аналитика
19 Ноября 2015, 14:27


Интервью с лидером сельхопроекта «Белые росы»: планы, реальность и актуальные проблемы

763 2
Интервью с лидером сельхопроекта «Белые росы»: планы, реальность и актуальные проблемы Фото: Reuters.com

Импортозамещение в сельском хозяйстве — актуальная тема. А как оно выглядит на практике? У Politrussia появилась возможность взглянуть на этот процесс глазами молодого фермера — Мирона Дементьева, который всего лишь полгода назад основал сельскохозяйственный проект «Белые росы». Как он начинал, какие идеи и мысли им движут, что он увидел, понял и испытал?  Ответы на все вопросы - в интервью.

Мирон, как к вам и вашим друзьям пришла идея всерьез заняться сельским хозяйством?

— Мы общались, разговаривали на эту тему, возникло желание покупать натуральные продукты или самим организовать небольшую ферму. В общем, были такие идеи, такие мысли. Потом я познакомился с семьей фермеров Мельниченко, возникла тема импортозамещения, и всё «закрутилось». Пошли конкретные идеи и дела, родился на свет сельскохозяйственный проект «Белые росы» в деревне Калошино (100 километров от МКАДа и 50 километров — от Сергиева Посада).

Я хоть и москвич, но в детстве много жил в деревне, у нас было большое хозяйство: коровы, овцы, козы, гуси, утки. Природа там замечательная. Оттуда корни желания заниматься сельским хозяйством.

И как проект начал реализовываться?

— Решение о переезде было принято мною совместно с друзьями, а для скорейшего развития хозяйства мы придумали график приездов на выходные. Мы договорились с Валерием Ивановичем Мельниченко и его женой. Они — фермеры, за плечами которых более двух десятилетий практической работы. Их труды не прошли даром: теперь они могут нам передать свои знания, свой опыт, рассказать о том, что они умеют. Семья Мельниченко – это настоящие асы своего дела. Знают всё обо всём. Делают всё своими руками. Без их чуткого руководства мне бы пришлось очень туго, скорее всего ничего бы не получилось.

Планы у нас следующие: создать образцовое крестьянское хозяйство, в котором живут и трудятся люди, мои друзья и знакомые, местные жители. Мы активно двигаемся в данном направлении.

Каков на данный момент круг помогающих вам людей? Костяк?

— Постоянный костяк помогающих мне людей — 25 человек, мои друзья. Мы дружим и активно взаимодействуем. За эти полгода мы многое успели. Ребята приезжали в деревню, мы организовывали лагерь. Пока было лето, можно было жить в палатках. Народ обращается: «Классно, хороший проект делаете. Можно ли приехать помочь, поучаствовать?».

Как вы их уговорили? Почему они стали всем этим заниматься?

— Уговаривать никого не пришлось, решение о переезде и создании проекта принималось совместно. Началось все с приезда и популяризации моей деятельности. Историю развития проекта можно посмотреть в нашей группе в Контакте. Я снимал видео, рассказывал, объяснял и показывал. А дальше… Как социальные сети работают? Друзья видят, друзья друзей видят и т.д. Приехал, можно сказать, в глушь. Здесь лисы ходят, еноты и другая лесная живность. Молодежи здесь вообще нет. Для меня это было сложно изначально. Ко мне приезжают ребята на выходных. По будням никого нет. Семья Мельниченко и все. Это было интересно для меня: изучение себя такое небольшое.

И как?

— Эта тишина способствует развитию. Видишь свои недоработки. В свободное время я читал, уделял время саморазвитию. Тяжеловато, конечно. Труд большей частью физический. Но с другой стороны, это все очень интересно. Вокруг тебя природа, ты занимаешься делом, которое тебе нравится. Ребята видели мою деятельность. Приезжало телевиденье «КАНАЛ 360» и «РАДОНЕЖЬЕ» — снимали о нас сюжеты. Подтянулся народ, мы создали проект на «Бумстартере». Появилась аудитория, поддерживающая наши начинания. Стали писать: «Я вырос в деревне, хотел бы свое хозяйство» и в таком духе, стали обращаться за советом. Я как мог, советуясь с семьей Мельниченко, давал разъяснения.

Мой пример дает возможность понять, что в деревне можно нормально жить и развиваться. Ребята смотрят и видят: сельским хозяйством занимается обычный русский парень, дело идёт в гору, всё получается. Обращают внимание, интересуются, кто-то и сам берётся за дело.

Сколько времени Вы уже занимаетесь данным проектом? Когда именно все началось?

— Полгода. Старт произошел 12 мая 2015 года. Я этот день запомнил на всю жизнь. Сначала я обустроился, прошелся по территории. И в первый же день меня зовет Валерий Иванович. «Вот, — говорит, — корова телится». Я, честно говоря, обалдел. Можно сказать, «боевое крещение». В тот день, когда я приехал, корова отелилась. Решил, что это хороший знак, что дело пойдет. Символичное событие для меня.

Давайте поговорим теперь о том, что было сделано за это время фактически

Тут можно выделить два направления: работа «в поле» и популяризация проекта в социальной среде.

За это время мы довольно неплохо преуспели в строительстве:

  • построен сенной навес, уложено 42 рулона;
  • построен коровник, достраиваем его (остались внутренние работы: полы достелить и т.д.);
  • перекрыта крыша на доме;
  • демонтированы ветхие помещения, где была столярка.

В социальной среде:

  •  Стали популяризировать себя в социальных сетях. После нас на «Бумстартере», кстати, пошла цепочка таких проектов. Есть успешные, как раз про сельское хозяйство и трудоустройство на селе. Провели трудовой лагерь – такое социальное мероприятие. Организовывали разнообразные культурные мероприятия. Устраивали творческие вечера. В конце трудового лагеря был шутливый концерт на тему курьезов, произошедших с участниками во время работ. Играли в волейбол. Занимались собирательством. Даже организовали небольшое производство Иван-чая. Отличный напиток, кстати!

Мы начали активно взаимодействовать с администрацией и соседними фермерами: здесь есть поблизости несколько хозяйств, стали знакомиться, находить точки соприкосновения. Один фермер, Фролов Владимир Владимирович, например, занимается агротуризмом. Другой, Захожий Александр Яковлевич — председатель ассоциации фермерских хозяйств, у него своя пасека. Ездили на «День фермера», рассказывали о себе, участвовали в круглом столе по агротуризму. Участвовали в организации праздника «Медовый спас» в деревне Плотихино, приезжало местное телевидение.

Один раз, с поддержкой администрации и местных фермеров, удалось организовать праздник урожая. Получилось хорошо, мероприятие прошло в домашней атмосфере, было человек 150 гостей. Была торжественная часть, были мастер-классы: плетение венков, поделки, выступления и, естественно, фермеры со своей продукцией.

Мы провели один успешный проект на «Бумстартере». Пошла волна сообщений в духе: «Я хочу покупать у вас молочную продукцию, можете привезти?». К нам стали обращаться частные детские центры, предприятия по поводу поставок. Вокруг нас собралась большая аудитория потенциальных потребителей. Мы запустили на «Бумстартере» следующий этап: хотим собрать средства на коров, чтобы мы могли производить достаточное количество молочной продукции и развозить по всем желающим. С увеличением поголовья появятся и новые рабочие места. Трудоустроим местных специалистов или выпускников сельскохозяйственных ВУЗов.

Сейчас продолжаем активно вести группы в социальных сетях, взаимодействуем со СМИ: журналы, газеты, популяризируем сам деревенский образ жизни.

Насколько это все может быть выгодно? Какие существуют риски и какие шансы в данной сфере у человека, который решил начать «с нуля»?

— Есть много нюансов. Если за подобный проект возьмется человек, который не имеет к сельскому хозяйству никакого отношения, ему будет очень тяжело. Если, конечно, нет стартового капитала. Сельское хозяйство — это очень затратное дело. Корова стоит 60 – 100 тысяч рублей. 50 Га земли стоит около 10 миллионов, а это минимум для небольшого хозяйства. Ему будет чрезвычайно сложно. Кредиты сейчас, по моим сведениям, не дают. Нужно миллионов 15–20, чтобы организовать такое хозяйство, потратиться на землю, технику, животных.

Есть государственная программа для начинающих фермеров. Грант на конкурсной основе может выиграть один человек из пяти. Там очень много условий. Среди прочих: должно быть открыто КФХ и должна быть земля, причем в собственности. Кроме того, нужно иметь какую-то базу. Есть, к примеру, коровы, трактор, значит, ты — перспективный, тогда могут дать грант. На практике размер гранта — от 500 до 800 тысяч рублей. Это немного: можно купить пару коров и какую-нибудь прицепную технику.

Есть грант для семейной животноводческой фермы. Здесь тоже довольно жесткие условия: хозяйство должно существовать не менее года и крепко стоять на ногах. Могут выделить до 20 миллионов рублей.

В общем и целом, условия грантов таковы, что если человек в сельскохозяйственной сфере ничего не смыслит, то ему будет очень сложно получить деньги. На сегодняшний день у нас в государстве не созданы условия, чтобы, к примеру, простой менеджер смог, при желании, взять и начать заниматься животноводством или растениеводством.

Нужны вложения, нужны большие вливания. Государственная политика в этой сфере, по сути, только начинается. Гранты, кстати, начали давать с 2012 года, но идет этот процесс не быстро. За это время в Московской области появилось 1000 – 1500 новых фермеров. На самом деле, это немного. Впрочем, думаю, что этот процесс и не может развернуться моментально, нужно время.

Какие вы видите варианты развития?

— У нас в ВУЗах есть сельхозобразование. Есть и ВУЗы, и колледжи. Куда-то же выпускники этих учебных заведений потом идут? Наверняка, многие работают потом не по специальности. Я считаю, что нужно давать студентам возможность реализовать свои знания на практике, чтобы они могли потрудиться на сельхозпредприятии, получить опыт, показать серьезность своих намерений. После определенного промежутка времени государство могло бы закупить для них технику, животных, в общем, дать в руки хозяйство.

У меня много мыслей. Нужна популяризация. Я ей и занимаюсь через свой проект. У нас большие планы. Первоочередной план – создание образцового хозяйства. Сейчас у нас приземленная цель: своими силами или с помощью поддержки государства мы создаем образцовое хозяйство на 50 голов, неподалеку будет деревня-поселение, где будут жить специалисты. Эта деревня будет устроена по традиционному русскому укладу: и школа должна быть, и церковь. Здесь, конечно, очень много нюансов. В хозяйстве будет отделение агротуризма. Люди смогут приехать, походить и посмотреть, пообщаться с животными.

Почему хозяйство только на 50 голов?

— Мы не гонимся только лишь за одной прибылью. В первую очередь мы хотим сохранить высокое качество. Чем больше стадо, тем выше опасность инфекционных заболеваний, необходимо «пичкать» скот антибиотиками, проводить пастеризацию молока, после которой оно теряет ряд нужных микроэлементов.

При таком небольшом хозяйстве, как у нас, получится сохранить натуральность и качество продуктов.

Наш проект подразумевает создание системы вот таких хозяйств, которые будут взаимодействовать между собой и создадут свой собственный рынок. Участники рынка — семьи, которые живут в деревне, а также все желающие потреблять экологически чистую и вкусную молочную продукцию. Мы делаем ставку на розницу. Причем цена производимой «молочки» у нас не выше, чем в столичных магазинах, даже ниже.

По сути, Вы хотите организовать такую «франшизу»?

— По сути, да. Только слово мне это не нравится (смеется). Надо бы какое-то другое подобрать, наверняка оно есть.

Глобальная идея

— Да. Ведь сельское хозяйство — это такой инструмент, который важно и нужно использовать для возрождения русской деревни, для создания определенного образа жизни, гармоничной среды, которая должна способствовать развитию живущих в деревне людей. Такое хозяйство будет обеспечивать деревню едой, а часть продукции будет уходить в город.

Важно понимать, что «Белые росы» — это не столько сельскохозяйственный проект, сколько проект, направленный на создание гармоничной и дружелюбной деревенской среды, где люди трудятся, принося пользу обществу, развиваются и радуются жизни.

Это очень интересно. Хотелось бы задать вот какой вопрос: что Вам мешает продвигать проект? Чего, быть может, не хватает в социуме для того, чтобы проект по-настоящему заработал?

— Есть определенные социальные установки: что труд на земле неблагодарный и нерентабельный, что в деревне живут старики и пьяницы. Есть такие установки, как мы бы от этого не отворачивались. В радиусе 50 километров от хозяйства нет молодых фермеров, все пожилые 50 – 60 лет. Их активный трудовой путь завершается. В обществе есть мнение, что этот труд неблагодарен. Оно обосновано тем, что не созданы хорошие условия. Есть государства, где все сделано так, что небольшая семья может обслуживать хозяйство на 100-150 голов. Муж и жена работают, потом старятся, и все переходит к детям: государство дает человеку платформу для реализации собственного дела. Такой подход было бы неплохо внедрить и у нас.

Есть установка, что если ты себя ценишь, то идешь и получаешь высшее образование, а затем продвигаешься по карьерной лестнице. Девочки и мальчики хотят карьеры. Впрочем, на первый план сейчас приходит идея бизнеса, который будет приносить тебе деньги, а ты будешь на эти деньги жить в удовольствие. Обществом создана такая иллюзия. Не все в курсе, что при создании дела, по крайней мере, на несколько лет придется забыть о курортах и отдыхе. Дело — это 100 %-ая занятость.

Ну, и, конечно, все хотят красивой жизни. Жизнь в деревне с комфортом не ассоциируется, хотя если все организовано грамотно, то на производстве человек «не сгорит», да и все условия городской квартиры в современном деревенском доме могут быть реализованы. Между тем, жизнь в деревне полна радостей: ведь рядом природа, свежий воздух, лес. Если создать активную молодежную среду, то жить будет весело и интересно.

Вдобавок, у молодежи нет понимания, что сельское хозяйство — это необходимая для общества сфера жизни. Люди даже не задумываются, откуда появился, к примеру, этот овощ, откуда привезли молоко.

К сожалению, на данный момент нет государственной политики, пропаганды среди молодых людей деревенского образа жизни, деревенского уклада, возрождения деревни, а это очень важно. А мы с друзьями как раз занимаемся этой деятельностью. Могли бы стать основой такой политики.

Вдобавок ко всему для реализации наших планов нужна материальная база, собственные средства или хорошие спонсоры, чего в нашем случае не хватает.

Ну вот, я изложил те факторы, которые на данный момент, по моему мнению, тормозят проекты, подобные нашему.

— Вот такое получилось интервью. Спасибо Мирону. Пожелаем удачи в его благом начинании.

Для тех, кому интересно, вот его группа в Контакте: https://vk.com/fermabelierosi
А вот проект на «Бумстартере», здесь «Белые росы» можно поддержать:
https://boomstarter.ru/projects/belierosi/68008


Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров