аналитика
14 Октября 2014, 14:51


Запретное кино

9 328 32
В российском обществе продолжает живо обсуждаться идея квотирования или даже полного запрета американских фильмов в российском прокате. Последними наиболее резонансными заявлениями на этот счёт стал призыв известного режиссера Юрия Кары полностью перекрыть американской кинопродукции доступ в Россию — и альтернативные мнения его коллег на Санкт-Петербургском международном Медиа Форуме

Можно заметить, что предложения ввести протекционистские меры в защиту отечественного кинопроизводителя звучали в российском политикуме и раньше. Еще в 2012 году депутат от Единой России и вице-спикер Госдумы Сергей Железняк предлагал снять льготы по НДС для иностранных фильмов — а минимальную долю отечественных картин закрепить на уровне 20%. Позже звучали предложения повысить указанный “минимум” до 50%. И вот, совсем недавно, в середине сентября создатель картин “Завтра была война” и “Мастер и Маргарита”, предложил запретить голливудскую продукцию вообще. Исходя из чисто прагматических соображений — в качестве эффективных контрсанкций против дискриминационных мер Вашингтона.

Тем не менее, собравшиеся в Петербурге режиссёры и прокатчики идею Кары категорически не поддержали. Вместо этого звучали панические возгласы.

“Если ввести квотирование американских картин — половина кинотеатров закроются уже на следующий день, особенно в малых городах”, “Кинотеатральный бизнес окупается хорошо, если за 8 лет — а при введении квот не будет окупаться вообще”, “Зритель сам разберётся, что ему нужно” — и тому подобные тезисы. Самое печальное, что их поддержали некоторые режиссёры, имеющие репутацию патриотов — как, например, создатель “Девятой роты” Федор Бондарчук.

***

Разберёмся в ситуации поподробнее. Да, на первый взгляд, в конкуренции за умы (и кошельки) потребителей должны участвовать исключительно потребительские свойства товаров. Будь-то автомобили или кинофильмы. Но при этом, несмотря на все ритуальные заявления о “свободной конкуренции”, существовании ВТО и других торговых союзов, любое государство так или иначе старается защищать собственного производителя.

С другой стороны, идеологически-информационная сфера никогда не была ареной свободной конкуренции — даже в так называемом “свободном мире”. Не только в российском ТВ-пространстве нет каналов, принадлежащих американцам и англичанам — в США и Британии ситуация с российским телевещанием точно такая же. И соответствующие законы жёстко ограничивают даже миноритарные иностранные инвестиции в эту деликатную сферу.

Но кино — это ведь точно такая же идеология. Зритель подсознательно ассоциирует себя с положительным героем — и точно также начинает ненавидеть “плохих парней”. И вот, следом за “Рэмбо в Афганистане” и блистательным Харрисоном Фордом в “Королевстве хрустального черепа” россияне начинают симпатизировать американцам — и не любить своих же соотечественников, которых Голливуд рисует исключительно злобными и тупыми монстрами.

Собственно, “плохих русских” в голливудской продукции может и не быть. Но уж “хорошие американцы” присутствуют там всегда. Что само по себе является ненавязчивой пропагандой “американских ценностей” навязываемого Вашингтоном “пакс американа” — американского мира.

***

Между тем, по недавнему опросу ВЦИОМ http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=115016 Соединенные Штаты за последние 6 лет почти втрое повысили отрицательный рейтинг в глазах россиян. Доля последних, считающих, что именно США является враждебной России страной, с 2008 года возросла с 25 до 73%! Что, в общем, абсолютно адекватно отражает объективную реальность — когда Вашингтон выкручивает руки России с целью превратить ее в своего послушного сателлита, как в “благословенные 90-е” ельцинского безвременья.

Но, как следует из раболепно-панических выступлений “светочей российской киноиндустрии”, законодательное закрепление в репертуаре кинотеатров даже 20% российских фильмов приведёт к катастрофическим последствиям. То есть, надо понимать, что сейчас в этих заведениях крутят почти исключительно зарубежную продукцию? И при этом, российские же режиссеры, чьих картин, получается, не найти в прокате “днем с огнем”, печалятся о якобы гибели отечественного кинопроката — ассортимент которого почти целиком состоит из иностранных лент!

Возникает вопрос — а зачем тогда в России кинотеатры вообще? Чтобы служить “рупором” заокеанской и прочей зарубежной идеологии в душах российских граждан? В Южной Корее, например — кстати, верном союзнике США — корейские картины обязаны крутить минимум треть года. В Китае — в год завозится всего 30 американских фильмов.

А, россияне “сами разберутся, что им нужно”? Да-да, это мы где-то уже слышали. Например, в призывах разрешить использование для начала “легких” наркотиков. А что — взрослые ведь люди, сами разберутся, что им хорошо, а что — нет.

Увы, в кинорепертуаре разбираются не все. И понимание того, что “классный блокбастер” неразрывно связан с проведением в жизнь той самой политики США, которую считают враждебной своей Родине три четверти российских граждан, придёт к ним далеко не сразу. А ко многим не придет вообще — ведь пропаганда, замаскированная под “высокое искусство”, действует на подсознание не хуже знаменитого 25 кадра.

***

Так зачем же — мало того, что спонсировать Голливуд — так ещё и пускать в свои мозги заокеанскую пропагандисткую заразу? А, “запреты не помогут — люди начнут искать нужное им на пиратских сайтах?” Да пожалуйста — пусть ищут на здоровье!

Эффективные контрмеры очень легко предпринять через контроль над студиями дублирования. Ведь это процесс дорогостоящий, связанный с необходимостью платить гонорары хорошим актерам-дублерам. “В гараже” такое не сделаешь.

Хочет кто смотреть антироссийскую дрянь — пусть качает английскую версию. Ну и, конечно, всякие “Гоблины” в помощь.

А нормальные люди будут смотреть отечественные ленты — да, в общем, и самые “неидеологизированные” зарубежные тоже.

***

Впрочем, вариант, когда западные хиты можно будет посмотреть только в Интернете — это тоже хорошая экономическая диверсия против Голливуда с его доктринальной “копирастией”. Если он хочет толкать преимущества западного образа жизни для российских западоидов — пусть делает это бесплатно.

Посмотрим, надолго ли хватит на такой альтруизм тамошних доброхотов — и как скоро они начнут с пеной у рта требовать запретить халявный просмотр их продукции, якобы, столь любимыми “русскими братьями, выбравшими демократию”. Если даже для своих “американских братьев” местные копирасты во многих штатах записали в местные Уголовные Кодексы солидные сроки за снятие “экранок” во время просмотра премьер и последующего выкладывания их в сеть.

Главное — никакие “защитники демократии” не подкопаются: если в России такой же солидный срок дадут какому-нибудь “нео-Гоблину”. А наедут — так вот ответ: “Да вы что — мы же не свободу нарушаем, а защищаем “священное право интеллектуальной собственности” Голливуда!”.

***

Что касается “страшилок” относительно “неизбежного банкротства” российских кинотеатров из-за ограничения в них американских лент — так они только страшилками и являются. Хотя, по большому счёту, даже и полное закрытие таких заведений не привело бы даже к росту безработицы — в перепрофилированных помещениях смогло бы найти работу гораздо большее количество людей, чем несколько кассиров, билетёров и киномехаников.

Отечественные фильмы станет негде показывать? Кинопрокатчики угрожают закрыться от исчезновения всего-то пятой части импортного репертуара? Ничего страшного — российское кино будет идти в оставшихся кинотеатрах, не говоря уже о телевидении.

Да и не закроются кинозалы — чтобы ни обещали их боссы. Поход в кинотеатр — это ведь не просто желание посмотреть киноновинку. Зачем деньги и время тратить, если на пресловутых “пиратских” сайтах тот или иной хит можно увидеть порой раньше, чем в официальном прокате в своём городе?

Посещение кинотеатра — акт имиджевый. Туда ходят насладиться отличным качеством изображения, 3Д-звуком. Очень часто ходят не одни, а в компании, с детьми. Такое мероприятие видеофайлом из интернета не заменишь.

 И в этом смысле — особой разницы, что смотреть, просто нет. То есть, конечно, если выбор есть — пойдут на то, что кажется более интересным. А если выбора нет — пойдут на то, что есть. Тем более, отечественное кино называть “плохим” могут только убежденные русофобы. Хороший вкус ведь тоже надо воспитывать. Недаром детям в школах запрещают продажу очень вкусных, но очень вредных газировки и чипсов.

Так что, разговоры о “закрытии кинотеатров из-за запрета американских фильмов” из той же оперы, что и боязнь закрытия супермаркетов из-за эмбарго на импорт хамона и пармезана. Только, в отличие от самих по себе ни в чём не повинных заграничных сыров, голливудские поделки могут нанести куда больший вред сознанию россиян. Вызывая настоящий “когнитивный диссонанс” между законным возмущением антироссийской политикой США — и усвоению американских же идеологических догм в увлекательной упаковке киноискусства.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров