Русский Афон – сердце православия
Владимир Путин во второй раз посетил монашескую республику Афон. Первый его визит состоялся в 2005 году, когда он и стал первым за 1000 лет политическим лидером России, кто посетил Святую Гору. Притом что дважды ранее - в 2001-м и 2004-м - это не удавалось, поездки срывались по важным причинам. Вот и сейчас накануне визита имели место быть пересуды: попадет ли, доедет ли?
Главной особенностью нынешнего визита, бросившуюся в глаза всем наблюдателям, стало то, что российский президент занял игуменскую стасидию. Некоторые наши богословы-любители назвали ее троном. И действительно это «царское место», и его во время службы занимает либо монастырский настоятель, либо особо почетный приглашенный гость. Самое интересное, что если внимательно смотреть сюжет с Афона, то во время ответного слова протоэпистату Павлу российскому лидеру со стасидии спуститься не разрешили. Так и говорил - с «царского места».
В Афоне всё пронизано символикой. Само то, что Путин – первый за 1000 лет политический российский лидер, который посещает Святую Гору, само по себе символ. Безо всяких там «царских мест». Президент, понимая это и ощущая историческую ответственность за судьбу 1000-летнего государства, произнес соответствующие слова в речи к Священному Киноту Афона:
Нужно понимать, что Афон для всемирного православного сообщества, наверное, нечто такое же, что Ватикан для католиков, а то и важнее. Некое средоточие, сердце «мирового Православия». И это не фигура речи, не красочный эпитет, а констатация некоей метафизической данности. С Афона пришел Антоний Печерский, которого почитают как провозвестника и устроителя самой идеи монастырей и монашеской жизни на Руси. Он же считается и основателем Киево-Печерской Лавры. И если посмотреть на историю осады Афонских монастырей, становится понятно, почему Киево-Печерская Лавра не сдалась в девяностые, нулевые и в 2014-м силам раскольников и «украинских патриотов». Не та монашеская школа, чтобы сдаваться под гнётом самых суровых трудностей. Основатель и небесный покровитель, прошедший суровую школу Афона, не одобрил бы.
В 1746 году на Афоне поселился тот, кто впоследствии станет святым Паисием Величковским и подарит Русской Церкви переводы с греческого «Добротолюбия», сочинения преподобного Исаака Сирина, Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и еще множество других из бескрайнего святоотеческого наследия.
В советский и постсоветский период Афон дал нам святого Силуана Афонского, умершего в 1938 году. Мощи его подвергались и в самой Пантелеимоновой обители своеобразным «гонениям». Настоятели год за годом требовали утопить или закопать главу святого - во избежание искушений. Это, кстати, обычная практика для Святой Горы: с крайне большим недоверием относиться к отдельному почитанию отдельных почивших монахов. Только в 1976 глава Святого Силуана была официально представлена паломникам и вынесена, как святыня. Если почитать его записки, названные «Новым Добротолюбием», то становится понятно, какой вклад в укрепление слабых, немощных и сомневающихся он внес. Про Святого Силуана можно, наверное, сказать так: он не укреплял Православие, он укреплял православных, но именно этим укреплению Православия и послужил.
Афон менял людей не только подвизавшихся там, но и паломничающих. Историй таких много, но, думается, достаточно рассказать одну, близкую лично мне. В 1900 г. по приглашению ректора МДА Волоколамского епископа Арсения (Стадницкого), бывшего настоятеля Новгородского Антониева монастыря, на Святую Гору совершил паломничество иеромонах Варсонофий. Эта поездка, если обратиться к его мемуарам, во многом даже не столько изменила, сколько укрепила его жизнь. Он уже тогда занимался миссионерством, которое в те годы сводилось, по сути, к проповеди среди сектантов или неприсоединившихся старообрядцев. Был усерден в этой проповеди и по Новгородской губернии присоединял к православию целые сёла. А потом, в 1918, был расстрелян, будучи викарным епископом Кирилловским, наместником Кириллово-Белозерского монастыря. Был канонизирован, как новомученик. Так уж получилось, что это мой двоюродный прапрадед.
И понимание того, насколько большая ответственность и сложная задача – жить в уделе Царицы Небесной. Насколько тонка грань между грехом и спасением и насколько невозможно на Святой Горе быть теплохладным.
При этом история Афона далека от православных агиографий и какой бы то ни было пасторали. История «земного Удела Богородицы» – это череда как конфликтов внутри монашеского сообщества, так и претерпеваний от внешних агрессоров. Впрочем, для православного сознания картина вполне логичная: чем больше дары от Бога, тем суровее испытания и изощрённее искушения.
Русскому православию на Афоне исполнилась тысяча лет. То есть, практически сразу же после крещения Руси на Афон отправились наши подвижники. В течение этой тысячелетней истории несколько раз русская община Святой Горы стояла на грани полного уничтожения. Но вопреки всему выжила.
Были на Афоне и расколы. В свое время там появилось течение коливадов, православных консерваторов, которые сначала были лишены сана и канонического общения, претерпевали гонения, но потом были в массе своей канонизированы. На сегодняшний день в стадии медленного «уврачевания раскола» с Константинопольским Патриархатом находится монастырь Эсфигмен. И чем там закончится история, не очень понятно. Но история Эсфигмена показательна тем, что когда эта община отошла от общения с Константинополем, греческие власти несколько раз штурмовали монастырь, перерезали телефонный кабель, брали обитель в натуральную осаду.
В общем, Афон – это место очень сурового православия. И одними догматическими спорами там дело завершается далеко не всегда. В месте, где настолько напряжен нерв религиозной жизни, периодически искрит. Но история Афона даёт понимание того, что такое православный образ чувств и мыслей, что такое восточная христианская «ревность по вере».
Неоднозначно было и отношение к Афону со стороны Русской Церкви. Известно, например, что Серафим Саровский никого и никогда не благословлял на подвижничество на Святой Горе, увещевая просивших такого благословения тем, что там очень тяжелая жизнь и «невыносимая скука». С настороженностью к Афону относился и Святитель Филарет (Дроздов), который предостерегал:
И тоже не был сторонником массовой отправки русских людей на Святую Гору.
Тем не менее, Афон для всего православного мира стал важнейшим символом, государством монахов и земным уделом Богоматери. Этаким земным преддверием Царствия Небесного. Несмотря на всю драматичность истории Святой Горы, которая, думается, никуда не исчезнет до самых последних времен. Потому что сражение за истину и стояние в истине – это великий труд, который сопряжен и с великой жертвой. И ошибок на этом пути также не избежать. Эти ошибки были, и во множестве. Но они, пожалуй, только подчеркивают, насколько суровая духовная брань каждое мгновение истории идёт на Святой Горе.
Для России же община монастыря Святого Пантелеимона – это еще и явный показатель того факта, что в «сердце Православия» течёт и русская кровь, что мы – не на периферии, а в центре Вселенского Православия. По преданию, именно это самое сердце дало жизнь всему российскому монашеству. И то, что Путин стоял во время молебна в царской стасидии, вполне логично с точки зрения традиционной православной символики. Уже один тот факт, что президент России уделяет такое внимание Святой Горе, говорит о том, что православие в России живо. Живо не только организационно, не пышной внешней атрибутикой. Православие всё же стало для очень многих людей в нашей стране Истиной, той самой живой верой, которая преображает умы и сердца. И у всех нас по этому поводу есть надежда.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter