аналитика
21 Декабря 2015, 22:39


От театра до прачечной – один шаг без возврата

1 385 5
От театра до прачечной – один шаг без возврата Фото: culturalforum.ru

Санкт-Петербургский Международный культурный форум, завершившийся накануне в северной столице, был итоговым мероприятием по переходу от Года литературы к Году кино. Среди событий форума - решение о признании культурным наследием пятнадцати отечественных фильмов. Участники мероприятий не забыли и о том, что исполняется 70 лет ЮНЕСКО. На форуме отметился и министр культуры РФ Владимир Мединский, рассказавший о позиции в отношении театров, кино и подведомственных Минкульту вузов, где готовят кадры для отечественной культуры.

Позиция рациональна и проста: свернем прием на “непрофильные специальности”, такие как актерское мастерство и продюсерство, чтобы выпускники перестали приходить в министерство, в том числе и по блату, за устройством в “хороший театр”.

Понять это можно так: сначала приучим к блату и блатным направлениям на работу, а потом начнем бороться, сокращая количество мест в вузах - бюджетных и заочных мест. То есть, для борьбы с “непотизмом и симонией” (блатом и продажностью чиновника) проще сократить количество актеров, продюсеров и режиссеров, чем самих чиновников, а о вопросах роста уровня театров и говорить не станем. Кстати, а ведь и музейные работники тоже чаще всего готовятся на заочной форме, потому что в этой сфере велико число людей, которым учиться и работать - единственная реальная возможность получить образование.

На совести министра культуры оставляем следующие слова: «Если вуз пользуется спросом, люди платят деньги. А если не платят деньги, значит, он на фиг никому не нужен». Тут уместно вспомнить знаменитую прачечную из старого анекдота про звонящий в Минкульте телефон…

Значит, если вуз требует денег, а у талантливого человека их нет, то и сам человек “нам такой на фиг не нужен”. Браво, министр! Потом проплаченные спонсорами актеры придут в министерство просить места в “театрах получше”, и ни у кого не возникнет когнитивного диссонанса. А те, кто после бюджета могли бы работать в театрах областного уровня с их вечным дефицитом кадров - это ненужные кадры. Оказывается, проблема решается просто - нет кадров, нет проблемы распределения кадров.

А теперь просто посмотрим на количество театров в стране…

Понятно, что позиция министра, согласны мы с ней или нет, чем-то обоснована. А вот, пожалуй, хороший пример мнения внутри отрасли - дискуссия мэтров на тему провинциального театра и вуза, в которой звучат такие слова:

“Да куда только не идут выпускники театральных вузов. В Свердловске, например, есть курс пластики, который ведет замечательный человек Слава Белоусов, ученик Дрознина. У него нет отбоя от поступающих. К нему народ валит толпами, причем за деньги. Почему? Да потому, что потом его ученики идут в стриптиз-бары, кабаре, варьете и т.д.”, - заявил Олег Лоевский, арт-директор фестивалей «Реальный театр», «Фестиваль малых городов России», «Пространство режиссура», «Чир-чиян», заместитель директора по творческим вопросам екатеринбургского ТЮЗа.

Александр Попов, генеральный директор продюсерской компании «Руартс продакшн» (Москва), основатель и директор Летней школы им. Станиславского (Бостон, США):

“Другими словами, проблемы у столичных и провинциальных вузов во многом едины. Но я предлагаю для начала определиться с предметом. Имеешь ли ты в виду только вузы — или театральные училища тоже? Кроме того, надо отметить, что произошла некая эрозия названий. Раньше, мы помним, были культпросветучилища, театральные училища, а также институты искусств, институты культуры и театральные вузы. Причем, если раньше в «кульках» нельзя было получить специальность «актер театра и кино», то теперь можно”.

Налицо, так сказать, коммерческий кризис жанра, который выражается в перепроизводстве продукта. И система “будут платить деньги” тут делает свое дело: те самые “кульки” (культпросветучилища), стремясь получить денег и повысить популярность у абитуриентов, начали штамповать “актеров театра и кино”, количество же этих специалистов просто не поддается учету. И все они как-то трудоустраиваются - кому повезет, окажется в Дедах Морозах или аниматорах торгового центра, кому не очень - станет менеджером, как это теперь модно, особенно профильным, в магазине матрешек, где требуется старший менеджер. менеджер, младший менеджер, помощник младшего менеджера и далее…

Пока Минкульт явно не заботится о том, что провинциальный театр России - это наследие системы дореволюционных, начала прошлого века, театров, в которых играли и мастера высокого класса, и новички, пробивающие себе путь на столичные сцены. В те времена Минкульта не было - ходить за устройством в “хороший театр” не случалось. И российская провинция блистала звездами сцены и постановками.

Кстати, в советские времена, например, на спектакли бакинского театра русской драмы из Москвы приезжали… Так что, система держалась, а потом ее стали переводить на коммерческие рельсы, оставив финансирование областного и районного уровня на самотеке, по остаточному принципу.

Отрыв театральной провинции от столиц - это начало гибели культуры, изоляция населения от культуры. Это массовое перерождение театров в приснопамятные прачечные с характерным для них языком и уровнем обслуживания.

Театр, культура, музеи - это очень деликатная и тонкая область, в которой переплетается коммерческая составляющая с искусством - результатом становится либо засилье низкопробного телесериала, где “актеры театра и кино” изображают невесть что, попав туда разными путями. Не будем доходить до уровня прачечной в комментариях относительно путей на звездные вершины.

“Хороший театр” - это, можно предположить, либо столичный, либо отлично управляемый коммерческий, типа “Театра Луны”, где можно поставить все - и народ пойдет на дорогой билет.

Тут Минкульту и лично Владимиру Мединскому подумать бы об уровне театра и кино как такового, потому что плодить страшилки типа “Левиафана” про Россию можно и так - денег всегда дадут, а вот растить актеров, режиссеров и продюсеров настоящего искусства, как и работников музеев, архивов и даже домов культуры в провинцию, это дороже обходится. Потому что они неприбыльны, но очень востребованы.

И если все измерять только рентабельностью, то культура умрет, ее некому и нечем будет подпитывать снизу, где часто застревают таланты.

«Культура сейчас находится под ударом, она на первых рубежах борьбы с нецивилизованностью. Если будет уничтожена память о прошлом, мы, в первую очередь, европейская, средиземноморская цивилизация, перестанем существовать. Культуру надо защищать, это должны понять и люди, и государства. Культуру нельзя трогать», - сказал на форуме директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Если государство в вопросах культуры начинает ориентироваться только на рыночные потребности и фактически - словами министра культуры - начинает отказ от политики регулирования в сфере культуры, то возникает вопрос о нужности самого министерства. Чем оно будет заниматься, если рынок и так решает все? Пусть чиновники займутся более полезным делом. А культура будет управляться корпорациями и постепенно перестанет быть значимой составляющей патриотического воспитания, как это выгодно с либеральной точки зрения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров