аналитика
15 Мая 2015, 15:20


Страна празднует — либералы извиняются

2 608 12
Страна празднует — либералы извиняются Фото: VLADJ55 / Shutterstock.com
Определенная часть наших публицистов обладает весьма интересным складом мышления и исторической памяти.

Совершенно безошибочно можно угадать, о чем они будут без конца писать, например, в дни, когда вся страна отмечает 70-летие Победы и чествует ветеранов Великой Отечественной войны. А наши публицисты будут писать о пакте Молотова–Риббентропа и мифической «ответственности Советского Союза за развязывание Второй мировой войны». С еще большим упоением  — о штрафбатах и заградотрядах; об обидах, причиненных бойцами Красной Армии мирному и ни в чем не повинному населению Германии. И т.п.

Для них история Великой Отечественной войны сводится к этому. А вывод всегда один и тот же: мы должны не праздновать, а скорбеть и каяться. Бесконечно каяться и извиняться перед «цивилизованным миром».  За Молотова и заодно, видимо, за Риббентропа.

И дальше за всю историю — тоже каяться.

Перед всеми странами Восточной Европы — за без малого полвека «народной демократии», перед Венгрией — за 1956 год, перед Чехословакией — за 1968-й, перед Украиной — за 2014-й.

Пока что вроде бы нет призывов каяться перед Афганистаном за 1979-й, но это, видимо, временная недоработка составителей тезисов и методичек для либеральной публицистики. Странное дело — никогда не услышишь призывов противоположного свойства. Нет, я даже не про то, чтобы каяться за что-либо перед Россией (например, за военные разрушения или без малого 30 миллионов загубленных жизней ее граждан) этого, конечно, и в мыслях допускать даже нельзя. Но хотя бы за то, за что с таким упорством призывают каяться нас.

С предвоенной Германией, которой правил Гитлер, заключали договоры и пакты едва ли не все крупные европейские государства, одни Мюнхенские соглашения чего стоили.

Нет, никто никого — ни Великобританию, ни Францию — каяться не призывает, но Риббентропом перед нами все размахивают. Судьба «пражской весны» многократно оплакана публицистами, но никто не просит отчего-то, чтобы, например, США покаялись за вторжение на Гренаду в 1983-м, страны НАТО — за бомбардировки Югославии в 1999-м или полномасштабную военную агрессию против суверенного Ирака в 2003-м.

Я вовсе не собираюсь оправдывать здесь и сейчас все исторические события, которые кому-то кажутся не заслуживающими одобрения. Суд над историей — вообще занятие достаточно бессмысленное. Раздача спустя десятилетия позитивных или негативных оценок фактам и действиям, о которых, не говоря уж об их контексте, причинах и скрытых пружинах, мы имеем весьма отдаленное и однобокое представление, на самом деле уводит нас от их смысла, от понимания, почему история пошла именно так, как пошла.

Настойчивые призывы к покаянию за все, что кому-либо не нравится в нашей истории, мне кажется, вызваны вовсе не стремлением к нравственному очищению и просветлению соотечественников. Иначе авторы этих призывов вспомнили бы знаменитое «не судите, да не судимы будете». Причина, думаю, в другом — в стремлении воспитать в целом народе коллективный комплекс национальной неполноценности, заставить его в День Победы вспоминать не героев войны, а Риббентропа.

А комплекс неполноценности, как известно, омертвляет волю, уничтожает историческую память и отбивает охоту думать о своем предназначении.

“Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал”. Это не я сказал, это сказал Пушкин. В письме “обличителю” Чаадаеву. И задолго до 1939 года.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Помочь проекту


Новости партнеров
Реклама
Видео
Реклама
Новости партнеров