Музеи выходят на передовую информационной войны
Современное общество в значительной степени информационное —
и можно утверждать, что «холодная война» сейчас происходит не только в
экономике, но и на информационном поле. Наглядно это видно на информационных
вбросах, когда какой-либо факт специфически подается значительным количеством
СМИ, включая интернет; но не менее важна война позиционная, которая ведется не
на сиюминутных инфоповодах, а на историческом поле. И в этом плане музеи
являются «укрепрайонами»: когда историческая правда подтверждается физическими артефактами
прошлого, попытки выдать вранье за истину смотрятся бледновато (хотя, конечно,
есть и такие, кто верит что угодно, лишь бы ему это импонировало). Уникальность
музеев в плане предоставления информации, в отличие от СМИ и пр. в том, что
физические предметы, они обладают особой, наглядной убедительностью: «да, так и
было — вот лежит подтверждающий факт».
В современном мире музеи изменили свою историческую методологию работы, реагируя на изменения социокультурной ситуации. Если раньше музеи обращали внимание только на прошлое, хранителями которого они и выступали, и целью экспозиции строго был исторический объект (набор таковых), то в современности целью экспозиции является осмысление прошлого, рефлексия от истории к будущему через настоящее. Важно не только рассказать «как было», но и наглядная демонстрация «к чему это привело в прошлом» и «что надо учитывать в будущем в связи с этим». Форма подачи материала зависит от направленности музея, состояния фондовых коллекций и т.д., но уже невозможно подавать факты без интерпретации. И, как следствие важности знания истории для развития общества, современная экспозиция неизбежно сталкивается с современной же политической жизнью во всей ее многогранности. Таким образом, музеи сейчас, обозревая исторические события, всегда стимулируют дискуссии и по современным проблемам, связанным по теме с экспозицией, и тем самым играют значительную роль в формировании исторической памяти, понимании прошлого и, в конечном итоге, — в становлении государственности России как державы.
В России сейчас имеется понимание важности проблемы, и музеи выходят на передовую, организовывая тематические экспозиции и выставки. При этом очень радует отчетливая тенденция охвата истории всех периодов существования России, подаваемая в корректном патриотическом плане: не должно быть периодов, за которые надо «стыдиться», что пытаются продвинуть либералы (нападая в основном на советский период, во время которого, несмотря на все недостатки, Россия имела значительные темпы развития и имела значительную геополитическую «весомость»). Чтобы не быть голословным, приведу примеры.
Центральный музей Великой Отечественной войны
Но важны не только темы, имеющие непосредственно отношение к
актуальным событиям, но и более отдаленные исторически. Здесь можно привести в пример
Государственный Исторический музей, который организовал закончившуюся две
недели назад международную
Важно и совсем отдаленное прошлое: Ярославский
государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в этом
году
России было чем гордиться во все времена — и это нельзя забывать.
К сожалению, в России сейчас нет государственного органа,
который отвечал бы за исторически корректную и политически верную подачу
истории, и поэтому встречаются и выставки, которые подают исторические факты в
антироссийском ракурсе. В качестве примере приведу
На этом примере удобно отметить важный факт: музеи, поддерживающие патриотическую позицию, всегда выступают с позиции предъявления исторических фактов, антипатриотическая же позиция в лучшем случае тенденциозно искажает интерпретации таковых, а обычно — изображает из себя голого короля из всем известной сказки.
Например, в феврале в Музее современной истории
«Документы, которые вы здесь видите, раскрывают реальные цели и методы немецкой оккупационной политики в отношении украинского населения. Исторические факты разбивают мифы, навязываемые современной украинской идеологией, согласно которой националисты из ОУН-УПА — борцы за независимость Украины. На деле бандеровцы представляли из себя отпетых душегубов, которые беспощадно убивали поляков, евреев, белорусов, русских и даже своих земляков-украинцев, ежели те выказывали какое-то несогласие. Сегодня на Украине пытаются об этом забыть. Как и о подвиге Советской армии в освобождении Украины, а также о беспрецедентном восстановлении силами и средствами СССР порушенного войной народного хозяйства страны. Впрочем, исторические источники неумолимы. Они лучше любых слов и лозунгов говорят о том, кто на самом деле враг, кто предатель, а кто герой. Каждый может посетить нашу выставку и убедиться в этом лично»,
В этом и состоит важность музеев на идеологической передовой: каждый может прийти и убедиться. Лично. На фактах.
На этом примере наглядно видно, что позиция «против исторической правды» попросту вызывает жалость. Это вконтактике и на форумах можно верещать «все было совсем не так, как на самом деле, Бандера — герой» и т.д. Но, если бы точки зрения были равноправны — отличались бы только интерпретацией — то существовали бы выставки фактов и «с другой стороны баррикад». А что мы видим на самом деле?
«
Где же исторические факты героизма щирых укров? Где глубина
истории? А ее нет и не может быть — так как, если копать, то непременно будет русская история, а не «самостийная». Впрочем,
если копать усердно и с фантазией, то
Так что в плане агитации за щирость приходится
довольствоваться
Это было бы смешно, если бы не было стыдно: малороссы — это ведь тоже мы, русские, только часть их мутировала в щирых укров, родства не помнящих…
Следует сказать и о музеях не-исторического плана. Если
именно исторические музеи вполне научно отображают историю, то имеются еще и «музеи
современного искусства» и т.д. — самым известным примером, чтобы не углубляться
в тему, является деятельность «музея PERMM» в Перми под руководством Марата
Гельмана, который был уволен с должности за
Убедительная просьба: не путайте, пожалуйста, исторические музеи, которые демонстрируют нам исторические факты, важные для современности, и такие вот «музеи», которые являются лишь площадками дли либеральной антироссийской пропаганды.
А закончить заметку хотелось бы словами Николая Михайловича Карамзина:
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter