аналитика
3 Февраля 2015, 20:31


Россия запретила чужой технике утюжить свою землю

13 252 33

Каждый кризис в России имеет положительный побочный эффект. Импорт сдает свои позиции, а отечественный производитель, ощутив некоторую свободу, расправляет плечи. Так было в 1998 году, когда с прилавков исчезли заморские товары, освободив место российским. Повторилась эта история и в 2008-м. Последней отправной точкой, подтолкнувшей отечественного производителя к стремительному росту, стал год минувший. Причем на этот раз не обошлось без помощи властей, четко обозначивших курс на импортозамещение и создавших условия для развития собственного производства. Продовольственное эмбарго, к примеру, уже дало результат — невооруженным глазом заметно, что количество и разнообразие отечественных продуктов на полках магазинов существенно увеличилось. Причем производители полны задора и готовы улучшать показатели.

А на днях в России запретили покупать импортную машиностроительную технику для государственных и муниципальных нужд. На самом деле запрет этот новинкой не является — еще летом прошлого года вышло постановление с перечнем запрещенной для госзакупок продукции в этой отрасли. Теперь же список расширили, добавив в него новые виды техники. В основном изменения коснулись продукции для строительных и коммунальных нужд.

Документ, направленный на поддержку российской экономики и отечественных производителей, обязывает госструктуры покупать лишь ту технику, что производится исключительно на территории России, Белоруссии, Армении или Казахстана. О полном запрете импортных машин речи не идет, иностранные компании и сейчас могут участвовать в государственных тендерах. Но лишь в том случае, если локализуют свое производство. Причем «отверточной» сборкой, когда на долю российских предприятий приходится процентов 10% работы, отделаться не получится. И требуемый уровень локализации будет постепенно повышаться. Сейчас постановление обязывает производителей проводить на территории вышеперечисленных государств минимум шесть из одиннадцати операций, в числе которых монтаж силового агрегата, передней и задней подвесок, выхлопной системы, рулевого механизма, электрооборудования, элементов экстерьера, сварка, окраска и сборка кузова, а также контрольные испытания готовой продукции. С 2016 года «местной» будет признана лишь та техника, при производстве которой на территории ЕАЭС выполнено не менее восьми из перечисленных операций, а с 2017 — все одиннадцать. Таким образом Россия ставит иностранные компании перед фактом: хочешь зарабатывать за счет нашего бюджета, организуй производство здесь, инвестируя в местную экономику.

Вроде бы затея однозначно похвальная и сулит исключительно позитивные перспективы, однако и на этот раз не обошлось без скептиков. Почему-то в нашем обществе распространено предубеждение, что все российское — это априори нечто ненадежное и отсталое. Вот и после запрета на импорт спецтехники народ начал переживать, что государственный автопарк теперь не сможет нормально функционировать: снег чистить будет нечем, равно как и копать котлованы для строящихся социально-важных объектов.

Правительство же уверено, что таких проблем не возникнет. «Хочу подчеркнуть, что по каждому виду техники, который здесь имеется в виду, есть уже образцы российской продукции, которые будут участвовать в государственных и муниципальных закупках. Нет таких видов, по которым возникнет дыра, по которым невозможно будет закупить соответствующую технику», - пообещал вице-премьер Аркадий Дворкович. Да и профессионалы в строительстве и коммуналке в отличие от доморощенных спецов, считающих, что российский бульдозер хуже зарубежного лишь в силу происхождения, видят немалые преимущества отечественной техники.

В первую очередь, это, разумеется, цена. Причем разброс между аппетитами именитых брендов спецтехники и российских производителей весьма существенный. Если посмотреть на те же бульдозеры, то за 22-тонник от Caterpillar продавцы просят 12,7 миллионов рублей, в то время как схожий по характеристикам 20-тонный Б10М от компании «ЧТЗ-Уралтрак» можно купить в среднем за 3,5 миллиона. Дешевле и сервисное обслуживание российской техники. Да и доступнее оно — производитель рядом, запчасти тоже не дефицит. Еще одним немаловажным аспектом являются условия эксплуатации. Экстремальные нагрузки, когда техника работает на износ, непростой климат — российская продукция, как правило, либо более для этого приспособлена, либо, опять же дешевле в ремонте.

Разумеется, определенные минусы у отечественной техники есть, отрицать это было бы глупо. Как правило, к таковым приписывают меньший комфорт по сравнению с зарубежными аналогами и недостаток современных технологических решений. Тем не менее говорить о том, что российская продукция неконкурентоспособна по отношению к иностранной не приходится. И чтобы не бросать слов на ветер, давайте посмотрим на пару примеров.

Самым ходовым товаром на российском рынке строительной техники являются экскаваторы, причем самый востребованный класс — машины с эксплуатационной массой в 20-25 тонн. Уже упомянутый Caterpillar, к примеру, в этом сегменте предлагает модель 320D ценой в 137,5 тысяч долларов. В качестве аналога российского производства специалисты предлагают присмотреться к экскаватору Четра ЭГП-230.


Этот бренд принадлежит чебоксарскому ОАО «Промтрактор», входящему в четверку лидирующих в мире компаний по производству тяжелой бульдозеро-рыхлительной и укладочной техники. О надежности марки Четра говорит ее послужной список. Техника компании была задействована в строительстве трубопроводов «Восточная Сибирь — Тихий Океан», «Сахалин-2», газопроводов «Голубой поток», «Ванкор-Пурпе» и «Починки Грязовец». Планировалось ее использование и для прокладки «Южного потока». 


Используют Четру и коммунальщики, причем не только на территории России. «У нас их полно, у коммунальщиков. Среди своих аналогов Четра самая распространённая, однозначно. Я так понимаю, Четровские миники выгодны своей ценой, к тому же это простая, хорошо отработанная и легкоремонтируемая техника, без особых проблем с запчстями. Есть ещё Бобкеты, Кейсы, Векан, ну и появился недавно Амкодор. Но это уже более дорогие аппараты, хоть и более универсальные, и более производительные. Коммунальщиков пока устраивают недорогие МКСМ800», - делится опытом представитель сферы ЖКХ из Казахстана.

К слову о новых технологических решениях. Им в компании также уделяют немало внимания. К примеру, в ее экскаваторы серии ЭГП внедрена интеллектуальная система DIMS, которая повышает производительность машины, экономит топливо, записывает параметры работы экскаватора и в режиме реального времени передает эти данные производителю для более качественной техподдержки.

Список техники, запрещенной правительством к ввозу, дополнился также автокранами. Здесь достойным примером отечественного машиностроения выступает продукция ивановского завода. 

Причем она тоже востребована не только на местном рынке, но и за рубежом. К примеру, закупают технику компании «Автокран» в Польше и Литве. В прошлом году ивановцы запустили в производство сразу семь новых моделей кранов, обладающих выдающимися в своем классе характеристиками. Их изюминкой является в том числе соответствие правилам перевозки грузов, что позволяет машинам ездить по дорогам общего пользования без специальных согласований.

Это лишь пара конкретных иллюстраций возможностей импортозамещения, но схожие примеры найдутся по всем категориям попавшей под запрет техники, так что критики правительственного постановления явно поторопились предрекать коммунальный и строительный коллапс. Некоторая часть продукции отечественного машиностроения первое время может несколько уступать по технической начинке и производительности зарубежным аналогам. Однако надо понимать, что для совершенствования российской техники необходимо вкладывать в модернизацию производства немалые деньги, которых не будет, если у компаний не будет прибыли. И возможности сбыта, которые сейчас открываются перед отечественными машиностроительными предприятиями как нельзя кстати, чтобы получить средства для требуемых инвестиций.

А ведь чем современнее и надежнее будет становится их продукция, тем более она станет востребована. И речь не только о российском рынке, но и об экспорте. Все это пойдет лишь во благо нашей экономике. «Мы уверены, что в данной отрасли за прошедшие годы наработан серьезный потенциал, успешная реализация которого позволит практически полностью обеспечить потребности народного хозяйства в различной технике, а также увеличит вклад отечественных машиностроительных предприятий в повышение ВВП. Как показывают расчеты, один вложенный в развитие машиностроения рубль приносит государству три рубля прибыли», - дает расклад в цифрах председатель комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России Михаил Болотин. Ну и о рабочих местах, разумеется, забывать не стоит - по словам Болотина, одна вакансия в машиностроении создает еще пять в смежных областях.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров