После крушения «железного занавеса» многое в России стало меняться. Жители страны, особенно молодое поколение, и сами не заметили, как наступило полное засилье западной культуры: россияне стали смотреть голливудские фильмы, а отечественные деятели искусства пытались снять что-то похожее на них; россияне стали слушать западную попсу, с небольшой надменностью относясь к русской аутентичной музыке и советской эстраде; в конце концов россияне стали
гостиницу называть «отелем», вымогательство – «рэкетом», а
убийцу – «киллером».
Но за океаном нам почему-то не ответили взаимностью.
Там не стали слушать Аллу Пугачеву, смотреть «Иронию судьбы», а в английском языке так и не
прибавилось русизмов.
Однако на фильмах и коверкании родного языка дело не закончилось. В последние 20 лет россияне стали отмечать и римско-католический
День святого Валентина, и ирландский День святого Патрика и, наконец,
древнекельтский Хэллоуин. И если первые два особой угрозы, не
считая культурную экспансию, в себе не несут, то последний является событием, традиции которого восходят непосредственно к язычеству и связаны с оккультизмом, что противоречит христианским идеалам.
В народе и во власти на
празднование Хэллоуина реагируют по-разному. Во многих городах кельтский праздник, который приходится в ночь с 31 октября на 1 ноября, празднуется гораздо дольше: в выходные до и даже в выходные после. Многочисленные ночные клубы охотно представляют для этого площадку, устраивая костюмированные вечеринки, которые, надо сказать, посещает немалое количество россиян.
Ну а более «продвинутые» граждане следуют и другой хэллоуинской традиции – обходят дома, собирая сладости, или же эти сладости охотно раздают.
В то же время в России многие относятся к Хэллоуину с настороженностью и даже опаской. Некоторые и вовсе выступают против его празднования. Так, в Генпрокуратуру РФ и
прокуратуру Кировской области обратился юрист Ярослав Михайлов с требованием
проверить законность празднования кануна Хэллоуина на территории страны. По его
мнению, праздник является празднованием победы темных сил, то есть фактически сатанинским
обрядом.
Схожую позицию высказал и
глава Республики Крым Сергей Аксенов:
Моя позиция известна: это средство культурной и духовной агрессии, направленной на разрушение традиционных ценностей народов России. По сути, это "бытовой сатанизм" под видом костюмированных представлений и шествий.
Аксенов Сергей Валерьевич
В свою очередь пресс-секретарь
президента России Дмитрий Песков подобные настроения прокомментировал сдержанно, при этом напомнив:
Здесь, наверное, только можно маленькую позволить историческую реминисценцию: Новый год никогда не был традиционно русским праздником, тоже пришел из-за границы.
Песков Дмитрий Сергеевич
Не подвергая сомнению слова Пескова, отметим, что основная претензия к Хэллоуину относится даже не столько к иностранному его происхождению, что само по себе немаловажно, но к тому, что это иностранный праздник, который пропагандирует культ смерти, сатанизм и оккультизм.
Ну а то, что такой праздник наибольшей популярностью пользуется у подростков, справедливо вызывает у общественных активистов, психологов и священнослужителей опасение за психическое состояние подрастающего поколения.
Оккультизм всему голова
Исторические корни Хэллоуина
уходят в глубокую древность, когда зародился ирландский языческий праздник
Самайн, впоследствии ставший общим для жителей не только Ирландии, но и иных
Британских островов. Там его называли «праздником мертвых». Во время
празднования жгли костры, предсказывали будущее, убивали скот и прыгали через
костер. Знаменитая тыква со свечами внутри была создана как маяк для душ
умерших, дабы те не заблудились по пути в чистилище.
Накануне же всего этого празднества – 31 октября – устраивали праздник в честь бога Самхиана, повелителя смерти. Представителя той
силы, которую сегодня христиане называют князем тьмы, сатаной.
С приходом христианства
Самайн стали постепенно замещать Днём всех святых. Но языческие традиции
кельтов оказались весьма крепкими, так что древние обряды так и не удалось изжить из
празднования католического праздника. Так началось
взаимопроникновение католических и языческих элементов, благодаря чему и начали
формироваться зачатки Хэллоуина в его современном виде.
Сегодня Хэллоуин считается
типично американским праздником и незаменимым атрибутом американской культуры, хотя это и не совсем так. За океан он попал лишь вместе с эмигрантами из
Шотландии и Ирландии, после чего стал там активно популяризироваться. Лишь после этого кельтский праздник, получивший общественное признание в США, начал проникать в континентальную Европу, Россию и Азию.
Можно с уверенностью сказать, что это стало одним
из проявлений американской культурной экспансии и глобализации.
Безусловно, сегодня Хэллоуин
носит скорее развлекательный характер, нежели оккультный или религиозный.
Большая часть юношей и девушек, надевающих маски зомби, вампиров, ведьм и
прочей нечисти, имеют слабое и отдаленное представление о корнях праздника, воспринимая его лишь как
карнавал и способ развлечения. Однако такие «игры» ставят их в один
ряд с сатанистами, оккультистами, сектантами и иными опасными для души и тела
элементами.
Сатанисты и представители
других деструктивных сект считают Хэллоуин одним из своих главных праздников и
отмечают его на широкую ногу. Так, Фил Филлипс, автор книги «Хэллоуин и сатанизм», пишет:
«Хэллоуин – это день, который ведьмы празднуют более других дней».
Участники ведьмовских организаций не отрицают, что они продолжают праздновать Хэллоуин как религиозный праздник. Свидетельства об этом есть в ряде опросов, в частности в материале Cult Watch Response, в котором приводятся слова одной из участниц интервью:
«Да, многие последователи языческих религий отмечают этот день как религиозный фестиваль. Они относятся к нему как Дню Памяти по умершим друзьям. Это ночь разного рода гадания и вопрошания мёртвых о будущем. Также это ночь осуществления новых проектов».
В свою очередь известный исследователь
религиозного течения «Новая Эра» Тексе Маррс сказал об активности ведьм во
время Хэллоуина:
«Наши исследования подтверждают, что в эту нечистую ночь происходят шабаши ведьм, их попойки, танцы, извержение проклятий и заклинаний, сексуальные оргии, принятие новых членов в свой состав, а также приношение в жертву людей и животных».
Подражание сатанистам и
переодевание в костюмы нечисти, вероятно, не могут не сказаться негативным образом на
детях и подростках. Безобидные, на первый взгляд, обряды и карнавалы как минимум привлекают
внимание детей к сатанизму и оккультизму, а также снижают авторитет религий.
Так, едва ли не самым известным является случай, когда в ночь Хэллоуина вандалы
осквернили Троицкую церковь в Красноярске. С 31 октября на 1 ноября 2002 года они забрызгали краской икону,
написанную на стене Троицкой церкви, а снаружи на стенах алтарной части
нарисовали красной краской сатанинские знаки. Одновременно были осквернены пять
могил бывших настоятелей храма, которые находились на территории церкви.
Повсеместно практически то же самое в ночь Хэллоуина происходит и во многих российских городах.
Подобные случаи вызывают справедливое недовольство христиан, которые пытаются обратить на проблему внимание властей. Так, известен случай, когда Архиепископ Екатеринбургский
и Верхотурский Викентий обратился к главе образования Свердловской области с
просьбой запретить учащимся праздновать Хэллоуин в общеобразовательных
учреждениях. В итоге в школах Свердловской
области теперь нет хэллоуин-вечеринок.
Негативное влияние на
психику
Психологи в один голос
рассказывают про кельтский праздник весьма нелицеприятные вещи. Так, доктора
психологических наук В. Абраменкова и В. Слободчиков, которые занимались исследованием влияния Хэллоуина на психическое здоровье людей, независимо друг от друга пришли к одинаковым выводам:
«Совместное негативное возбуждение (беснование) оказывает сильнейшее психофизическое суггестивное и разрушительное воздействие на детей и подростков. Это приводит к общей деморализации участников празднования Хэллоуина. Фактически происходит подмена и переворачивание общечеловеческих представлений о добре и зле, красоте и безобразии, истине и лжи. При этом снимаются естественные для человеческой и особенно ранней детской психики табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека».
Как видно, Хэллоуин является не просто одним из инструментов экспансии
американской культуры в России, но и несет в себе непосредственную угрозу
духовному здоровью нашей молодежи. Это маркер,
который демонстрирует, что обезьянничание вслед за Западом всё еще имеет место
в российском обществе и что подобная практика не всегда носит безобидный характер.
Нужно понять, что подобное копирование не всегда полезная практика. Вместо того, чтобы перенимать бесполезные и порой вредные праздники, феминизм, гедонистический образ
жизни, "комеди-клабы" с глупыми шутками ниже пояса, странные ситкомы и прочие
фастфуды у Запада, нам бы взять что-нибудь полезное, да и то с учетом российской «почвы». Ведь и свои традиции у нас не менее сильны, ну а нравственность и трезвость общества - это залог создания могучего государства.