Прошедшая неделя оказалась весьма насыщенной для поклонников российского кинематографа. Информационное пространство было взбудоражено трейлерами сразу нескольких фильмов, качество которых, что называется, «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Видео: youtu.be
Видео: youtu.be/
Здесь мы не будем заниматься художественным анализом картин, субъективная оценка которых равна «отлично».
Интересует другое.
Основные жанровые направления современных картин — комедии, фантастика, а также историческое кино.
Российские киноделы поймали течение: жители нашей страны все-таки мало интересуются нелокализованными историями и созерцательно всегда направлены вглубь себя. Зрителю приелись не только идеальные, прилизанные голливудские пейзажи и предсказуемые истории, но и лубочные русские.
Набор стереотипов в виде шапки-ушанки, водки, балалайки, а теперь и прибавившийся к этому обязательный олигарх — не то, чего ждет наш потребитель.
То, что называется в современности боевиками, также оказалось чуждо российскому человеку. Накачанные мужики, «поливающие» врагов свинцом, повержены в начале нулевых «Братом» и имели успех в России лишь в силу своей некогда запретности и новизны.
“За 15 лет активного развития кинотеатрального рынка мы изучили предпочтения нашего зрителя. Более того, мы проводим фокус-группы и опросы наших зрителей. Последний большой опрос Ленфильма показал интерес к историческим проектам с новым взглядом на историю, а так же к экранизации классики. Пристрастия зрителя остаются примерно одинаковыми“.
Нынешний российский кинематограф строит «базу». Использует огромный запас великолепных и до сих пор нетронутых историй, дабы закрепить достигнутый на внутреннем рынке успех.
Идем на Восток
Но не только внутренний рынок интересует наших киношников. Выход на мировую арену, конечно же, затруднен конкуренцией с самым дорогостоящим и медийно поддерживаемым продуктом — голливудскими фильмами. Однако не все так плохо: как показали события последнего времени, не стоит ориентироваться только на Запад. Огромный рынок стран БРИКС, где любят российское кино и даже делают ремейки на советские фильмы, может стать прекрасным союзником российского кинематографа. Так, за несколько лет наше кино достигло заметных результатов:
"Сталинград"
"Сталинград" завоевал любовь зрителя не только в России. С успехом прошел прокат в Китае: на сеансы в кинотеатры пришло почти 2 миллиона зрителей.
"А зори здесь тихие"
"А зори здесь тихие" произвели настоящий фурор — по мотивам советской ленты снят сериал из 19 серий. Число китайцев, посмотревших данное творение — более 400 млн человек.
"28 панфиловцев"
Видео: youtu.be
Еще не выйдя на экраны, уже стали ярчайшим примером востребованности достойного и честного кино. За короткий срок на фильм о подвиге оборонявших Москву в 1941-м было собрано посредством краудфайндинга более 30 миллионов рублей. Количество привлеченных народных средств и трейлер выше говорят сами за себя: российское кино развивается.
Власти, кстати, прекрасно видят силу кинематографа и по мере возможностей направляют средства на проекты, которые успешно показывают себя на начальных этапах. С "28 панфиловцами" так и случилось: после демонстрации спроса на кино подобного рода съемочной группе был предоставлен значительный по своей сумме грант от Министерства культуры.
Без поддержки государства в прокат, например, не вышли бы ни "Легенда №17", ни "Сталинград", ни "Поддубный". Открытая защита проектов, внедренная по инициативе министра культуры Владимира Мединского, благоприятно повлияла на качество проектов.
Когда-то, в начале прошлого века, кино был присвоен статус важнейшего из искусств. Спустя почти столетие ничего не поменялось. Благодаря ярким и запоминающимся образам можно создавать благоприятное настроение в обществе либо же, наоборот, привлекать к важным проблемам, решение которых возможно лишь сообща.
Кино стало самым эффективным рычагом легендарной «soft power», которая столь почетна у российского руководства.
На сегодняшний день работа наших кинематографистов — это не только сфера развлечений. Это также демонстрация нашего, русского взгляда на историю и проблему человеческих ценностей. Демонстрация пути, альтернативного западному. Такое кино, стремящееся к правде, невозможно смотреть, пожевывая поп-корн.