аналитика
20 Апреля 2015, 20:42


Фармацевтический рынок в России: выживание по Дарвину

2 097 9
Фармацевтический рынок в России: выживание по Дарвину Фото: http://pravdanews.info/upload/editor/news/2014.10/5434d9eb71c16_1412749803.jpg

Фармацевтический рынок в России: выживание по Дарвину

Рост цен на лекарства – больная в прямом смысле слова тема для многих россиян, переживающих, что собственное здоровье может оказаться не по карману.  Генпрокуратура и ФАС не устают бороздить аптечные сети с рейдами, ряд компаний заверили общественность, что замораживают цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП). Но, несмотря на оптимистичный отчет Вероники Скворцовой на встрече с Владимиром Путиным о том, что ситуация на рынке стабилизирована, а 15 выявленных фактов превышения цен на ЖНЛВП – всего лишь повод для возбуждения уголовных дел, тревоги населения не утихли.  К сожалению, покупателей возбуждают не только случаи нарушения закона, но и рост цен на лекарства сам по себе. Только по официальным данным Росстата в первом квартале 2015 года инфляция в этом сегменте составила 23,8%, что вовсе не внушает оптимизма.

Не долларом единым жив кризис

В прессе, на конференциях и в официальных докладах энергично обсуждаются вопросы импортозамещения и развития российского производства лекарств, которое спасет страну и остановит инфляцию. Об этом же в рамках прямой линии говорил Владимир Путин. Но проблема фармакологической отрасли не только в производстве, но и в особенностях самой системы доступа препаратов к потребителю. И это сугубо внутренняя, российская проблема, которую виражи валютных курсов сделали всего лишь более очевидной.

Да, при производстве даже вполне отечественных препаратов используется импортное сырье, и порошок, выпускающийся на соседней улице, скорее всего, будет упакован в импортную бутылочку и закупорен импортной пробкой. Но отпускная цена формируется не только из производственных затрат, к сожалению.

Простая, на первый взгляд, схема «производитель – дистрибьютор – аптеки/больницы» в российских условиях оказывается монструозной. По факту рынок поделен между несколькими компаниями-дистрибьюторами, громадными холдингами, которым необходимо содержать соответствующий штат сотрудников и хорошо при этом зарабатывать, оставаясь исключительно связующим звеном между производителями и аптечными сетями, а также больницами и прочими медицинскими учреждениями. Что, разумеется, солидно «укомплектовывает» отпускные цены в аптеках, работники которых оказываются зажатыми между растущими аппетитами поставщиков, толпами возмущенных покупателей и собственным желанием выжить. При этом  позиций в ассортименте любой аптеки слишком много, чтобы прямые закупки у производителей реально было осуществлять повсеместно. Даже если отбросить продукцию импортного производства, отечественное раскидано по всей стране и в плане доставки вполне сопоставимо с зарубежным. При этом транспортировка многих препаратов требует особых условий хранения и подвергается тщательным проверкам госорганов, что для обычных перевозчиков слишком сложно. Для прямых поставок от производителя  аптекам понадобилась бы собственная логистическая система, причем колоссальная, содержание которой потребует еще большего увеличения цен на лекарства. Мелким фирмам такая система, в любом случае, не по силам.  А развитые сети и без того закладывают в отпускной прайс содержание своих многочисленных сотрудников и – особенно – управляющего аппарата.  К тому же, крупные поставщики федерального уровня, как правило, имеют связанные с ними аптечные сети, составляющие  конкуренцию своим менее солидным конкурентам.

В больницах ситуация сегодня тоже осложнилась. Доктор медицинских наук Владимир Козловский, научный руководитель отделения клинико-экспериментальных исследований новых психотропных средств ФГБУ НИПНИ им. В.М. Бехтерева,  отметил: «В госпитальной практике в плане номенклатуры ничего не изменилось, но ряд препаратов заменен другими, того же класса. Главные врачи больниц поставлены в зависимость от производителя, через тендеры в госзаказах. Закупаются генерики, эффективность которых порой отличается от партии к партии.  Например, у нас оказался вне доступа один препарат, который по современным меркам рассматривается в качестве стандарта оказания острой психиатрической помощи. А практика показывает, что, несмотря на мировую тенденцию по оценке эффективности, имеющую тренд замены препаратов по классам (каждый препарат может быть заменен аналогичным, с тем же действующим компонентом), в реальности разные препараты отличаются и по эффектам. На ходе лечения, разумеется, такой сбой схемы сказывается не самым лучшим образом. В амбулаторной практике перемен больше. Всплывают ситуации отсутствия в льготных аптеках нужных лекарств, приходится корректировать схемы лечения пациентов. Многие из этих людей малоимущие, им это дается непросто финансово и, опять же, смена препаратов влияет на качество и наступление ремсиии»

Дорого или никак

«Внезапно» - самая неприятная версия развития событий, как известно. Фармацевтический рынок набирал обороты с 1992 года, когда была отменена монополия на торговлю лекарственными препаратами. Все это время он был, разумеется, импортоориентированным, и при этом одним из самых перспективных. Темпы роста фармрынка лишь немного замедлились последние пару лет, при этом, по данным dsm group, к 2014 году рост объема рынка сопровождался его сокращением в номинальном выражении. То есть продажи падали, а выручка – все же росла. Грянувший кризис резко ввел фармацевтический бизнес в режим выживания по Дарвину. По прогнозам экспертов, многие из мелких аптек, особенно региональных, 2015 года не переживут, зажатые в сузившемся зазоре выживания между нерентабельностью и ненавистью потребителей (выражающейся в падении продаж). А крупные компании при грамотном лавировании получат возможность если не обогатиться еще больше, то уж точно прибрать к рукам ослабленных конкурентов или просто от них избавиться, причем естественным образом.

Что вовсе не приведет к облегчению ситуации для покупателей, Если не будет предложено альтернативного решения, цены продолжат расти. А ситуация с жизненно необходимыми препаратами может сложиться вообще неприятная. Для коммерсанта, в свете сегодняшних событий,  замедленная индексация цен на эти позиции превращает их не просто в невыгодные, а в убыточные. Особенно сильно это может сказаться на периферии страны: доставлять туда товар исключительно из человеколюбивых побуждений мало кому покажется интересным. Пресловутые «замороженные» полугодовые запасы, рано или поздно, все равно истощатся.  В связи с этим, может назреть дефектура рынка, и контроль ценообразования, установленный в 2010 году, окажется бессильным: «нет тела – нет дела». Бизнесмен нацелен на результат, то есть на прибыль, и убыток от продаж  ЖНЛВП, в комплексе с прочими сложностями,  сделает мысль об отказе от этих позиций вполне симпатичной.  В конце прошлого года ряд компаний уже приостановили выпуск дешевых, но необходимых лекарств из-за нестыковки установленной государством отпускной цены и стоимости сырья. 

Определенной надеждой для малоимущих покупателей могут стать муниципальные аптеки или развитие государственной аптечной сети, формирование которой, как пишут РИА Новости, подтвердила Вероника Скворцова.  В любом случае, по прогнозам экспертов, на сегодня остановить рост цен на препараты без обрушения целой отрасли вряд ли возможно, остается надеяться на то, что его удастся хотя бы сделать разумным.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров