аналитика
23 Февраля 2016, 14:10


23 февраля – праздник с подвохом: легенды и были «красной даты»

2 862 36
23 февраля – праздник с подвохом: легенды и были «красной даты» Фото: kprf.ru

У подавляющего числа россиянок главная головная боль в канун 23 февраля — что подарить мужчинам: любимым, друзьям и коллегам. При этом мало кто из них думает об исторических корнях праздника, который сегодня называется Днем защитника Отечества. Мужчины в основном тоже подходят к «красной дате» потребительски: потирают руки в предвкушении внеочередного выходного с широким застольем да готовятся слушать хвалебные отзывы от верных подруг.

Лишь немногие пытливые умы желают докопаться до самой сути этого праздника. И, погружаясь в историю, бывают, мягко говоря, озадачены. «Мужской» день на самом деле оказывается с большим подвохом. Вокруг этой праздничной даты накручено столько мифов, измышлений и откровенных подтасовок, что сам черт ногу сломит. Попробуем, однако, разобраться, что соответствует истине, а что — откровенная ахинея.

Из последнего, к примеру, экзотическая версия, почему праздник выпадает именно на 23 февраля. Она имеет мощный конспирологический крен и разоблачает очередной масонский заговор. По мысли автора, некоего Александра Новака, таким способом коварные евреи почти сто лет назад заставили наивных русов отмечать вместе с собой свой праздник — Пурим. Их хитрость при этом оказалась столь изощренной, что евреи и 8 марта посвятили тому же событию, связав таким образом обе наши «гендерные» даты одним Пуримом. С учетом того, что еврейский Пурим имеет плавающую дату (как, скажем, Пасха у христиан), надо отдать должное нумерологической смекалке автора мифа.

В обнаружении масонского следа в праздновании 23 февраля и 8 марта преуспел и протодиакон Андрей Кураев, весьма популярный в кругах с повышенной русской самоидентификацией. При этом православный батюшка копнул и в предысторию, предложив «вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый "восьмым марта", в революционных кружках предреволюционной России»


Оказывается, 8 марта по новому стилю — это 23 февраля по старому. Вот и отгадка — почему «мужской» день и «женский» так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали «восьмое марта», в России этот день назывался 23-м февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но — надо было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: «День Красной Армии».
Кураев Андрей Вячеславович

Надо признать, что почву для подобных неоднозначных трактовок щедро удобрили советские идеологи, вольно переписывавшие историю еще при живых свидетелях тех давних событий.

«День защитника Отечества, отмечаемый 23 февраля, - самый, пожалуй, большой позор современной России вообще и ее армии в особенности», — с плеча рубанул один из их сегодняшних исследователей. Чем вызвана столь экзальтированная оценка? К сожалению, реальными, а не вымышленными фактами. Вот небольшая пафосная заметка в газете «Петроградская правда», №22 от 31 января 1920 года: 

«Товарищи рабочие, работницы, красноармейцы! 22 февраля — знаменательный день для всей Советской России. Два года назад, в этот именно день рабоче-крестьянское правительство издало декрет об образовании рабоче-крестьянской Красной Армии. Декрет этот как бы подводил итоги развития пролетарской революционной Красной гвардии. Красная гвардия была детищем революционных заводских предместий. Она расчистила и проложила дорогу Красной Армии, которая разорвала теперь империалистическое кольцо. Красная гвардия и Красная армия родились среди заводов и фабрик, среди военных железных гигантов — судов и казарм. Они притянули к себе и деревенскую бедноту. За два года какой колоссальный результат! Из разрозненных отрядов Красной гвардии величиною в тысячу и меньше образовались миллионные хорошо вооруженные, стройные ряды Красной армии. 

Борьба с Керенским, с московскими юнкерами, Корниловым, Калединым, гайдамаками и Петлюрой, финскими "мясниками", с немцами перед брестским миром и т. д. - вот те знаменательные вехи, с которыми связаны тысячи картин революционного порыва и энергии рабочего, солдата, работницы! 

Товарищи, все, кто знает или помнит о славных подвигах революционных борцов, кто сам участвовал в славной борьбе, пишите свои воспоминания и передавайте в Военный отдел при Петербургском комитете РКП, Смольный, комната 95. Все это будет использовано как материал к годовщине Красной армии».

Увы, лукавили при этом и журналисты. Для начала — декрет о создании Красной армии был подписан не 22 февраля и не днем позже, а 28 января 1918 года. И воспоминания боевые пришлось бы очень и очень приукрасить. Потому что плохо проходил набор в рабоче-крестьянскую Красную армию: солдаты массово дезертировали. А германцы, предъявив России ультиматум, прервали перемирие и, несмотря на то, что ультиматум был принят, начали наступление по всему Восточному фронту. В статье «Тяжелый, но необходимый урок», опубликованной в «Правде» 25 февраля 1918 года, Ленин писал: «Мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о невыполнении приказа уничтожить все и вся при отступлении; не говорим уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве... В Советской республике нет армии». Итогом стал позорный Брестский мир.

Однако, как объясняет историк В. Миронов, партийно-бюрократическому аппарату того времени было «крайне важно и выгодно скрыть позор 1918 года». И началась пропагандистская кампания. В 1923 году отмечался первый юбилей — пятилетие РККА. Дату 23 февраля, появившуюся только потому, что в 1919 году прозевали начало подготовки к торжествам, а потом до 1922 года годовщины РККА вообще не отмечали, «узаконили». Ее объявили днем опубликования декрета о создании Красной Армии, зафиксировав в постановлении Президиума ВЦИК от 18 января 1923 года. В журнале «Военная мысль и революция» тогда же опубликовали «легенду», что будто бы именно в этот день была сформирована первая красноармейская часть, принявшая участие в боевых действиях на фронтах северо-западного направления.

А годом позже фальсификацию подтвердили «документально», опубликовав в журнале «Военный вестник» фотокопию декрета В. И. Ленина о создании Красной Армии, ложно датированного 23 февраля 1918 года.

Хотя некоторые политические деятели, очевидно, не запомнили этих тонкостей. Так, в 1933 году, на торжественном заседании, посвященном 15-летию рабоче-крестьянской Красной Армии, Клим Ворошилов простодушно проболтался: «Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами». Однако затем к закреплению нужного исторического дискурса приложил руку лично Иосиф Виссарионович Сталин. Говорят, именно с его подачи в газете «Известия» от 16 февраля 1938 года появился материал о «победе под Нарвой и Псковом». Называлась статья красноречиво: «К 20-летию РККА и ВМФ. Тезисы для пропагандистов». То есть историческая «деза» пошла в массы. А затем она попала и в учебники. В сентябре того же года газета «Правда» опубликовала одну из глав «Краткого курса истории ВКП(б)», где было написано, как новые отряды армии рабочего народа дали отпор немецким интервентам, выиграв битву под Нарвой и Псковом, после чего якобы оккупанты были отброшены и угрозы Петрограду больше не было.

Таким образом, став «красной датой» случайно, 23 февраля вполне себе укрепилось в народном сознании как праздник. Правда, название праздника с течением времени менялось не раз. В 1949 году День Красной Армии и Флота переименовали в День Советской Армии и Военно-Морского флота. В 1993 году, с развалом Советского Союза, он продолжал оставаться популярным, любимым и востребованным «мужским днем» как в России, так и в ближнем зарубежье. Какое-то время он назывался Днем защитников Отечества в соответствии с ФЗ РФ «О днях воинской славы (победных днях) России», который был принят и вступил в силу в 1995 году. Кстати, в 2006 году депутаты Госдумы, решив, очевидно, исправить историческую «неточность», исключили из описания праздника в законе слова «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)», а понятие «защитник» изложили в единственном числе. Но эта законодательная тонкость прошла незамеченной широкой общественностью. Зато их же решение внести поправку в Трудовой кодекс и объявить 23 февраля нерабочим днем, принятое в 2002 году, вызвало настоящий фурор и всеобщее одобрение.

Впрочем, нет, не всем понравилась идея «мужского» дня. Новосибирские феминистки, например, в прошлом году возмутились из-за «мужской узурпации праздника». И питерские пацифисты тогда тоже не удержались и организовали свою акцию в метро, развесив там стилизованные под детские рисунки об ужасах войны. Хотя это скорее исключения из правила и похоже на желание самовыразиться. В основном же прекрасный пол искренне готовится поздравлять и радовать своих мужественных защитников. Конечно, не без прицела на достойную «ответку» через две недели.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров