аналитика
8 Ноября 2016, 14:20


«Продать нельзя копировать» : о сотрудничестве Китая и России в авиастроении

1 378 0
«Продать нельзя копировать» : о сотрудничестве Китая и России в авиастроении Фото: Politrussia.com

В минувшее воскресенье, 6 ноября, завершилась международная авиакосмическая выставка Airshow China 2016, на которой Китай проявил значительный, но специфический интерес к российской авиационной технике.

На выставке были заключены несколько контрактов. В частности, холдинг «Вертолёты России» подписал контракт с корпорацией Jiangsu Baoli Aviation Equipment о покупке российского лёгкого вертолёта «Ансат» и давно известных транспортников Ми-171 и Ка-32.

Параллельно с этим замгендиректора российской компании Игорь Чечиков отметил интерес КНР почти ко всему ассортименту российских гражданских вертолётов.

Однако специфика контракта заключается в том, что вертолёты закупаются не партиями, а по одному экземпляру. Это, очевидно, создает (а может быть, подразумевает?) угрозу их копирования в той или иной степени – главная беда при заключении сделок о поставке Китаю высокотехнологичной техники.

Несколько сгладить опасения может тот факт, что в прошлом году компания Jiangsu Baoli точно так же заключила контракт на поставку четырёх Ка-32. Но все же недостаточно. Если посмотреть на вертолётостроение КНР, то можно увидеть показательную картину: вертолёты Z-5 и Z-6 являются фактически копиями ещё советских Ми-4 и Ми-17, Z-11 скопирован с французского AS.350 Ecureuil, военный Z-9 — это копия Aerospatiale Dauphin, а тяжёлый Z-8 — SA.321 Super-Frelon.

Однако около четверти века назад китайцы достаточно развили свою науку и производство для того, чтобы не просто копировать, но и перерабатывать иностранные технологии и производить свои аппараты, хоть и на основе чужих моделей. Примером этого стал ударный вертолёт Z-10 (впервые продемонстрирован в 2012 году). Изначальный его эскиз — российский, изготовленный ОКБ имени Камова; трансмиссия — англо-итальянская от Agusta Westland; двигатели — от североамериканской Pratt & Whitney, остальное в основном французское от Eurocopter.

Причём сейчас на вертолёт ставят уже китайские двигатели.

Таким образом, Китай отчётливо переходит от простого копирования к международному сотрудничеству и собственным разработкам — но при этом не желает избавляться от старых привычек, наблюдающийся переход - все равно постепенный.

В настоящее время Aviation Industry Corporation of China совместно с франко-германской корпорацией Airbus Helicopters (ранее — Eurocopter) трудится над проектом среднего многоцелевого вертолёта Z-15, а совместно с Россией разрабатывает тяжёлый вертолёт Advanced Heavy Lift (AHL) – буквально на днях генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев сообщил о подписании соответствующего контракта до конца года.

«Мы сегодня формируем программу и заканчиваем ее обсуждение, и, думаю, в ближайшие месяц-два мы подпишем контракт на проектирование тяжелого вертолета. Всю ответственность за облик вертолета и его сертификацию несет китайская сторона. Мы для себя определили создание трансмиссии, редуктора и противообледенительной системы».

Запланированные параметры AHL: скорость до 300 км/ч, дальность — 630 км, практический потолок высоты — 5700 метров, грузоподъёмность — 10-15 тонн при взлётной массе 38,2 тонны.

Интересно, что этот вертолёт будет разрабатываться именно для внутренних нужд КНР. Директор по международному сотрудничеству и региональной политике «Ростеха» Виктор Кладов пояснил вопрос по поводу новой машины:

«Для российского рынка она не нужна, так как у нас универсальные вертолёты семейства Ми-17 перекрывают все необходимые потребности, а для сверхтяжёлых грузов применяется модернизированный Ми-26. Промежуточный вариант нам неинтересен. Поэтому мы работаем здесь для китайцев по их техзаданию».

Что же касается закупок «для копирования», то очень похоже на то, что Россия и Китай достигли некоего соглашения и в этой области. Еще в 2012 году было много споров по поводу закупки военных самолётов Китаем и его нежелания вносить в контракт пункт о запрете копирования технологий, но постепенно данный вопрос был решен. Так, многоцелевые военные Ми-17 Китай закупил сотнями. А вот на гражданском рынке, похоже, копировать «можно, если осторожно».

Главный редактор журнала Moscow Defense Brief, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин, поясняет тему совместного проекта AHL:

«По сути, мы окажем китайцам помощь в создании оригинального типа тяжёлого вертолёта, который будет адаптирован к китайским требованиям. Мы полностью разрабатываем вертолёт, производим отдельные компоненты, а китайцы берут на себя вопросы сборки, реализации проекта и соответствующие коммерческие риски».

Нормальное взаимовыгодное сотрудничество: загружаем наши КБ и заводы, получаем на это финансирование, тренируемся в разработке при отсутствии коммерческих рисков.

При этом метод копирования по отношению к некоторым закупкам не является сколь-либо критичным фактором, особенно когда речь идет не о самых передовых разработках. Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, согласно RT, указывает, что копирование – давно существующая практика:

«Китай копирует советский опыт. В 20-е, 30-е и частично 40-е годы СССР производил вооружения в основном на базе заимствованных технологий. Советские инженеры тоже производили клоны и добывали доступ к зарубежным технологиям любыми возможными способами. Качественный перелом произошёл позже. И только в 70-е годы вся советская техника представляла собой уникальные образцы».

Сотрудничество постепенно идёт: Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) и китайская компания Tus-Holdings уже создают совместный венчурный фонд в $100 млн именно для инвестирования совместных высокотехнологических проектов. На авиасалоне также было подписано соглашение о сотрудничестве в области прикладных авиационных наук, что полезно для разработок гражданских самолетов новых поколений, подписаны контракты на приобретение КНР самолетов-амфибий Бе-200 и лицензионное производство легкой амфибии Бе-103 Китаем.

Давний проект совместного широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера также будет понемногу реализовываться.

Так что мы торгуем, сотрудничаем и с уверенностью смотрим в будущее. А пока дирекция Airshow China собирается собрать побольше китайских компаний на МАКС-2017.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров