на широкий экран в 1984 году. Главные роли сыграли хорошо известные нашему зрителю Патрик Суэйзи и Чарли Шин. По сюжету Советский союз развязывает против США атомную войну и разворачивает широкомасштабное вторжение, в котором участвует, кстати, еще Куба. Режиссерами были показаны зверства, массовые казни и множество других злодейств, которые чинили советские кинооккупанты. Между прочим, в 2012 году вышел ремейк, где место СССР заняла Северная Корея.

Фото: "Красный рассвет", 1984

В 90-е годы ситуация несколько поменялась. С развалом Советского Союза острота идеологического противостояния сошла на нет. Бывшие коммунисты помогают американским демократам победить некие силы зла. И вот уже милиционер Иван Данко в исполнении Арнольда Шварценеггера вместе с американским коллегой борется с преступностью. Хотя эту самую преступность олицетворяет именно советский мафиозник – наркоторговец Виктор Роста. Но это уже был определенный прогресс в прекращении демонизации России. В некоторых случаях, как в «К-19» с Харрисоном Фордом в главной роли, советские военные и вовсе были изображены подлинно героически.

Фото: Арнольд Шварценеггер в образе советского милиционера Ивана Данко

Однако направленность картин все же не изменилась. Идеологическая составляющая ушла, а вот до превращения русских из негодяев в хороших парней как-то не дошло. Генералов и КГБшников сменили бандиты и олигархи. Русские по-прежнему оставались гротескными, эпатажными. Как и раньше, кинофильмы были переполнены культурными стереотипами о нашей стране: водка, медведи, балалайки. Например, космонавт с говорящей фамилией Андропов в знаменитом кинофильме «Армагеддон» чинит космический корабль в шапке-ушанке, не снимая майки с красной звездой.

Из "империи зла" Россия превратилась в темную и заснеженную страну бандитов и денежных мешков - олигархов. По-прежнему в западном кинематографе доминировали отрицательные персонажи: наркобарон Петровский из «Стирателя», генерал Урумов из серии бондианы «Золотой глаз». Русские заняли почетное место в пантеоне «плохих ребят», творящих насилие вместе с мафиози, исламскими радикалами и северокорейцами.

Фото: Космонавт Андропов помогает спасать мир, не снимая шапки-ушанки

По мере нарастания конфликтности во взаимоотношениях России и США в 2000-е негатив в кино только усиливался. В 2007 году на экраны вышел фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа»: были вновь воспроизведены самые яркие негативные стереотипы о советской политической системе, а также о культуре страны в целом. Агент советских спецслужб Ирина Спалько, весьма беспринципная и зловещая, надо сказать, тетка, действует по личному приказу диктатора Сталина (действие картины происходит в 1957 году, через 4 года после его смерти, но это авторов ничуть не смутило). Советские солдаты пытаются помешать американскому герою, при этом активно пьют водку, играют на балалайке и отплясывают калинку-малинку. А зачастивший к нам в последние годы Микки Рурк, не раз выражавший симпатию к нашей стране, сыграл русского инженера Ивана Ванко, пытавшегося убить супергероя в «Железном человеке-2».

Вновь актуализируется тема зловещего советского режима. Последний пример - фильм «Номер 44». Сюжет фильма основан на том, что в сталинские времена якобы отрицалась возможность существования убийств, в связи с чем следователю запретили расследование дела о серийном маньяке. Чушь явная. Именно поэтому даже западные кинокритики назвали его антисоветской пропагандой времен Холодной войны.

В среде либеральной общественности бытовал и продолжает бытовать миф о том, что западная пропаганда была направлена исключительно против коммунизма. Однако история и современность говорят совсем о другом. Всегда стоит помнить, что любое усиление России всегда воспринималось и, видимо, будет восприниматься Западом как некая угроза. Это находило отражение во многих произведениях искусства, увидевших свет и до СССР. Так что дело тут не в противостоянии коммунизму. Причина лежит гораздо глубже.

И теперь вот «Оккупированные». Этот сериал, как и многие другие, нельзя воспринимать иначе как реакцию на усиление России. Так что удивляться тому, что на экраны возвращаются «русские злодеи», не стоит. А ждать того, что мы когда-нибудь превратимся в парней хороших – утопично. А если такое вдруг произойдет, то, на мой взгляд, это будет означать полный крах США.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров