аналитика
7 Апреля 2016, 11:30


Российская экономика обойдется без американских денег

2 796 0
Российская экономика обойдется без американских денег Фото: Politrussia.com

Годовая инфляция в марте превзошла ожидания аналитиков. Показатель замедлился до 0,5% против февральских 0,6% и январских 1%. Об этом 4 апреля сообщил Росстат. И это не единственная позитивная тенденция, свидетельствующая о постепенном оживлении российской экономики. Исходя из статистики и отчётов Минэкономразвития, в ближайшем будущем экономика России может выйти на положительные показатели.

«Мы в этом году окончательно выйдем из ситуации экономического спада, и с 2017 г. будем двигаться по траектории подъёма», - сообщил глава МЭР Алексей Улюкаев. Нынешнее состояние экономики он охарактеризовал как «нерешительность», подчеркнув, что помесячная динамика ВВП колеблется около нуля. Министр также обратил внимание на инфляцию в 7,4% в годовом выражении, которая, по его словам, демонстрирует один из лучших результатов в истории. Несмотря на сохранение некоторой волатильности, он прогнозирует «понижательный тренд».

Опубликованный в конце марта отчёт Минэкономразвития о текущей ситуации в экономике также обозначил положительные тренды не только по макроэкономическим показателям, но и по социально значимым вопросам. Так, отмечается, что рост потребительских цен с начала 2016 года, который находится на уровне 2,1%. При этом подорожание продовольственных товаров, за исключением фруктов и овощей, составило 1,7%, а цены на услуги выросли на 1,4%.

В феврале сфера платных услуг впервые с июня 2015 года оказалась в области положительных значений (0,6%). Также замедлились темпы снижения розничной торговли, а уровень безработицы в феврале уменьшился до 5,4%. Кроме того, продолжилась тенденция роста реальной заработной платы: в январе рост составил 1,1%, в феврале 0,4%.

Среди других важных для экономики тенденций стоит отметить продолжающийся тренд восстановления роста промышленного производства: в январе эта сфера продемонстрировала прирост на 0,3%, а в феврале показатель немного опустился, оставшись в положительных значениях – 0,1%. Также в феврале этого года увеличился экспорт, который составил $20,8 млрд. При этом традиционная либеральная мантра о «сырьевом придатке» больше не соответствует действительности: немалую долю экспорта составили поставки высокотехнологичной продукции и в частности военной техники. По словам Владимира Путина, сумма подписанных контрактов по заказам на российское вооружение в 2015 году превысила $26 млрд, а общий портфель составил $56 млрд. Всего же военной техники в предыдущем году было экспортировано на $14,5 млрд.

В ряду приятных для российской экономики новостей стоит назвать и увеличение объёма средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Министерство финансов за первый квартал этого года ни разу не совершал валютных интервенций, что в совокупности помогло накопить в фондах дополнительно $2,1 млрд.

На фоне всех этих позитивных цифр Минэкономразвития обновило свой базовый прогноз до 2018 года. Сокращение экономики за 2015-2018 годы составит 0,5%, масштаб спада экономики в 2016 году сокращен до символических 0,3%. При этом уже в 2019 году потери компенсируются за счёт роста до 2,5%. А при ценах на нефть $45 за баррель российская экономика выйдет из рецессии уже в 2017 году.

При таком раскладе неудивительно, почему на Западе резко заинтересовались ситуацией в российской экономике. Особое внимание в последнее время уделяет главный «доброжелатель» мировой экономики Международный валютный фонд (МВФ). Так, на прошлой неделе закончился совместный визит представителей МВФ и Всемирного банка в Москву. После этого на сайте фонда появился пресс-релиз, в котором даётся положительная оценка политике ЦБ РФ.

«Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, банковская система осталась устойчивой благодаря решительной политике властей, которая включала в себя обеспечение ликвидности, поддержку капиталов и временные принудительные меры», - отмечается в пресс-релизе.

В апреле МВФ выпустил новый доклад по фискальной политике. В нём представители организации высказываются против снижения налога на прибыль для иностранных инвесторов в особые экономические зоны (ОЭЗ). Вместо этого государствам рекомендуется повышать качество инфраструктуры и институтов. При этом, по мнению МВФ, правительства должны нарастить налоговые льготы тем компаниям, которые инвестируют в НИОКР.

Неожиданное единение с МВФ выразили российские госаудиторы, которые проанализировали статистику ОЭЗ за всю историю их существования. Оказалось, что за 10 лет государство уже потратило 185,8 млрд рублей, а в этом году траты составят 5,9 млрд. При этом рабочих мест было создано всего 18 тысяч. Несложные расчёты позволяют сделать вывод о том, что одно рабочее место в ОЭЗ обошлось государству в 10 млн рублей. Счётная палата указывает на то, что выделенные средства на нужды ОЭЗ многократно превышали их потребности. Год назад эта тема стала центральной и на совещании главы правительства Дмитрия Медведева с его вице-премьерами. В конце 2015 года активисты ОНФ на встрече с Путиным также поднимали этот вопрос, подчёркивая, что выделенные на нужды ОЭЗ бюджетные средства приносят прибыль лишь управляющим компаниям, на счетах которых они лежат.

Конечно, в критике ОЭЗ есть доля истины. Однако прекращение работы в этом направлении может привести к тому, что все проекты закончатся, так и не начав нормально функционировать. Стоит понимать, что большинство ОЭЗ носят производственно-промышленный или технико-внедренческий характер, проекты в области которого отдачу молниеносно дать не могут.Кроме того, есть важные объекты портового назначения. Именно ОЭЗ смогут стать одним из катализаторов для дальнейшего оживления экономики. Кроме того, существуют примеры положительного влияния зон на регионы, где они расположены. Такой зоной стала «Алабуга» в Татарстане и ОЭЗ технико-внедренческого типа в Томске.

Однако подобное единение МВФ и Счетной палаты выглядит весьма подозрительно.

И это далеко не единственный фактор, который в нынешних условиях не может не настораживать. В январе Владимир Путин объявил о приватизации пяти крупных компаний: «Башнефти», «Роснефти», ВТБ, «Алроса», «Совкомфлота». При этом в марте состоялась встреча Улюкаева с американским послом Джоном Теффтом, центральной темой которой встала возможность участия американских компаний в приватизации. Конечно, сама вероятность этого под большим вопросом, потому что президент выдвинул жёсткие требования к инвесторам, которые должны быть не только опытными, но и иметь готовую стратегию развития приобретаемого актива, а также быть под российской юрисдикцией. Тем не менее окончательное решение до сих пор не принято.

Всё происходящее увязывается в одну большую картину. С началом кризиса инвесторы сбежали из России как с тонущего корабля. Улучшение ситуации мгновенно вернуло интерес к российской экономике. Выражение «где приватизация, там американцы» вполне может претендовать на статус пословицы.

На зимней пресс-конференции Путина, к слову, среди иностранных журналистов только американец спрашивал не о двухсторонних отношениях, а о возможной приватизации крупных российских компаний. Именно поэтому нет ничего удивительного, что после объявления о приватизации, МВФ и остальные американские игроки резко заинтересовались Россией.

Нельзя не согласиться, что приватизация компаний – это шаг к структурным изменениям в экономике, которые позволят экономике выйти из состояния затяжной рецессии. Тем не менее нынешние показатели свидетельствуют о том, что для выправления ситуации вполне достаточно собственных сил. И без американских денег мы точно обойдемся.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров