аналитика
28 Апреля 2016, 17:21


Российский «Мир» выходит на глобальный рынок

3 196 0
Российский «Мир» выходит на глобальный рынок Фото: Politrussia.com

Не было бы счастья, да санкции опять помогли: в России создана национальная платежная система. В рекордные сроки — за два года. Начав с нуля, то бишь с юридической базы, мы уже близки к появлению бесконтактных карт «Мир». Их массовый запуск ожидается в 2017 году. Больше того, с нашей «домашней» платежной системой готовы работать иностранцы. Первой ласточкой стала китайская онлайн-площадка AliExpress. Одним словом, умеем, когда припечет.

А ведь еще в марте 2014-го многим специалистам в финансовой сфере казалось, что процесс этот будет и долгим, и чрезвычайно затратным. Когда нежданно-негаданно — без уведомления со стороны зарубежных платежных систем! — Visa и MasterCard ограничили операции по картам ряда наших кредитных организаций, включая банки «Россия», «Собинбанк», «СМП Банк», все были застигнуты врасплох. Запоздалые объяснения блокировщиков, что основные акционеры их карт, американские банки, просто обязаны выполнить санкционное предписание Минфина США, никого не устроило. Горячие головы (особенно среди депутатов) призывали в ответ немедленно взять и отказаться как от Visa, так и от MasterCard.

Остудила их глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина:

Учитывая долю международных платежных карт на российском рынке, а это около 95%, безусловно, речь не идет о каком-то запрете. Речь идет о том, что мы должны создавать систему, которая будет обеспечивать бесперебойные внутренние расчеты, тем более что внутренние расчеты составляют порядка 90% расчетов платежными картами.
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна

Иными словами, надо срочно создавать национальную платежную систему, в рамках которой и обязаны будут действовать заокеанские игроки.

Прогнозы на реализацию проекта НПС были мрачные. К примеру, председатель Национального совета финансового рынка (НСФР) Аандрей Емелин высказался в том плане, что создать аналог в России в обозримой перспективе невозможно, хотя двигаться в том направлении надо начать как можно раньше.

А начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий прикинул возможные затраты: создание своей национальной платежной системы обойдется в десятки и даже сотни миллионов долларов в случае создания процессингового центра (это юридическое лицо или его структурное подразделение, обеспечивающее информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов). Если же национальную платежную систему создавать на базе российской платежной системы, речь пойдет о миллиардах долларов.

На многочисленных форумах и круглых столах разворачивались бурные дискуссии, участники которых неизменно приходили к выводу: создание национальной системы платежных карт — один из важных аспектов национальной безопасности. Вообще-то говоря, «запрягали» с этой темой в России долго — аж с 1993 года шли разговоры о том, что надо бы нам избавляться от иностранной монополии в платежной сфере. Центробанк даже попытался создать тогда национальную платежную систему, но попытка провалилась. Хотели поучаствовать в благом деле и частные компании, но тоже неудачно.

Понятно, что помогать из-за границы нам никто не захотел. Напротив, выяснилось, что российская инициатива встречала сопротивление извне. Скажем, в 2010 году разрабатывался ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором, в частности, предполагались, во-первых, создание в РФ национальной системы платежных карт, а во-вторых, запрет обработки российских транзакций за рубежом. Впоследствии из материалов WikiLeaks выяснилось, что на законопроект обратили внимание сотрудники американского посольства в Москве. Сообразив, что если закон будет принят в таком виде, то американские компании Visa и MasterCard запросто потеряют рынок в размере $4 миллиардов, они написали депешу:

«Мы рекомендуем высокопоставленным госслужащим США воспользоваться встречами с их российскими коллегами... и оказать давление на российских госслужащих с целью такого изменения законопроекта, чтобы гарантировать, что интересам американских платежных компаний не будет нанесен ущерб».

Интересно, кто из наших «высокопоставленных» был так очарован «заокеанскими друзьями», что смог изъять из федерального документа стратегически важное положение? Тем не менее это было сделано, а все попытки вернуться к идее о внедрении собственной платежной системы, неизменно терпели фиаско. До тех пор, пока не клюнул жареный петух.

Но оказалось, не так страшен черт, как его малюют. Для решения давно назревшей проблемы понадобились американские санкции, с одной стороны, и политическая воля главы нашего государства, с другой. Уже в начале мая 2014 года Владимир Путин подписал ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные акты Российской Федерации». Вскоре была создана Национальная система платежных карт (НСПК). Логотип для российской карты придумывали всем миром. Победил «Мир».

Безусловно, все шло не так гладко, как хотелось бы. Не обошлось без сбоев. В прямом смысле этого слова в том числе. Так, в ночь на 29 апреля 2015 года в работе НСПК произошла накладка. По словам генерального директора Национальной системы платежных карт Владимира Комлева, «она не носила системного характера».

«Сейчас все ведущие эксперты с рынка и из нашей компании, и из Центрального банка задействованы для того, чтобы максимально точно, глубоко определить причины, вызвавшие этот сбой и, соответственно, быстро разработать дальнейший план работ по недопущению аналогичных проблем в будущем», - заявил Комлев.

Похоже, общие усилия увенчались успехом. Да и контролировался процесс на самом высоком уровне. Так, в начале сентябре 2015 года российский президент дал ряд поручений по реализации проекта отечественной платежной карты «Мир». По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, речь шла о конкретных сроках и конкретных деталях запуска системы. 

В ней должны участвовать поставщики оборудования и чипов — наши предприятия, это в первую очередь касается «Микрона» и «Ангстрема», которые выпускают номенклатуру, требующуюся для банковской системы.
Мантуров Денис Валентинович

Уже 17 сентября 2015 года глава регулятора Эльвира Набиуллина заявила:

Внутри России мы практически выстроили уже аналог SWIFT, там также предполагаются конкурентоспособные тарифы.
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна

На сегодняшний день участниками платежной системы «Мир» являются 53 российских банка. Пять из них приступили к выпуску карт, а 11 банков стали обслуживать их по эквайрингу, то есть принимают к оплате платежные карты.

Одним словом, начало положено. О сотрудничестве с НПС объявили, в частности, РЖД, «Аэрофлот», «МегаФон», Tele2 и другие российские компании. Причем развивается национальная платежная система «Мир» столь бурными темпами, что известие о подписании протокола о взаимодействии с национальной системой платежных карт второй по величине китайской торговой онлайн-площадки AliExpress, уже не кажется сенсацией.

Просто приятно, что уже нынешней осенью, как заверил китайский представитель, россияне смогут оплачивать покупки с помощью карты «Мир». Еще приятнее, что первыми оценили возможности нашей платежной системы в Поднебесной, еще раз подтвердив, что у них большие планы по развитию всесторонних связей с Россией.

А там, глядишь, наш «Мир» будет востребован по всему миру. Ведь живем не одним днем.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров