аналитика
17 Января 2016, 10:41


Почему советник президента РФ не одобряет поборников копирайта

1 372 11
Почему советник президента РФ не одобряет поборников копирайта Фото: gazeta.ru

В самый канун “старого Нового года”, выступавший в ночном эфире канала “Россия 24” советник президента страны по вопросам интернета Герман Клименко, помимо прочего, сделал важное заявление, касающееся защиты авторских прав:

“Сейчас жестко педалировать эту тему не стоит - экономика поднимется, можно будет вернуться к этому вопросу…когда ситуация слишком тяжелая, людей не надо излишне терроризировать этими вопросами”.
Клименко Герман Сергеевич

Чисто формальным фоном для такого интервью стала ситуация с запретом популярного торрент-трекера RuTracker. Решение о его “вечной блокировке” было вынесено еще 9 ноября, но спустя положенный месяц в законную силу так и не вступило. Этому поспособствовали апелляции, поданные и рядом общественных организаций, и 7 тысячами пользователей ресурса.

Но, разумеется, проблема состоит далеко не только в пусть важном, но далеко не единственном для российской части Интернета “Рутрекере”. В конце концов, борьба с громкими судебными тяжбами при существующем уровне возможностей обхода всех этих “вечных блокировок” сродни попыток донести воду в решете.

Мало-мальски искушенные в вопросах интернет-серфинга люди все равно найдут способ найти то, что им нужно. Если уж даже китайцы с иранцами умудряются посещать заблокированные властями их стран сайты, то россияне в этом смысле не менее “продвинуты”. Хотя, конечно, для полных “чайников” сообщение о “странице 404”, действительно, может стать “маленькой трагедией”.

Так что, с точки зрения техники обхода блокировок, будут продолжать профильные российские ведомства защищать авторские права или резко “сбавят обороты” — особой разницы для пользователей Рунета не представляет. Но все же приятно, что не последний человек из окружения главы государства озвучил на редкость трезвый взгляд на сложившуюся ситуацию. Как раз с точки зрения государственного мышления — в полном смысле этого слова.

***

Действительно, со времен Древнего Рима умные правители знали, что для поддержания стабильной ситуации в обществе последнему надо обеспечивать регулярный доступ к двум вещам: “хлебу и зрелищам”. Именно поэтому за пару тысячелетий до анонсированного Марксом и Энгельсом коммунизма раздача бесплатного хлеба римским беднякам производилась тогдашними госструктурами с завидной регулярностью. Ну а насытив “демос” телесной пищей, следовало удовлетворить запросы в пище “духовной”. Для этого организовывались массовые торжества, гладиаторские бои, гонки на колесницах и т.д. Тоже, кстати, проводимые безо всяких “входных билетов” для зрителей.

С тех пор суть вышеозначенной практики изменилась мало. Разве что бесплатный хлеб в мало-мальски развитых обществах и так в достатке, а доисторические “цирки” заменил телевизор.

Но все же народ в нынешнее время куда более грамотный и ему требуется и более изысканная и индивидуальная “духовная пища”. Послушать нравящуюся музыку в любое удобное время, посмотреть любимое кино, прочесть интересную книжку.

И особенно такие духовные потребности становятся важными и актуальными, когда не все в порядке с “телесной жизнью”. Не тогда, когда не во что одеться и нечего есть — слава Богу, такая опасность россиянами не угрожает. Но многим омрачает душу и ставшая невозможной замена каждый 3-6 месяцев смартфона на еще более “крутой”, и необходимость отложить на пару годиков мечту о новой машине.

Не секрет, что одним из важнейших факторов успешного выхода США из Великой Депрессии 30-х годов стала деятельность “фабрики грез”, Голливуда. Именно его фильмы давали находящимся в состоянии полной безнадеги американцам картинки лучшей, светлой жизни. И самый тяжелый экономический кризис удалось пережить без скатывания в левый радикализм или откровенный фашизм, как во многих странах Европы.

Про студентов и говорить нечего. На стипендию чуть больше тысячи рублей в месяц и так почти ничего не купишь, что уж говорить о приобретении новых книг, дисков любимых групп, билетов на их концерты. Между тем, неработающая молодежь (даже если она учится) — это такая “взрывоопасная” категория граждан, легко увлекающаяся разными радикальными идеями, не всегда заканчивающимися хорошо, в том числе для нее же, как это убедительно показывает опыт украинского “Майдана”, начатого местными “онижедетьми”.

***

И тут на пути удовлетворения духовных потребностей российского общества через общедоступный и бесплатный Интернет возникает проблема “авторских прав”, получившая современную трактовку лишь в самые последние десятилетия. Потому что еще полвека назад даже на Западе никто не считал нарушением этих самых прав ни наличие книг и грампластинок в общедоступных публичных библиотеках, ни переписывание аудиозаписей на любительские магнитофоны.

Но когда Интернет сделал эти процессы максимально доступными и массовыми, авторы, издатели, продюсеры, исполнители в один голос завопили: “Караул – грабят! Мы скоро по миру пойдем!”. В ответ на это с Запада и пришло в Россию поветрие на “копирайт”, быстро и метко перекрещенное на интернет-форумах в “копирастию”.

Небольшой объем статьи не дает подробно рассмотреть обоснованность перенесения западного опыта “копирайта” на российскую почву. Если коротко, то это, во-первых, как мельком указывалось выше, бессмысленно, во-вторых – чревато опасными социальными последствиями.

А насчет “разоряющихся правообладателей” — ой, не смешите. Никто из них милостыню в переходе не просит и просить не будет, потому что даже если в один прекрасный миг законы о защите авторских прав в России перестанут действовать от слова совсем, исполнители все равно будут продолжать получать немалые гонорары от концертов во время гастролей по стране, участия в телевизионных программах и пр. Авторы тоже по миру не пойдут, получая процент от продажи “бумажных” книг.

Никого ж не задевает право любого гражданина сварить дома кофе за символическую цену вместо того, чтобы платить в десятки раз больше за тот же кофе в ресторане? А вот желание посмотреть на собственном "компе" убогую "экранку", скачанную с торрент-трекера вместо шикарного 3D-изображения в кинотеатре у многих "ревнителей интеллектуальных прав" вызывает прямо-таки "зубовный скрежет"

Другое дело, что все творцы имеют, в общем-то, вполне объяснимое желание иметь еще большие прибыли — в идеале, с каждого, кто прослушает запись их песни или прочтет с какого угодно носителя их книжку. Ну так надо ж быть реалистами. Даже в “цитадели копирастии”, США, власти пока не дошли до такого абсурда, как штрафы для тех, кто дает родным-друзьям просмотреть даже лицензионный фильм или купленную в магазине книжку. Хотя на таких товарах, вроде бы, пока еще не пишут что-то вроде “допускается коллективная лицензия – до 10 пользователей”, по образцу лицензионных компьютерных программ.

***

Ну а в России всегда были другие основы в том числе и “зрелищного” искусства. Те же скоморохи, предтечи современных и циркачей, и артистов, и певцов, сначала дарили радость своими выступлениями собравшимся на городских площадях людям, а уж только потом ходили с “шапкой по кругу”, собирая пожертвования от публики. Именно пожертвования, кто сколько может, а не твердую “таксу” с каждого зрительского “носа”.

И великие писатели тоже были в первую очередь обеспокоены воздействием на души сограждан, максимального распространения творчества, а не подсчетом максимальных барышей, хотя и они, конечно, тоже лишними не были. И уж точно не скандалили с устроителями библиотек из-за того, что их книги, находящиеся в таких заведениях, снижали общие тиражи у книгоиздателей.

В конце концов, “обиженным” правообладателям не стоит забывать и об одной важнейшей вещи: они так же зависят от своей аудитории, как и она от них. Собственно, слушатели и читатели зависят даже в меньшей мере — так как, если уж “копирастеры” действительно “закрутят все гайки”, могут без малейшего вреда (чтобы не сказать пользы) перейти на “классику”, срок “патентной защиты” которой уже давно прошел.

А вот “модным и современным” без “неблагодарных, потому что любят “халяву”, россиян — просто никуда. Было бы куда податься, любящие рассуждать о своем российском патриотизме при условии западных юридических принципов “креаклы” уже давно бы махнули на столь вожделенный своим “порядком” Запад. Только кто их там будет слушать, смотреть, читать? Чтобы творить конкурентоспособные вещи в культуре, надо в этой культуре родиться. А “ареал” рожденных в России за ее пределами — в лучшем случае аудитория местной эмигрантской тусовки. Исключений единицы и они всем известны.

Конечно, советник президента по Интернету не Госдума и даже не Верховный Суд, чтобы лично изменить юридическую практику защиты копирайта в России. Но вообще, есть такая мудрая пословица: “Жестокость законов российских компенсируется необязательностью их исполнения”. Остальное можно вслух не говорить.

Так что “правообладателям” и “защитникам их прав” для своей же пользы, думается, следует понять и принять то, что уже начинают понимать в “коридорах власти”. В кризисное время не до крохоборства.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров