аналитика
2 Ноября 2014, 18:08


Икона Божией Матери "Казанская": появилась из огня и в огне исчезла

5 799 32

Как уже говорилось в предыдущем материале, празднование Дня народного единства именно 4 ноября неслучайно. Эта дата является «красным днем» и в православном календаре. Религиозный праздник посвящен иконе Божией Матери «Казанская», которая, считают верующие, сыграла решающую роль в победе Второго народного ополчения под водительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского над польско-литовскими интервентами и знаменовала собой окончание Смутного времени. Икона эта особо почитаема в народе, с ней связано множество тайн и легенд, начиная с самого обретения чудесного образа.

По древнему пророчеству он должен был появиться из огня и в огне же исчезнуть. Так это и случилось: икона явилась в 1579 году вскоре после того, как Иван Грозный взял Казанское царство у татар. Пресвятая Богородица, объясняют богословы, явила здесь свою чудотворную икону, чтобы утвердить в христианской вере вновь обращенных тамошних жителей.

Как гласит история, в городе заполыхали пожары. Сначала охватило огнем дома около церкви Николы Тульского, затем он перекинулся на Кремль Казанский. Верующие плакали и скорбели, а неверующие посмеивались и злорадствовали. Тогда сгорели дома многих горожан. Среди погорельцев оказалась и семья стрельца Данилы Онучина. А дальше начинается легенда, описанная, однако же, вполне реальными и авторитетными персонажами, в числе которых, к примеру, был и патриарх Гермоген (в 1582 году, вскоре после описываемых событий, он был назначен архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани, 13 мая 1589 году был посвящен в архиерейский сан и стал первым митрополитом Казанским и Свияжским) Итак, после пожара однажды ночью десятилетней дочери Данилы Онучина Матрене было видение — к ней явилась сама Пресвятая Богородица. Она велела девочке идти на пепелище, оставшееся от их дома, где и «скрывается Ее Пречистый Образ». В рассказ девочки тогда никто не поверил. Но видение повторилось еще дважды. Причем в третий раз Пречистая повела себя агрессивно: «чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После этого перепуганная девочка вместе с матерью отправилась к пожарищу и в указанном ей месте на глубине полутора метров нашла икону, завернутую в полуистлевший рукав кафтана вишневого цвета. Сам же образ был такой яркий, словно только что вышел из-под кисти иконописца. Икона, написанная на кипарисной доске, представляла собой поясное изображение Богоматери с младенцем Иисусом, простирающим руку для благословения. Есть версия, что икону зарыли еще до покорения Казани, кто-то из христиан, скрывавших свою веру от ее ненавистников, магометан.

Слух о явлении иконы молниеносно разнесся по всему городу. При огромном стечении народа и в присутствии градоначальников архиепископ Иеремия с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, в том числе слепцы Иосиф и Никита, получили исцеление.

Можно думать, трактуют христианские богословы, что эта «преимущественная цельба слепоты была знамением того, что икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения».

Так или иначе, но слухи о чудесном явлении образа разошлись широко по России, достигнув столицы. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иван Грозный повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первой инокиней, а затем, по преданию, и настоятельницей в монастыре была девица Матрона, принявшая при постриге монашеское имя Марфа.

Казанская икона Божией Матери считается одной из самых чтимых чудотворных икон. Ей приписывают не только исцеление тысяч людей от многочисленных болезней, но и неоднократное спасение России от врагов. Появление этой иконы знаменовало собой и конец Смутного времени.

Так, зимой 1611 года Казанскую икону Божией Матери отправили из Москвы обратно в Казань. На пути туда, в Ярославле, ее встретили народные ополченцы во главе с Мининым и Пожарским. Узнав о чудесах, совершенных благодаря иконе, они взяли образ с собой и постоянно молились перед ней, прося о помощи. Вполне вероятно, что вера действительно помогла людям совершить невозможное. Ведь прибывшее к Москве ополчение встретило практически непреодолимые для человеческих сил препятствия: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город; отбить подошедшее к Москве свежее многочисленное польское войско; усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение враждебно. Отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия тоже не укрепляли дух ополченцев. Потому-то все и надеялись на чудо, обращая молитвы к иконе Казанской Божьей матери. По всей России был объявлен строгий пост. Три дня голодали даже маленькие дети, не кормили и домашних животных. На третий день архиепископу Московскому Арсению, гласит очередное предание, во сне явился преподобный Сергий Радонежский и заверил, что «уже на следующий день Москва будет в руках Пожарского». Так и случилось. 22 октября 1612 года русские воины освободили Китай-город, а через два дня взяли и Кремль. Поляки бежали. Сразу после этого в Москве прошел торжественный крестный ход на Лобное место, возглавляли его чудотворная икона Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни.

В память об этом событии царем Михаилом Федоровичем Романовым, которого благословил на это его отец, митрополит, а впоследствии патриарх Филарет, было установлено ежегодно 22 октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

Православные уверены, что икона многократно спасала нашу державу от врага. Это было и при Полтавской битве, и в войне с Наполеоном. Отмечают роль Казанской иконы в Великую Отечественную войну. Так, в блокадном Ленинграде, когда надежда угасала с каждым днем, было решено провести крестный ход. Защищала икона русских воинов и в Сталинграде, и под Москвой и в других больших и малых боях Великой Отечественной войны.

При этом надо помнить, что чудеса творили списки с чудотворной иконы. Сам же оригинал, находящийся в Казани, сохранить не удалось. Икона вместе с образом Спасителя была похищена из Богородицкого монастыря в ночь на 29 июня 1904 года (по другой версии это произошло еще в 1810 году). Обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей. Так как Казанская икона Божьей Матери считалась покровительницей дома Романовых и всей России, на жизнедеятельность монастыря направлялись огромные средства из казны. Становилась богаче и сама икона. Екатерина II, отслужив в 1767 году литургию у образа, возложила на него бриллиантовую корону. Всего на иконе было 475 бриллиантов, золотые оклад и риза, много жемчуга, а также сто алмазов, более 1100 других драгоценных камней. Это и предопределило дальнейшую трагическую судьбу иконы. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), 28-летний крестьянин. На следствии он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи. Это подтвердили и следственные действия. При обыске в одном из домов Академической слободы были обнаружены следы похищенных икон: в железной печке нашли 17 петель, обгорелые жемчужины, а также кусочки слюды, которой покрывался лик. Однако впоследствии вор не раз менял свои показания, а потому возникло множество версий, что икона не была уничтожена. Говорили, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы. Так, по преданию, последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря, после нескольких попыток похищения чудотворного образа грабителями, имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком, и что похищенная Стояном-Чайкиным икона как раз и была лишь точным списком иконы, а подлинник сохранился невредимым и находится сейчас в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Также бытует мнение, что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам. Все это дает надежду православным россиянам на возвращение иконы Божией Матери «Казанская».

Еще больше укрепилась эта надежда в 2004 году, когда в Крестовоздвиженский собор Казани (один из сохранившихся храмов дореволюционного архитектурного комплекса женского Казанско-Богородицкого монастыра, ныне действующий мужской монастырь) вернулся из Ватикана «на место своего обретения» еще один образ Казанской Божией Матери. Последние одиннадцать лет до этого события образ хранился в покоях Папы Иоанна Павла II. Экспертиза, проведенная совместно представителями Ватикана, а также специалистами министерства культуры РФ и церковно-научного центра «Православная энциклопедия», показала, что список, хранившийся в покоях Папы Римского, был исполнен в XVIII веке «под оклад» и, судя по богатой ризе, принадлежал зажиточной семье. Это событие чрезвычайно воодушевило православных верующих. А может, их молитвами и совершится новое чудо.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров