Непростительные ошибки в экономике России, которые помогли кризису
Недавно Кудрин заявил, что беспрецедентное
падение рубля имеет фундаментальные причины. И в этом я с ним полностью
согласен. Конечно санкции, антисанкции и в целом плата по счетам за «КрымНаш»
негативно сказались на нашей экономике, но и без этого российской экономике
суждено было побиться в конвульсиях. А виной всему недальновидность и явные
просчеты проводимой политической линии. Минимум как 10 лет идут непрекращающиеся
разговоры о том, что необходимо «слезть с нефтяной иглы» и диверсифицировать
экономику, однако на деле, будем честными, прежде всего с самими собой, никакой
реальной диверсификации не произошло. До сих пор более 60% бюджета формируется
за счет доходов от экспорта нефти. Поэтому мы настолько чувствительны к
перепадам в ее цене.
Когда цены на нефть были высокие, надо было не на словах, а на деле стремиться к новому технологическому укладу и не сырьевой структуре экономики. К сожалению, извечная проблема России - коррупция, а также административные барьеры вкупе с эйфорией, что нефть всегда будет стоить достаточно, чтобы нам процветать, не позволили этого сделать. Теперь, когда возникли сложности, перспектив устойчивого развития страны стало меньше, приходится прибегать к антикризисным методам управления, в том числе и допуская девальвацию рубля, которая больно бьет по населению.
В целом, поведение всех валют стран, зависящих от экспорта ресурсов, зависит от цен на основной источник дохода. То есть мы в этой ситуации не одиноки, и, например, канадский и австралийский доллары, а также южноафриканский ранд и за последние полгода тоже «просели» относительно доллара, но не на 40% как рубль, а процентов на 15-20%. По словам того же Кудрина, доля снижения цены на нефть в обвале рубля составляет всего 25%, влияние санкций примерно такое же. Получается, что оставшиеся примерно 50% это принятые антикризисные меры плюс неподготовленность российской экономики к импортозамещению и переходу на не сырьевую модель, а также недостаточность мер по стимулированию роста малого бизнеса. В копилку основных причин идет и колоссальные объемы долларового долга наших крупных предприятий. Внешний долг только российского банковского сектора составляет более $192 млрд. После введения санкций крупнейшие российские заемщики потянулись на внутренний рынок за кредитами в валюте, создав напряженность на рынке валютной ликвидности. В валютной структуре внешнего долга банков преобладают обязательства, номинированные в долларах США (70,5%); доля долга перед нерезидентами, номинированного в рублях, составляет около 15,3%, в евро - 10%. Основной объем внешнего долга приходится на госбанки. Погашать кредиты естественно придется по новому курсу и у некоторых без поддержки государства просто не хватит на это средств. Ну а тут считайте сами насколько нас хватит, если санкции летом не будут сняты и цена на нефть не подскочит - средства ЦБ, резервного фонда и ФНБ составляют $450 млрд, внешний долг оценивается в $630 млрд.
Многие винят США в том, что они каким то образом обвалили цены на нефть. Но это любимая многими конспирология чистой воды. Ряд объективных факторов тому на самом деле виной. Это и ожидаемое падение спроса в Китае из-за снижения темпов роста, и развитие новых технологий добычи, которые минимизируют затраты. Но в большей степени тут сыграли страны ОПЕК, возомнившие себя геополитическими сторожилами. Дело в том, что Саудовская Аравия очень ревностно относится к своему статусу «лидера» и к середине нынешнего года, когда объем добываемой нефти в США сравнялся с количеством добываемого сырья в Саудовской Аравии, саудиты приняли на вооружение стратегию удержания не цены на ресурсы, а удержание доли рынка. То есть, для того чтобы оставаться лидером по доли и удержать зависимость США от импорта своей нефти они увеличили добычу, что стало катализатором падению цен. Тут важно еще вспомнить, что в прошлом году Мексика приняла прорывной закон, разрешающий иностранному капиталу участвовать в нефтедобыче в стране, что послужило толчком к росту добычи на Мексиканском шельфе. Простой закон рынка – чрезмерное предложение обрушивает цену. Саудиты за счет возросших объемов могут себе позволить и дальше демпинговать цены без особых последствий, но такая политику не выгодна не только России, но и в том числе США. Дело в том, что себестоимость добычи сланцевой нефти в США довольно высока - в разных штатах Америки она колеблется от 40 до 85 долларов за баррель, а в среднем по стране составляет 75 долларов. Таким образом, нынешние рыночные цены делают последующую добычу для США попросту не рентабельной. Министр нефти Объединенных Арабских Эмиратов Сухейль аль-Мазруи вполне откровенно заявил: «США начинали, как скромный разработчик сланцевых месторождений, а теперь стали крупным поставщиком. Но новички должны учитывать фундаментальные правила игры. Переизбыток нефти на рынке повредит и им, и всем остальным». Но дело тут в том, что экономика США диверсифицирована и на фоне укрепления доллара значимых негативных явления этот временный демпинг не возымеет. Чего, к сожалению, не скажешь о России. Снизить добычу мы не можем – у нас пока просто новых источников наполнения бюджета нет, поэтому на рынок никак повлиять не можем. Тут остается только ждать и делать выводы на будущее – от слов переходить к делу и заняться наконец реальной диверсификацией.
Что касается финансового сектора, то тут очевидно, что он слишком либерализован, а вот экономика, наоборот, нуждается в либерализации. Посудите сами – как можно удерживать курс рубля в условиях паники, когда любой желающий может на любое количество рублей купить доллары и свободно вывезти их за рубеж? Дело в том, что в нынешних условиях невозможно создать собственную эффективную финансовую систему, имея при этом открытые границы для оттока капитала. Эффективной мерой бы сейчас стал мораторий на выплату внешних займов. Совсем другое дело – реальный сектор, в котором как раз либерализма не достаточно. Необходимо было планомерно снижать налоговую нагрузку для малого бизнеса. Это было необходимо, когда еще год назад наметились первые признаки спада производства. А налоги повышали, плюсом непрозрачные схемы приводили к тому, что на местах малым предпринимателям зачастую приходилось давать взятки, чтобы от них «отстали» с еженедельными проверками различные службы. В итоге, вместо того чтобы платить налоги и становиться фундаментом новой российской экономики, многие малые предприятия попросту закрылись или ушли в теневой сектор, что для страны равноценно их закрытию.
Возможно это прозвучит как банальность, но для того чтобы быть жизнеспособными нам необходимо слезть с нефтяной иглы – это раз, два – бороться всеми силами с коррупцией и растратой государственных денег, три – сделать ставку на развитие малого бизнеса. О последнем, кстати, Путин много говорил в ходе своего последнего обращения к Федеральному Собранию. Если эти меры действительно будут выполнены, а не останутся как многие на бумажке и на словах, то мы имеем все шансы стать свидетелями того, как малый бизнес может помочь стране выбраться из кризиса и способствовать импортозамещению.
От редакции:В данном случае мы разделяем позицию автора в том, что тучные годы жирных нефтяных цен расслабили Россию, и сейчас мы в том числе пожинаем плоды запоздалых дерганий по диверсификации экономики, о которой умоляли даже младенцы в яслях. О необходимости жестокой и беспощадной борьбы с коррупцией и поддержке малого бизнеса даже говорить не стоит - это очевидно.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter