аналитика
19 Сентября 2015, 17:34


Экспорт девальвации из США превращается в страх

3 594 29
Экспорт девальвации из США превращается в страх Фото: politrussia.com

В последнее время только ленивый, пожалуй, не говорит о том, что в российской экономике назрели крупные системные перекосы, и государству вместе с бизнесом нужно предпринимать титанические усилия в контексте «отвязки» отечественного финансового и экспортного рынка от долларовой модели расчётов. Чего греха таить: именно девальвация российской национальной валюты по отношению к доллару заставила рядовых граждан страны почувствовать некоторый санкционный «шлепок». Не такой сильный, чтобы заставить россиян идти на баррикады и свергать законное правительство, но и не такой слабый, чтобы о нем забыть. Вместе с тем, говоря о девальвации и некотором объективном снижении потребления — прежде всего, иностранных, импортных товаров отечественные либеральные экономисты как бы исподволь намекают, что проблемы эти связаны исключительно с неуступчивой политической позицией России и ее руководства. Однако анализ девальвационного тренда в других странах, таких экономических гигантов, к примеру, как Бразилия, Австралия или Канада, заставляют говорить о масштабном падении национальных валют разных стран по отношению к доллару. Почему об этом не говорят в российской прессе и что за этим стоит – предлагаю поговорить подробнее.

Во-первых, стоит привести данные по девальвации национальных валют в разрезе стран и континентов, пока исключая Россию. Упоминавшаяся уже выше Канада вынуждена была девальвировать свою валюту по отношению к доллару на 24%. 7-я экономика мира по объему ВВП, согласно паритету покупательной способности, Бразилия свою валюту девальвировала еще сильнее – на 54%. Довольно сильно пострадали также валюты Аргентины – девальвация на 43%, и Турции – падение на 37%. Даже такие крупные и явно несырьевые экономики, как Мексика и ЮАР вынуждены были девальвировать свои национальные валюты на 31,5% и 26% соответственно.

И вот тут мы подходим к основному вопросу: чем вызвано это — начавшееся с 2014 года — валютное ралли? Если посмотреть на приведенную выше инфографику, то станет понятной одна базовая вещь: пострадали, в первую очередь, страны, в которых существенную долю экспорта составляет минерально-сырьевой сектор. Всем известно, какое резкое падение испытала цена на нефть, стоившая на пике 2014 года 115 долларов за баррель и откатившаяся к нынешним 48-50 долларам за бочку Брента. Этим обстоятельством можно объяснить девальвацию в Норвегии (которая плотно сидит на нефтяной игле), в Австралии, где горнорудный комплекс составляет значительную часть экономики, ну и в России, понятное дело. Однако тут кроется довольно интересный феномен. Вот, к примеру, есть такая страна как Ангола. Доля экспорта нефти в ВВП этой африканской страны составляет астрономические 66% — в России, для сравнения, этот показатель равен 9%. Так вот. Ангольский кванза упал по отношению к доллару всего на 29%, в то время как рубль к доллару — на 118%. Аналогичная история и с Нигерией: ее национальная валюта подешевела по отношению к доллару США всего на 24%, хотя доля экспорта «черного золота» в ее ВВП составляет 34%.

Так в чем же дело? А дело тут в том, что, по-видимому, российское руководство заранее предвидело такое развитие ситуации, и ослабление рубля было в некотором смысле простимулировано самими монетарными властями России. Девальвация, как известно, делает дорогим импорт и подталкивает развитие внутреннего производства. Однако тут есть определенная грань: нельзя снижать курс национальной валюты половинчато, иначе благотворное влияние не проявится. К тому же, как и в любой другой современной крупной экономике, в России полно лоббистских групп импортеров, которым невыгодно снижение курса рубля, так как это по живому режет их товарные схемы. В итоге проблема решалась на фоне болезненного геополитического противостояния с Западом, который сам дал козыри нам в руки и позволил не палить в биржевой топке десятки миллиардов долларов на поддержание валютного коридора, а провести пусть и болезненные, но необходимые для импортозамещения финансовые маневры.

Вместе с тем, существует вполне обоснованное экспертное мнение о том, что падение национальных валют вызвано влиянием Соединенных Штатов, которые внеэкономическими методами, путем формирования очагов военно-политической напряженности и хаотизации больших пространств создают предпосылки для спроса на свою национальную валюту и вынуждают бизнес для сохранения своих накоплений инвестировать в доллар и американские долговые обязательства. Мнение, в общем-то, не лишенное смысла, так как опыт предыдущих десятилетий демонстрирует тот факт, что американская финансовая система не может существовать без постоянного наращивания госдолга, а покупать казначейские расписки кому-то нужно, таковы правила игры, даже ФРС пока не может бесконтрольно печатать доллары — их нужно кому-то сбывать.

Все же думается, что процесс постепенной девальвации мировых валют по отношению к доллару связан с целым комплексом факторов, среди которых ключевую роль играет положение дел на сырьевых рынках, а также желание целого ряда стран нарастить внутреннее производство, используя курсовую разницу в качестве инструмента «мягкого» протекционизма. На фоне последнего решения ФРС США, оставившего ключевую ставку на уровне 0,25% (что вызовет очередной раунд инфляционной накачки американской экономики, что, в свою очередь, приведет росту сырьевых рынков и нефти), нам не впасть бы в эйфорию. Пузыри на мировых финансовых рынках будут с неизбежностью лопаться, и встречать эти события лучше с собственной налаженной хоть в какой-то мере промышленностью, нормальным сельским хозяйством и отлаженной финансовой системой. А бояться нечего. Сам по себе этот "индекс страха" не страшен.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров