аналитика
19 Октября 2016, 16:30


Патриарх Кирилл протянул руку дружбы англичанам

482 0

Завершился визит Патриарха Кирилла в Великобританию, который проходил с 15 по 18 октября. Мероприятие было приурочено к трёхсотлетию православной миссии на Британских островах. В рамках визита Патриарх провел ряд служб и встреч с епископатом, клиром и мирянами православных общин Британии, а также встретился с представителями иных христианских конфессий, в том числе с епископом Кентерберийским Джастином Уэлби и «земным попечителем» Церкви Англии королевой Елизаветой II.

Что касается «православной части» визита, то здесь, в общем-то, всё логично. Предстоятель совершил молебен в доме № 32 по Уэльбек-стрит, где в 1913-1920 годах располагался храм Русской православной церкви. Затем, вечером 15 октября, совершил утреню всенощного бдения в лондонском храме Русской зарубежной церкви, освящённом в честь Успения Божией Матери и Царственных страстотерпцев. Потом освятил новое надгробие митрополита Антония Сурожского, особо почитаемого православными как в Британии, так и в России за его труды, проповеди и пастырское служение. В тот же день состоялась встреча с Сербским Патриархом Иринеем, на которой обсуждались вопросы отношений двух поместных православных церквей, а также темы, связанные с общеправославным диалогом.

Фото: РИА Новости. Сергей Пятаков, https://ria.ru/religion/20161017/1479428373.html

Эта часть патриаршего визита особых вопросов ни у кого не вызывает: Патриарх приехал в Сурожскую епархию с пастырским визитом. Кстати, в Британию до Владыки Кирилла российские патриархи визитов не совершали. Однако сам Предстоятель был в Соединённом Королевстве несколько раз. Ещё в советские годы, будучи в делегации митрополита Никодима (Ротова) и занимая должность главы ОВЦС, в сане митрополита.

Куда больше вопросов возникает по поводу «англиканской части» визита. В частности, по поводу встреч с Кентерберийским епископом и королевой Елизаветой, которая к тому же является официальной главой Англиканской церкви. С Англиканской церковью, к слову сказать, у Православной Церкви отношения сложные и многолетние. И дело тут в динамично меняющемся англиканском богословии.

Эволюция англикан - от схожести с православием к ЛГТБ-священству

Сама эта христианская деноминация возникла в результате Реформации, но пошла своим, «средним путем». Появление Церкви Англии связывают с именем короля Генриха VIII, который хотел от Рима аннулирования брака со своей женой Екатериной Арагонской. Рим развода не дал, в ответ появился Акт о супрематии от 1534 года, который провозгласил, что земная власть над церковью Англии принадлежит только и исключительно английским монархам. При этом, помимо выхода из-под власти Папы, богословие и литургические практики Церкви Англии оставались вполне католическими. И только при сыне Генриха Эдуарде IV, а впоследствии и при Кентерберийском епископе Томасе Кранмере эти практики изрядно сместились в сторону протестантизма.

Потом, правда, было краткое примирение с Римом при Марии Тюдор, но в итоге в 1558 году произошло окончательное размежевание между Британией и римским престолом.

Англикане - это не католики, но и не протестанты.

Например, в отличие от протестантов, они сохранили у себя почтение к церковному преданию, оставили епископальное, а не пресвитерианское устройство церкви, не отказались полностью от икон, хотя их отношение к иконам далеко от католического и православного. Для англикан иконы – это не столько «образ, отсылающий нас к первообразу», сколько «визуальный учебник по богословию». Или, как говорят сами англиканские священники, «на иконах запечатлены самые дорогие для христиан образы – Христа, Святой Марии, апостолов, евангелистов и других святых, отдавших жизнь за Христа. Англикане не обожествляют иконы, не ожидают от икон помощи, не молятся иконам и не имеют суеверного отношения к иконам».

В центре англиканского богослужения, как и в Православной Церкви, находится Таинство Евхаристии, которое понимается именно как живое и таинственное присутствие Бога, а не как дань исторической традиции, что произошло во многих протестантских деноминациях.

Более того, на протяжении своей истории англикане могли стать православными (как минимум так считали и считают некоторые исследователи христианство и истории Церкви), но, увы, переговоры между православными и англиканами не были успешными, обсуждению богословских вопросов постоянно что-то мешало.

Есть и еще множество различий, но на сегодняшний день самым резонансным стал вопрос о женском духовенстве и епископате, который в современной англиканской церкви принял, на православный взгляд, какие-то совсем уж нехорошие формы. Символично, кстати, что Церковь Англии, по сути, началась с желания монарха развестись с женой, а более протестантские и либеральные порядки там установились при епископе Кранмере, по мнению ряда исследователей, потому что оный епископ тайно сожительствовал с любовницей и очень хотел либерализации в этом вопросе. После этого англикане пошли дальше, и вот уже 52-летняя Рейчел Тревик – первая женщина-епископ в церкви Англии, ставшая членом Палаты лордов, заявила, что, говоря о Боге, не следует употреблять местоимения «он» или «она», поскольку «к Богу не применимо понятие пола».

Вполне закономерным для современной Европы образом вопрос о женском духовенстве перерос в вопрос ЛГБТ-священства.

Так, в 2015 году Генеральный Синод Церкви Англии рукоположил четырех геев в священнослужители.

Зная эти факты, невольно задаешься вопросом, зачем вообще Патриарху Кириллу вести диалог с этими «милыми людьми», помимо элементарной церковной дипломатии. И вот здесь, опять же, необходимо смотреть на символическую нагрузку тех слов и жестов, которые осуществлял Патриарх в ходе своего визита.

«Протянуть руку дружбы английскому народу». Цели визита и опасные встречи Патриарха

Например, на приёме в Лондоне по случаю трёхсотлетия православия в Британии Предстоятель Русской Церкви в том числе заявил:

Дай Бог, чтобы никакие треволнения века сего не разрушали единство христианских нравственных ценностей, чтобы через эти ценности мы воспринимали друг друга как братьев и сестер… Я надеюсь, что у нас есть такая возможность, и время еще не упущено.
Кирилл (Патриарх Московский)

После чего подарил королеве Великобритании Елизавете II икону Божией Матери «Скоропослушница», название которой в наших СМИ почему-то написали с ошибкой. Впрочем, интересен тут символический аспект. Дело в том, что данный образ Богородицы известен как исцеляющий. И что характерно - исцеляющий от слепоты.

То есть по большому счету и главе Церкви Англии, и всей англиканской общине тактично намекнули, что пора бы прозреть. И это очень чётко ложится в контекст надежды Патриарха на то, что «ещё не поздно».

До этого пресс-секретарь Патриарха, священник Александр Волков, отвечая на вопросы о темах беседы Предстоятеля РПЦ и королевы Великобритании, предположил:

В числе тем, которые будут затронуты в ходе беседы, могут быть вопросы, связанные с положением христиан на Ближнем Востоке, и, разумеется, нынешнее состояние традиционного христианства в Европе, которое, к сожалению, сейчас переживает не лучшие времена.
Александр Волков

Слова о не очень хорошем состоянии европейского христианства косвенно подтверждаются и ответными подарками со стороны Королевского двора. Патриарху подарили щенка корги и портреты королевы и её мужа. В общем, глядя на эту картину, даже сквозь церковный дипломатический протокол можно разглядеть отношение Православной Церкви к англиканскому «модернизму».

Встреча с Кентерберийским епископом Джастином Порталом Уэлби носила еще более откровенный характер. Нужно понимать, что нынешний «фокус веры» и первый епископ Церкви Англии широко известен такими, например, высказываниями:

«Дебаты об однополых браках показывают, что Церковь рискует оказаться идущей не в ногу с меняющимся обществом»; «церковные лидеры должны пересмотреть своё отношение к гомосексуалистам, даже если им это не нравится»; «нравится нам или нет, но мы должны принять, что в области сексуальности произошла революция»; «существует заметная враждебность к позиции Церкви, мы должны пересмотреть наш курс и осознать новый контекст».
Джастин Портал Уэлби (епископ Кентерберийский)

Глава пресс-службы патриарха, иерей Александр Волков, подчеркнул, что между лидерами конфессий есть «достаточно обширная платформа для диалога». При этом он отметил, что «в первую очередь этот диалог строится на темах сохранения традиционного взгляда на христианство, и те вызовы, которые сейчас ставит агрессивное секулярное общество перед Церковью в Европе, беспокоят как Русскую православную церковь, так и Церковь Англии».

С обеспокоенности Святейшего Патриарха секулярным давлением и началась эта встреча:

«Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание архиепископа Джастина Уэлби, что Русская православная церковь серьезно озабочена либерализацией учения Церкви Англии в вопросах церковного устройства — рукоположения женщин в священнический и епископский сан, а также в вопросах нравственности и семьи. Его Святейшество выразил надежду, что Церковь Англии будет противостоять вызовам современного мира и стараться сохранять евангельское учение».

Иными словами, Патриарх Кирилл на официальном уровне выразил сомнения, что часть нынешних практик Англиканской церкви соответствует Евангелию.

Фото: http://www.patriarchia.ru/db/text/4644051.html

Вообще, глядя на все эти тонкие намеки и «памятные подарки», создается ощущение, что Патриарх в «англиканской» части своего визита выступил в роли этакого святого Доминика, пришедшего проповедовать альбигойцам. Кстати, переходы англикан в православие – не такое уж редкое явление, однако, думается, после нынешнего визита прецеденты могут участиться. В Англиканской церкви имеется большое количество епископов, клириков и прихожан, которые против нынешнего либерального курса и Церкви Англии, и англиканского содружества в целом.

Не менее важными на встрече глав конфессий были и решения о совместных гуманитарных проектах, о гонениях на христиан в Сирии, по поводу чего помимо встреч Патриарха состоялись и переговоры нынешнего главы ОВЦС МП митрополита Илариона с заместителем министра иностранных дел Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии баронессой Джойс Энелэй.

Такое «дублирование» переговоров явно говорит о том, что тема христиан на Ближнем Востоке – это не просто протокольная тема.

Также во время визита Патриарха в Лондон была отмечена напряжённость в отношениях между правительствами двух стран, преодолевать которую было решено совместно. Понятно, что в данном случае РПЦ, как и всегда, выступает, как «церковь-миротворец». Отсюда постоянные заявления о необходимости поддержания мира и прекращении гонений на христиан, что во время встречи Святейшего с Папой Римским, что во время нынешнего визита в Британию.

В своей речи в Лондоне Патриарх Кирилл открыто озвучил главную цель своего приезда:

Если вы меня спросите, почему я сегодня приехал в Англию, я скажу: конечно для того, чтобы праздновать юбилей, но и для того, чтобы протянуть руку дружбы английскому народу, Англиканской церкви, чтобы еще раз подчеркнуть значение религиозного фактора, в том числе и в международных отношениях. Уверен, что взаимодействие Русской православной церкви и христианских сообществ Англии призвано внести существенный вклад, в том числе и в развитие отношений между нашими странами и народами. Наши усилия должны проистекать не из политических соображений вне зависимости от того, как мы относимся к внешней политике наших государств, а исключительно исходя из того общего, что объединяет христиан Востока и Запада.
Кирилл (Патриарх Московский)

И, судя по всему, этих целей Предстоятель Русской Церкви достиг. Рука дружбы английскому народу протянута с помощью Русской православной церкви. Чем ответят англичане и англикане?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров