Эстонское кино изменяет сознание
Эстонцы и финны сняли кино. О войне. В Эстонии. Фабула картины в том, что граждане замечательной прибалтийской страны (без тени иронии) сражались по обе стороны фронта. Обычное дело. Неплохой фильм-середнячок о том, как одни наступали, другие отступали, палили, стреляли и, конечно же, любили. Лирическая история разворачивается вокруг одного эстонца — воина советской армии, который убивает другого эстонца — солдата Waffen-SS, а потом влюбляется в его сестру. Вокруг этой основной нити сюжета разворачиваются все остальные драматические линии. Кто хочет, посмотрит.
Интересно другое. Вот так посмотришь фильм… и в Советский Союз как-то совсем не хочется, да и к русским тоже. Хотя граждане были все советские на тот момент, эстонцы противоборствующую сторону называли не иначе, как русскими. Такие дела. При этом в фильме нет какой-то жуткой клюквы, кровавых эпизодов, в которых советские солдаты насилуют или расстреливают деревни. Но вот не хочется к ним, совсем.
Ну а чего хотеть к русским?
Во-первых, в фильме постоянно говорят про Сибирь. Как вы догадались не в смысле: «давно хотел взглянуть на Байкал». Например, родителей убитого эстонца, который был за немцев, конечно же, сослали в Сибирь. Или такой эпизод: встретились по дороге местные зажиточные селяне, и русский солдат, у которого бабушка была эстонкой, громко их жалеет: раскулачат, мол, сошлют.
В общем, Сибирь ждет, подкарауливает, потирает морозные лапы. Ну, и естественно все советское начальство жаждет отправить эстонцев в ссылку. Именно такое впечатление и возникает.
Во-вторых, у русских, понятное дело, НКВД. Естественно, ужасное. Капитан-политрук — кровожадная зверюга, все время спрашивает: почему не убили или не расстреляли. Да и вообще заставляет главного героя шпионить за своими же коллегами. В финале капитан говорит следующую фразу:
«Стреляй, и твоих близких сошлют в лагеря. Боитесь? Так и надо: советскую власть надо бояться». В этих словах вообще квинтэссенция западных представлений о советской власти.
В-третьих, русские, конечно, побеждают, но воюют как-то не эстетично, что ли. Бегут в своей мешковатой форме на укрепленные окопы, прыгают и норовят заколоть штыками. Настоящие дикари-с. В конце фильма картина маслом: Т-34 хладнокровно вминает в грязь убитого советского солдата. — Ехать же надо, не до соплей.
В-четвертых, с этими русскими все время связаны какие-то неприятные эпизоды. Вот главный герой приехал к своей возлюбленной и узнает, что эстонский город, в котором оставались только старики, женщины и дети, бомбили именно русские. А им-то сказали, что немцы. Вот летит советский самолет и девочку еле успевают спасти от его пуль.
Немцев в фильме нет, но к ним проникаешься каким-то уважением, что ли. Немецкая форма, конечно, красивее. Воюют эстонские солдаты Waffen-SS изящным начищенным оружием в красивых окопах и блиндажах. Да и вообще как-то они культурнее, что ли. Дают бабушке тушенку, и она такая в восторге: «сразу видно — немецкая». «Гитлер нас подвел» — говорит один из эстонских солдат. Да и правда: тем более, к концу войны выяснилось, что эстонцы принадлежат к арийской расе.
В «1944» есть один хороший русский, он же на четверть эстонец, по бабушке. Понятное дело, бородатый. Естественно, не забывает говорить про лагеря. Вообще хороший: в конце фильма убивает наповал политрука, который в приступе кровожадности отдает приказ расстрелять безоружных подростков в немецкой форме.
При этом фильм спокойный. Даже интересный. Нет тут какого-то надрыва. Есть сюжет на извечную тему о том, что в войне нет ничего хорошего. С этим, конечно, нельзя не согласиться. Показано одно нелицеприятное деяние со стороны эстонских эсэсовцев: расстреливают сдающихся в плен советских солдат. Один солдат РККА проворачивает такое же дело. Правда, его за это журят. В этом эпизоде советские войска лучше. Точнее, эстонцы в советской форме оказываются лучше эстонцев в немецкой.
Но просмотрев фильм как-то не чувствуешь разницы между советскими силами и немецко-фашистскими. Последние даже как-то поприятнее. Тушенка у них, манеры, лица, опять же, хорошие, неплохая форма… Это-то и страшно.
Неизвестно, что хуже: оголтелая русофобия и советофобия или вот такая, их lite-версия в фильме о вроде бы совсем других вещах.
В России на Кинопоиске фильм оценивается скромно: 5, 2 балла из 10. Что, впрочем, неудивительно. Российский зритель с такой трактовкой истории не согласен.
А вот европейцы поначалу очень позитивно оценили фильм на IMDb (международная площадка). И это тоже не удивляет. Сперва выставили больше 9 баллов из 10. Прокат картины только стартовал, так что, скорее всего, голосовали именно прибалтийские страны.
Впрочем, сегодня рейтинг снизился до 7, 7 баллов. Что делать… мир же не из одних жителей Прибалтики состоит.
Что нам с того?
Эстонцы, конечно, могут снимать такие фильмы, какие им вздумается. Мы можем только рассказывать свою историю, желательно красиво, доказательно и интересно. О том, что в 1944-1945 году советские войска пришли в Европу именно как освободители, причем так и воспринимались в то время. О том, что советская армия всегда старалась сберечь гражданское население. И, конечно, о том, что кровожадных и немного двинутых людей было в рядах РККА немного.
Еще один важный вывод связан с политикой Советского Союза. Во времена СССР многие окраины некогда единой страны жили лучше, чем ее центр, в частности, чем русские. Делалось это, видимо, для того, чтобы умилостивить периферию. Как видите, политика в духе комплекса неполноценности провалилась. После развала СССР сразу же начали писаться книги и сниматься фильмы об ужасных русских, по сравнению с которыми «1944» — это просто цветочки.
Какой выход? Конечно, нужно защищать свою историю, но самое главное — нужно жить лучше. Быть состоятельными, успешными и психологически независимыми от любой точки зрения со стороны. Тогда к нам точно потянутся, а мы уж решим, выгодно ли нам открывать дверь для сотрудничества, станем ли мы от этого еще успешнее.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter